Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историйЗнаменитости

Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

«Было страшно, когда зашурупливали окна в самолете и я понимала, что нет возможности выбраться оттуда самостоятельно. Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу, и если что-то пойдет не так, ты там одна»

Беседовала Наталья Николайчик

На Елене: костюм YANINA, шляпа Lilia Fisher

Елена, 18 января на экраны выходит долгожданный фильм «Воздух» Алексея Германа-младшего. Это уже вторая ваша совместная картина. Вы сразу согласились?

— Конечно, иначе и быть не могло. Тут все сошлось: авторское кино, режиссер Герман и тема. Нестандартная история о Великой Отечественной войне, главные героини которой — женщины. Мы привыкли видеть героев-мужчин в военных драмах, а здесь женская эскадрилья, судьбы девочек.

Именно в этом материале легко сконъюнктурить, проспекулировать, выжать слезу — тонкое нежное создание страдает, погибает. Тут все зависит именно от инструмента и взгляда художника — режиссера, который это делает. Когда я входила в эту историю, понимала, что там не будет и тени спекуляции на чувствах. По сути, это документальная констатация, причем с неким авторским отстранением, позволяющим зрителю принять решение, как относиться к героям и событиям.

Елена Лядова и Сергей Безруков в фильме «Воздух», 2023 год. Фото: Metrafilms

— При этом фильм не основан на исторических событиях.

— Многое вымышленное, это так. Но манера съемок у Алексея Алексеевича, киноязык, который он и изобрел, дает ощущение объективности.

Он в кино точно не за фэнтези, у него своя вселенная, в которую он погружает героев. У Германа какие-то особые фильмы, они могут совсем не нравиться зрителям, потому что публика хочет какой-то более внятной вязи повествования, но именно «Воздуху» подходит присутствующая там нечеткость и дымка.

— Это правда, что самолеты на площадке были настоящие, не нарисованные?

— Да. Алексей Алексеевич изначально не хотел прибегать к компьютерной графике. «Яков» и «мессеров» в России нет, их искали по всему миру. А те, которые нашли, не могли взять из-за ковида и закрытых границ. Ну и поэтому самолеты пришлось строить. У нас было 12 воссозданных Як-1Б! Важно было сохранить историческую аутентичность.

Для Алексея Алексеевича и его супруги, художника-постановщика и художника по костюмам Елены Окопной, это невероятно важно. Елена настолько погружена в этот предметный мир, что я даже не знаю, кто был главнее в создании атмосферы «Воздуха».

Елена Лядова и Сергей Безруков в фильме «Воздух», 2023 год. Фото: Metrafilms

— Почему так долго снимали картину? Вы года три назад в интервью мне на вопрос, какие планы, ответили: «Гонять аэропланы...»

— Да, точно. Какие планы? Гонять аэропланы! (Смеется.) Снимать «Воздух» нам мешала стихия, и в прямом, и в переносном смысле. Подвела погода: Финский залив, который должен быть застывшим, не застывал, льда не было. Стихия над нами издевалась, и очень многое в картине снято вопреки. Представьте, мы стоим на Финском заливе, вода прибывает очень быстро, во время прилива приходится буквально под мышки хватать технику, собирать палатки и убегать на большой берег по лагам, которые затапливает водой.

Дули сильные ветра, часть самолетов разрушилась, их клеили, восстанавливали, и из-за этого случались бесконечные остановки.

Потом нас всех одарила своим присутствием пандемия, картина была остановлена, запретили собираться группам больше определенного количества.

— Все только и говорят о том, что Герман использовал какое-то техническое ноу-хау, мол, никто прежде так, как он, не снимал полеты и воздушные бои — без «зеленки», на фоне огромного LED-экрана размером с четырехэтажный дом.

— Были установлены 9-метровые подъемные краны, к ним крепились самолеты, чтобы снимать крупные планы сцен воздушных боев. И эти самолеты, в которых мы находились, вертели и крутили, и они горели — это все не компьютерная графика.

— Звучит пугающе. Что вам давалось сложнее всего?

