Преступная релокация
Роль автотранспорта при побегах из мест лишения свободы
Побеги из Восточного Берлина в Западный во времена холодной войны – случаи, как правило, сугубо идеологические. Там под свободой понималось эфемерное право читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы, рассуждать о политике и путешествовать по миру без оглядки на государство. У нас в стране если речь шла о побегах, то, как правило, без либеральных полутонов. Потому что прежде всего имелись в виду побеги из настоящих мест лишения свободы. С участием автомобилей и не только их.
Говорят, что жители России, так уж сложилось исторически, везде, сами тоже не желая, находят тюремный подтекст. И это не только про всенародную любовь к шансону. Напиши современные Ильф и Петров роман «Два стула» – многие сразу увидели бы фигу в кармане.
Или такой пример. Каждый советский студент, который бывал на территории МГУ на Ленгорах, наверняка слышал, что деление комплекса на зоны идет со времен строительства, к которому активно привлекали заключенных. «Они еще с верхних этажей Главного здания улетали на другую сторону Москвы-реки на листах фанеры. Многие бились. Но терять им было нечего», – рассказывали друг другу будущие историки, философы и биологи.
Возьмем слово «лагерь». Предложения «Васенька вернулся из лагеря счастливый и загоревший» и «Худого и бледного Василия после лагеря не узнала бы и родная мать» самим контекстом говорят слушателю, что речь идет о каких-то принципиально разных учреждениях, объединенных почему-то одним понятием. Для того чтобы окончательно избежать разночтений, вместо слова «вернулся» можно использовать глагол «откинулся», и тогда все встает на места. Из санаториев и домов отдыха не откидываются.
Власть всегда осознавала двойственность некоторых лексических единиц. В частности, по этой причине уже в 1970-х годах в официальной прессе старались не использовать выражение «страны социалистического лагеря», заменяя двусмысленный термин словом «содружество». Но поздно. По «содружеству» уже разошлась шутка про «самый веселый в лагере барак». На это звание претендовали острословы из Чехословакии, Польши и Венгрии.
Картина маслом
Идея этого материала родилась случайно. На одном интернет-аукционе был обнаружен альбом 1975 года выпуска «Способы, применяемые арестованными и задержанными для совершения побегов из КПЗ и от конвоев милиции». Издание, что очень ценно для нашего времени с его «клиповым сознанием», когда каждый, кто дочитал материал до этого места, уже герой, богато проиллюстрировано, что делает его похожим на американские репортажи из зала суда. Подход один, а причины разные. В США, как и в некоторых других странах, нельзя вести съемку в зале заседаний, оттого и рисуют. В случае побегов из камер предварительного заключения, тюрем и лагерей, фотографа как назло, на месте никогда не оказывается.
Художник реконструирует события, иногда имитируя силой своего воображения гигантский рентгеновский аппарат: он выявляет все, что скрыто. Это может быть и фальшстенка в продуктовом автофургоне; и укрытие, оборудованное на уровне выгребной ямы мест общественного пользования; и топливный бак грузовика, в котором, согнувшись в три погибели, притаился беглец.