«Большой спорт – это не про здоровье», – интервью с главным хореографом Этери Тутберидзе
С программами Даниила Глейхенгауза Алина Загитова выиграла Олимпиаду, а Алена Косторная и Александра Трусова установили мировые рекорды.
Современное фигурное катание – это не только четверные прыжки, но и хореографические программы, которые остаются в истории. После выступления под музыку из «Списка Шиндлера» на Олимпиаде в Сочи Юлия Липницкая сделала женский одиночный вид национальным достоянием. Восхищенный прокатом, письмо фигуристке написал даже Стивен Спилберг, режиссер картины о девочке в красном пальто, спасающейся из осажденного гетто. Это выступление было подготовлено командой тренера Этери Тутберидзе, базирующейся в ледовом дворце «Хрустальный». И с тех пор хореографических промахов эта группа себе не позволяла – в том числе благодаря новому постановщику Даниилу Глейхенгаузу. С его «Черным лебедем» Алина Загитова взяла золото Олимпиады в Корее, а «Анна Каренина» принесла серебро другой участнице коллектива – Евгении Медведевой. «Пятый элемент» Глейхенгауза превратил Александру Трусову в «русскую ракету», «Полет души» позволил Алене Косторной установить мировой рекорд в короткой программе, а «Жар-птица» помогла Анне Щербаковой защитить титул чемпионки страны.
Можете вспомнить 2014 год, ледовый дворец «Хрустальный»? В тот момент, когда вы еще не работали в команде Этери Тутберидзе, с ней уже сотрудничала ваша мама (Людмила Шалашова – бывшая балерина Большого театра, хореограф. –Прим. GQ)?
Нет, сначала с Этери Георгиевной начал работать я, а потом, уже где-то через год, когда потребовался хореограф для зала, для занятий балетом, я предложил свою маму. Этери Георгиевна посмотрела ее занятие, и всех все устроило.
Как вы сами попали в «Хрустальный»?
Я на тот момент уже несколько лет работал тренером и хореографом на других катках, делал шоу с Ильей Авербухом. И когда Этери обратилась к Илье за помощью, сказала, что ей нужен новый человек в команду, хореограф, он посоветовал меня, дал ей мой номер, и так все началось.
Выходит, Этери тогда уже видела какие-то ваши работы, скажем, в шоу или для других спортсменов?
Зная Этери Георгиевну, не думаю, что у нее было на это время. Все-таки шла подготовка к Олимпиаде.
Помните первую программу, которую поставили для члена команды Тутберидзе?
Если брать знаковую программу, ту, что была показана на большой арене, – это короткая программа Адьяна Питкеева.
А как программы придумываются, замыкаются вокруг спортсмена? Как вы выбираете музыку, образы для того или иного фигуриста?