В школы вернут лучшие традиции и будут отчислять за плохое поведение
Интегральные оценки и оценки за поведение вновь появятся в российском образовании. Эти и другие новшества призваны скорректировать издержки системы ЕГЭ и повысить статус учителя

В российских школах в ближайшем будущем появятся новые оценки. Точнее, вернутся старые: речь идет об оценке за поведение, а также о некоем аналоге среднего балла, существовавшего еще во времена СССР. С инициативами еще в декабре прошлого года выступили в Совете по правам человека: там считают, что это поможет формированию культурного кода молодых людей, а также усилит воспитательную функцию школы. Владимир Путин эту идею поддержал, а значит, нужно готовиться к ожидаемым переменам.
С одной стороны, новые показатели в довесок к уже имеющимся напрягают: учителя перегружены отчетами, дети и так страдают от ОГЭ и ЕГЭ. С другой стороны, вышло так, что именно внедрение единого государственного экзамена и породило ряд проблем в школьном образовании. Исправить это можно двумя способами. Первый — отменить сам ЕГЭ. Но как бы этот экзамен ни критиковали, речи о его отмене все же пока не идет. А второй способ — придумать, как можно вернуть утраченные дух, цель и смысл школьному образованию. «Монокль» изучил готовящиеся и уже принятые новшества.
От предложений — к поручениям

В декабре прошлого года Владимир Путин провел ежегодное заседание Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Часть вопросов касались образовательной сферы. Председатель СПЧ Валерий Фадеев, рассказывая об итогах работы Совета в области образования, привел не слишком радостную статистику.
Всего 18% молодых людей, едва окончивших школу, знают, куда впадает главная русская река — Волга. Среди старшего поколения, которое окончило еще советскую школу, правильный ответ тоже знают не все, но все же это 60–70%. Еще на один вопрос — кого убил Чичиков в поэме Гоголя «Мертвые души»? — верный ответ дали лишь 7% вчерашних выпускников. Что это, как не приговор нынешней системе образования?
Такое положение дел можно назвать косвенным следствием ЕГЭ. Это не просто выпускной экзамен в школе — от него зависит поступление в высшее учебное заведение и, по сути, траектория жизни молодого человека. При этом, целенаправленно готовясь к ЕГЭ по нужным предметам, старшеклассники предпочитают вообще не тратить время на изучение остальных дисциплин, которые для поступления в университет не нужны.
В список самых невостребованных предметов угодили история, литература и география. А ведь именно они формируют культурный код и мировоззрение, расставляют ценностные приоритеты, учат гуманизму, помогают осознать свое место в системе сложных общественных отношений, в конце концов. Не говоря уже о том, что Россия — исторически литературоцентричная страна, для нас это не просто еще один вид искусства. Даже историю России мы больше помним по литературным произведениям, нежели из учебников.
В этом году литературу выбрали лишь 5,4% экзаменующихся, историю — 12%, а география много лет держит титул самого непопулярного экзамена: ее сдают обычно от 2,5 до 3,5% выпускников.
Интегральная оценка знаний
Инициатива СПЧ состояла в том, чтобы как-то стимулировать учеников больше изучать непрофильные предметы, иначе через несколько лет на вопрос, куда же впадает главная русская река, не ответит уже никто. В СПЧ предложили внедрить систему, которая позволит оценивать знания школьника по предметам, не входящим в список обязательных экзаменов ЕГЭ, и разработать критерии, как эти оценки могли бы учитываться при дальнейшем поступлении в вузы.
Во многих странах есть аналоги ЕГЭ, но практически везде есть и другие формы оценки знаний школьников, рассказал Валерий Фадеев на пресс-конференции 14 июля, посвященной ходу реализации поручений президента: «Это могут быть, как в Германии, средние оценки чуть ли не за все годы обучения. В Советском Союзе был аттестат зрелости, где выводился средний балл. Этот средний балл приплюсовывался к оценкам, которые абитуриент получал на экзаменах при поступлении в вуз. Нынешняя наша ситуация фактически уникальна. Похоже, нигде в мире нет такой ситуации, чтобы никак не оценивались знания школьника по предметам, не входящим в список ЕГЭ. Значит, надо что-то с этим делать. Мы в соответствии с поручением президента провели массу обсуждений — с преподавательским сообществом, директорами школ, с ректорами вузов, как выставлять некую интегральную оценку выпускнику школ».
Если быть совсем точными, то интегральная оценка и средний балл не совсем одно и то же. Интегральная оценка, следуя из математического определения, должна отражать не просто результат сложения, а учитывать и иную активность ученика, начиная с инициативы, проявленной на уроке, и заканчивая посещаемостью. Такие оценки на данный момент используются в высших учебных заведениях. Как это будет внедрено именно в школах и как будет влиять на последующее поступление в университет, сейчас обсуждается.
Один из вариантов, который также предлагался СПЧ, — учитывать эту оценку в качестве индивидуального достижения, и вуз может за него начислить абитуриенту дополнительные баллы при поступлении. Как за сдачу нормативов ГТО, возрожденных в 2014 году: обладатели соответствующего физкультурно-спортивного знака могут получить дополнительно от 2 до 10 баллов при поступлении.