— Когда зашурупливали окна в самолете и я понимала, что нет возможности выбраться оттуда самостоятельно. Крыло горит, ты на высоте, а все техники, помощники, вообще вся группа находится внизу, и если что-то пойдет не так, ты там одна. Всем девочкам было страшно. Самолет вертят с большой скоростью, у него реально горит крыло, все вокруг шипит, в лицо льют масло, сыпется стекло. Я никогда не участвовала в подобного рода съемках.

— Что вы ощущали, когда спускались на землю?

— Что больше не хочу такие трюки повторять. Но если говорили: нужен еще дубль — приходилось снова делать. Работа такая.

— Алексей Герман посвятил «Воздух» своим родным, которые прошли войну, а кому вы лично его посвящаете?

— Всем людям, которые участвовали в войне, всем мужчинам и женщинам, которые пережили потерю близких. Мне все это так понятно и близко, что я не могу делить на своих родственников и не своих. Это страшная трагедия для нашей страны, никто мимо нее не прошел. Каждый двор терял мужчин. Но женщины тоже принимали участие в Великой Отечественной войне. Довольно долго это была запретная тема. Считать героями и приглашать на праздники Победы их стали гораздо позже. Поначалу, если верить истории, их несправедливо забыли и не было принято говорить о том, что у нас женщины воевали наравне с мужчинами, управляли танками, самолетами, были снайперами, партизанами, а не только сестрами милосердия и врачами.

Во мне отозвался сценарий Алексея Германа, эта история про простых девочек, которые пошли на фронт за свою родину, за своих отцов, матерей, братьев, потому что выбора никакого жизнь не предоставила.

— Хотелось бы влюбляться и целоваться, но...

— Хотелось бы влюбляться и целоваться, но это все на потом оставлено. И многие из них пожертвовали своими жизнями, потому что по-другому было просто нельзя.

— Как принимали картину на Международном кинофестивале в Токио?

— Группу тепло приветствовали, а после показа с пристрастием задавали вопросы Алексею Алексеевичу и Елене Окопной. Вообще, японские зрители удивительно деликатны, тихи, скромны, возможно даже слишком, в проявлении своих чувств, мы все-таки ментально более открытая нация. Но было очень трогательно, что они распечатали фотографии из каких-то наших предыдущих картин — у меня из «Левиафана», у Аглаи из «Льда» — и просили подписать.

— Вы долго там были?

— Десять дней. Для Японии это ни о чем. Только к концу поездки я начала приходить в себя, в чем-то ориентироваться — а тут уже и улетать обратно надо. Мы только стали хоть как-то разбираться в элементарных вещах — где там пить и есть. И не потому что мы такие потеряшки и ничего не соображаем, а потому что там все не как у нас, везде строгие правила. Просто так в кафе не придешь — тебя не посадят. Нужно записываться заранее, желательно найти японца, чтобы он мог помочь забронировать место. В 10 вечера закрывается любой общепит, в 10.15 они врубают свет, сигнализируя, что вам пора на выход.

У них правила определенные, они живут по ним. Ты приходишь, видишь свободные места и просишь:

— Ой, у вас там целых три стола пустых, пустите нас на полчаса.

В ответ слышишь:

— Нет.

Это у них не работает. Если вы не бронировали заранее, вас не посадят.

— А можно, мы еще десять минут посидим?

— Нет.

— Да мы же еще не доели!

— Нет.

Самое ужасное для меня в Японии, что там правила существуют ради правил. Это превыше всего.

— Превыше человека?

— Превыше человека. Это нас ломает. В России тоже все непросто, но ощущение, что мы все-таки живем по человеческим законам и они выстроены именно для людей. А там я подчиняюсь некоему мегаполису, некоему духу не пойми кого и не пойми чего. Они считают, что, если все сложить по ячейкам, страна будет процветать.

