Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

WeekendЗнаменитости

«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Составила Ульяна Волохова

Режиссер Андрей Тарковский. Сергей Соловьев / РИА Новости

45 лет назад в советский прокат вышел «Сталкер» Андрея Тарковского. Как и многие его фильмы, он имел сложную прокатную судьбу. Первый — закрытый — показ состоялся еще в мае 1979 года, но к массовому советскому зрителю «Сталкер» попал после европейской премьеры на кинофестивале в Канне через год и восторгов западной критики. Но и тут цензура приложила усилия, чтобы затруднить доступ к фильму: сеансы обычно проходили в рабочее или позднее время и кинотеатры не предупреждали о них заранее. Вот подборка цитат Тарковского о таком отношении к его творчеству и о многом другом.

1

Художник существует только потому, что мир не устроен, мир неблагополучен. И именно поэтому существует искусство. Очевидно, если бы мир был прекрасен и гармоничен, никакого искусства не нужно было бы. Человек не искал бы гармонии в побочных своих занятиях. Он бы жил гармонично, и этого было бы вполне достаточно.

2

Я никогда не делал картины на злобу дня. Кое-кто считает, например, что мои картины, в частности «Рублев», сделаны с позиции человека, который хочет критиковать советскую власть, ну и делает это таким эзоповым языком — рассказывает какую-то историю четырнадцатого века о жизни иконописца. Сразу должен сказать, что я отметаю совершенно это объяснение моей картины. Меня интересовали общие проблемы человека, его существования.

3

В практическом смысле художник бесполезен, ведь он заботится все время об идеале. А идеал — это вещь неконкретная, его никак нельзя использовать. И это драма современного общества, которое требует от художника какого-то практического применения.

4

Что значит «элитарное»? Любое произведение искусства всегда ждет того момента, чтобы каждый человек мог его понять и воспринимать, оно ради этого создано. А мы говорим «элитарное», потому что оно непонятно с самого начала. Гёте сказал, что прочесть хорошую книгу так же трудно, как ее написать. Это означает духовную работу, которую нужно проделать, чтобы воспринять то, что задумал автор.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении