Директор музея архитектуры — о конструктивизме 100 лет назад и сегодня
Директор Музея архитектуры и историк искусства Елизавета Лихачева в своей колонке для «РБК Стиль» рассказывает, почему конструктивизм можно сравнить с фундаментом здания и почему знания о нем нужны каждому
В 2022 году мир отмечает 100-летие конструктивизма. Век назад вышла и книга советского художника и теоретика искусства Алексея Гана, именно так называвшаяся: «Конструктивизм». В этом масштабном теоретическом труде он провозглашал торжество новых форм и подходов, заявляя о смерти традиционного искусства. И даже если многие из нас никогда не слышали имени Алексея Гана, с термином «конструктивизм» знаком каждый.
По просьбе «РБК Стиль» директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева, искусствовед и историк искусства Елизавета Лихачева погружается в исторические контексты, чтобы рассказать, как и почему конструктивизм определил развитие архитектуры и искусства, а также зачем в этой связи говорить о Великой французской революции. А чтобы проверить новые знания на практике, можно отправиться, к примеру, и в музей архитектуры, и в Новую Третьяковку, и в недавно открывшийся культурный центр «Зотов».
Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева, искусствовед, историк искусства
Если говорить об архитектуре ХХ века и об архитектуре, создававшейся на территории одной шестой части суши, если говорить о русской культуре вообще, то слово «конструктивизм» оказывается одним из важнейших, определяющих во многом и восприятие всей истории искусства ХХ века, и наше к ней отношение.
Часто его заменяют словом «авангард» или «ранний модернизм». Термин «конструктивизм» уже многими исследователями признан как слишком узкий, не отражающий всю полноту тех художественных процессов, что происходили в мировом и русском искусстве в начале ХХ века, но мы можем рассматривать его как одно из направлений этих процессов. Может быть, самое мощное, наиболее яркое и широко представленное, но все-таки одно из. Даже в рамках русского авангарда формируется еще одно понятие — «рационализм», основные постулаты которого формулирует Николай Ладовский. Оно довольно серьезно, если не сказать радикально, отличается от понятия «конструктивизм». И все-таки именно конструктивизм для большинства людей, находящихся за пределами профессионального изучения истории искусства и архитектуры, является тем термином, которым люди определяют искусство начала ХХ века.
Что такое конструктивизм, как его объяснить? По этому поводу написаны миллионы статей и книг. Если собрать всю ту литературу, которая тем или иным образом освещает эти явления (а под литературой я имею в виду не только то, что создавалось историками и исследователями архитектуры и искусства, но и то, что писали сами архитекторы и теоретики этого направления), получится довольно интересный взгляд. Максимально разнообразные точки зрения, по-разному оценивающие конструктивизм как явление, направление, идеологему.
Отдельно стоит отметить всевозможные рассуждения о связи конструктивизма с большевистской революцией в России, о том, в какой степени и каким образом коммунистические идеи, проникающие в конструктивизм, отражаются в архитектуре и в искусстве вообще. Они бесконечны и, безусловно, не бесполезны, однако в данном случае бессмысленны. Ведь рано подводить итоги конструктивизма, надо понять для начала его истоки.