На Елене: платье CHARISMA

— Вы были только в Токио?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Лаконичность в деталях Лаконичность в деталях

Дизайн-микс из дорогой акцентной мебели и предметов, найденных на маркетплейсах

Идеи Вашего Дома
Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно» Елена Скрынник: «Сильному духу все подвластно»

Елена Скрынник о ее карьере, детях и о настоящем и будущем нашей страны

Караван историй
Сны Алины Сны Алины

Актриса Алина Гвасалия — о неисчерпаемых возможностях копирования самого себя

Grazia
Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное» Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное»

Ощутил фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль

Коллекция. Караван историй
Дом, который построил страх Дом, который построил страх

Как устроен хоррор от крыши до фундамента

Weekend
Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
Добродетельные матроны Добродетельные матроны

У Цезаря и Антония было немало женщин помимо Клеопатры

Дилетант
Марина Капуро. Простые радости Марина Капуро. Простые радости

«А что, Агнета приехала?» — спросил, услышав мой голос, модельер группы ABBA

Коллекция. Караван историй
(Не) как у всех (Не) как у всех

Кухня — безупречный образец бесконечных повторений

Grazia
Мороз Мороз

Этой весной и всегда Петербург ожидает Мороз

Собака.ru
«Тайскую тюрьму не советую»: бойцы ММА рассказали, как их карьеры едва не оборвались «Тайскую тюрьму не советую»: бойцы ММА рассказали, как их карьеры едва не оборвались

Про уголовное дело, быт в тайской тюрьме и планы на будущее

Forbes
Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени» Елизавета Лихачева: «Искусство не делает людей лучше ни в какой степени»

«В музее не существует второстепенных профессий, каждый винтик важен»

Караван историй
Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь» Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь»

Срез русской жизни и движение судеб в повести-путешествии «Степь» А. П. Чехова

Знание – сила
«Курс на Cевер»: особые условия для приезжающих в Мурманскую область специалистов «Курс на Cевер»: особые условия для приезжающих в Мурманскую область специалистов

Как Мурманская область справляется с дефицитом кадров

ФедералПресс
«Нашла мать в луже крови»: как был устроен рынок подпольных абортов в разных странах «Нашла мать в луже крови»: как был устроен рынок подпольных абортов в разных странах

К чему может привести запрет абортов? Исторические примеры

Forbes
Дети у экрана Дети у экрана

Как экранное время влияет на развитие и здоровье детей?

Здоровье
Лето в тропиках Лето в тропиках

Небольшая студия в морских оттенках, располагающая к отдыху

Идеи Вашего Дома
Кодекс постороннего Кодекс постороннего

Как Альбер Камю обнаружил, что жизнь не имеет смысла — и нашел, зачем стоит жить

Weekend
Невероятный подвиг 23-летней Матрены Вольской, которая, будучи беременной, спасла 3 225 детей от фашистов Невероятный подвиг 23-летней Матрены Вольской, которая, будучи беременной, спасла 3 225 детей от фашистов

Как простая учительница организовала партизанскую операцию по спасению детей

ТехИнсайдер
Авиаторг уместен Авиаторг уместен

Росавиация забрала все рейсы на зарубежных направлениях у «Уральских авиалиний»

Монокль
Настоящий праздник в доме: что нужно сделать, чтобы живая елка простояла дольше Настоящий праздник в доме: что нужно сделать, чтобы живая елка простояла дольше

Как подготовить комнату, чтобы живая елка простояла дольше?

ТехИнсайдер
ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам» ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам»

ANNA ASTI о выборе песни для своего репертуара, собаках и главном в шоу-бизнесе

ЖАРА Magazine
Человек, который по ночам сочиняет музыку Человек, который по ночам сочиняет музыку

Возможно ли больше 30 лет провести в шоу-бизнесе, не заигрывая с низким вкусом?

СНОБ
Что делать, если тебе плохо подстригли челку: 5 способов исправить ошибку мастера Что делать, если тебе плохо подстригли челку: 5 способов исправить ошибку мастера

Стрижка челки обернулась провалом? Спокойно: мы знаем, как все исправить

VOICE
Что делать, если у вас чешутся глаза Что делать, если у вас чешутся глаза

Почему возникает зуд в глазах и почему их ни в коем случае нельзя тереть

ТехИнсайдер
Мочить в сатире Мочить в сатире

Сатирические издания всегда играли в советском обществе особую роль

Правила жизни
Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку

Иван Ефремов оставался признанным классиком жанра и при жизни, и после смерти

Наука и техника
Возвращение «Метеора» Возвращение «Метеора»

В сентябре 2017 на воду спустили судно на подводных крыльях типа «Валдай 45Р»

Наука и техника
Станция «Динамо» Станция «Динамо»

Анекдоты про жен, отлынивающих от секса, пора переписывать

Добрые советы
Открыть в приложении