Искусство — это работа без причины
Китенки Псковской области — сплошь яблочные сады да поля до горизонта, летом барашки на выпасе, осенью ветры сквозные и ночью звездное небо продырявленной шапкой на голову опускается. Звезды видно как в планетарии — вокруг на много километров нет источников света, только круглое окошко соседнего дома подмигивает. Это место было придумано как агропоселение, но с пасечниками, сыроделами и фермерами соседствуют художники — среди них Марина Акилова и ее дровяная печь анагама для обжига керамики.
Сюда из Нижнего Новгорода Марину с семьей позвали знакомые. «В городе тяжело творчески жить с детьми, в конце лета в деревне наступает мучительный момент, когда понимаешь, что надо ехать в город. Несколько лет назад появились знакомые, которые сказали — в Пскове есть вот такое место, поехали. Нам показалась эта идея удачной».
Вокруг одноэтажного деревянного дома в высокой траве стоят и лежат на боку гигантские вазы и сосуды — как будто титаны обронили их тут и они проросли из земли, обнажились ветрами со временем. Чтобы их обжигать, нужна большая печь, и Марина построила свою.
«Дровяной обжиг очень древний, я ориентируюсь на японцев, с их печами-анагамами.
Много смотрела и изучала, что делают коллеги, мне очень нравились работы с такими естественными, как будто природными поверхностями, но я не понимала, как это сделано. Стала писать всем и спрашивать.
Большинство ответов были связаны с обжигом в дровяной печи. Я поехала на керамический симпозиум, где была такая печь. Рядом лежал обоженный в ней осколочек. В английском языке есть такое понятие, как stone ware — это когда после температуры в 1200 градусов ты достаешь из печи практически камень. Взяла его в руки и поняла, что он невероятно крутой.
История этого обжига такая: в какой-то момент китайцы научились работать с глазурью, но держали технологию в тайне. Японцы тоже захотели делать такие гладкие и блестящие предметы. Какие-то умные люди заметили, что чем выше температура, тем зола в печи сильнее плавится и создает на керамике буквально стеклянную поверхность. Традиционный анагамный обжиг длился 10 дней — полгода до этого вся деревня лепила горшки. В печи во время обжига на пустой горшок налетала зола, и выглядел он в итоге как очень хорошо заглазурованная керамика. Стоила она дорого, пользовались ей приближенные к императорскому двору люди, а мастера, которые умели топить анагаму, были на вес золота. Ценность полученных таким образом предметов очень высока, но это понимают не везде, только там, где развита культура обжига. Авторский чаван (японская чаша) от хозяина печи в Европе и Америке стоит от 60 тысяч рублей, да он и не может стоить дешевле.