Дума предлагает повысить ограничение скорости в России.

АвтоМирАвто

Летайте как хотите?

Дума предлагает повысить ограничение скорости в России. Почему не надо этому радоваться?

Текст Алексей Лучников

Бывший замглавы Минтранса, а ныне руководитель думского комитета по транспорту Евгений Москвичев высказал мнение о необходимости повышения ограничения скорости на дорогах. По его словами, стоит подумать о том, чтобы за городом, где сейчас разрешено ехать со скоростью 90 км/ч, поднять планку до 100-110 км/ч. Вносить изменения в нормативные акты для этого не надо – действующие ПДД уже сейчас позволяют поднимать ограничения сверх установленных 60 км/ч в городе, 90 км/ч за его пределами и 110 км/ч на автомагистралях. Такое решение может принять владелец дороги, поэтому, строго говоря, ни от Госдумы, ни от правительства ничего не требуется. Но вот стоит ли это делать, большой вопрос.

Менять ограничение скорости на той или иной дороге в России может ее владелец или эксплуатирующее ведомство. Специальные законы для увеличения ограничения не нужны

Быстро – не значит безопасно

Как ни странно, мнения простых водителей на этот счет разделились. Одни считают, что это давно пора сделать, так как автомобили стали быстрее, умнее и безопаснее. Да и дороги, несмотря ни на что, становятся лучше. Другие же не без оснований полагают, что это приведет лишь к ухудшению ситуации. И факты на их стороне. То, что скорость – главный убийца на дорогах, не вызывает сомнений практически ни у кого из специалистов. Правда, если призвать на помощь официальную статистику, то она не поможет, так как вклад в аварийность превышения установленного ограничения скорости из года в год не превышает трех процентов. Однако это как раз тот случай, когда цифры необъективны, ведь выявить превышение скорости непосредственно в момент аварии без проведения специальных экспертиз невозможно. При этом изрядную долю аварий, произошедших вследствие несоблюдения дистанции, выезда на встречную полосу, проезда на запрещающий сигнал светофора, непредоставления преимущества в движении другим транспортным средствам и пешеходам, тоже можно в той или иной степени списать на излишнюю спешку: не хватило времени распознать опасность или расстояния, чтобы ее избежать. Ну а соотношение расстояния и времени, как мы прекрасно помним из школы, и есть та самая скорость движения.

Исследований влияния скорости на безопасность движения проведено множество. Наиболее авторитетные зарубежные источники утверждают, что вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия и тяжесть его последствий находятся в экспоненциальной зависимости от того, на какой скорости двигалось транспортное средство. Другие ученые добавляют, что повышение средней скорости движения на каждый 1 км/ч ведет к увеличению количества смертельных случаев на этом участке дороги на 4-5%. Наиболее критична ситуация с пешеходами, которым автомобиль, преодолевающий 80 км за один час, практически не оставляет шансов выжить. Об этом же свидетельствуют цифры: в России тяжесть последствий аварий (оценивается по количеству погибших в пересчете на 100 пострадавших), произошедших на загородных дорогах, где скорости ожидаемо выше, почти в три раза превышает этот показатель для населенных пунктов.

В последнее время принято говорить о своем, особом российском пути развития. В конце концов, какой русский не любит быстрой езды? Можно вспомнить и другие изречения классиков, характеризующих буйный нрав соотечественников. Увы, художественные образы конфликтуют с суровой правдой жизни. Законы физики границ и национальностей не признают, да и ездим мы все чаще на зарубежных автомобилях по дорогам, оборудованным по международным правилам. А потому не лишним будет заглянуть хотя бы к нашим соседям по европейскому континенту, чтобы узнать их мысли на этот счет. Мы с удивлением обнаружим устойчивую тенденцию к снижению скоростных лимитов.

Уже почти не осталось стран, которые разрешают двигаться в населенных пунктах быстрее 50 км/ч. На половине территорий некоторых городов (например, Амстердама) нельзя разгоняться более 30 км/ч, чтобы обезопасить пешеходов и велосипедистов. Все меньше безлимитных участков остается на знаменитых немецких автобанах. Да и там, где они есть, превышение рекомендованного правительством ограничения в 130 км/ч автоматически ведет к обвинению водителя в ДТП, если авария все же произойдет. Во Франции с 1 июля предельная скорость на обычных загородных дорогах снижается с 90 до 80 км/ч. Более того, власти этой страны порой идут на нелепые, на первый взгляд, меры. Например, на ряде участков было снято освещение. И все ради того, чтобы снизить уверенность водителей во владении ситуацией и тем самым заставить их сбросить скорость. Про повсеместно внедряемые искусственные неровности и прочие инженерные меры для успокоения движения большинство тоже слышали, а многие видели. Как бы там ни было, сегодня дороги Евросоюза почти в три раза безопаснее российских. Вы по-прежнему считаете, что мы слишком медленно ездим?

Поспешишь не насмешишь

Российские законы крайне лояльны к торопыгам, позволяя безнаказанно ездить на 20 км/ч быстрее, чем предписано правилами дорожного движения и дорожными знаками. При этом штрафы откровенно смехотворны на фоне опасности, которую представляют несущиеся две-три тонны металла, особенно для тех, кто не защищен железным каркасом – пешеходов, мотоциклистов, велосипедистов. Согласитесь, 250 рублей – вполне умеренная плата за удовольствие прохватить по городу 100 км/ч. Между тем, европейцы давно поняли, в чем корень зла, а потому поставили на службу безопасности закон. Например, в Швейцарии накажут за превышение скоростного лимита уже на 1 км/ч. И никто не будет с вами обсуждать погрешность полицейских радаров и спидометров. Размер штрафа тоже мало кого радует: суммы 2-3 тысячи евро за излишнюю спешку одинаково неприятны и чопорным британцам, и горячим итальянцам. Причем для того, чтобы расстаться с месячной зарплатой, вовсе не обязательно достигать «первой космической», а можно просто превысить ограничение на смешные по российским меркам 40-50 км/ч. Тем, на кого не действует штраф, могут предложить и тюремный срок.

Фото: Rafail/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru; Дмитрий Диваков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что подарить мужчине: 23 нетривиальных мужских подарка Что подарить мужчине: 23 нетривиальных мужских подарка

Чтобы ты не ломал голову над подарками под елочку, мы все выбрали за тебя

Playboy
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней

Какие Папы Римские прославились вовсе не благодеяниями, а громкими скандалами

Maxim
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
«Азбука» для «Магнита» «Азбука» для «Магнита»

Фокус инвесторов «Магнита» остается на финансовых результатах

Ведомости
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Венгерская хроника Венгерская хроника

Михай Зичи: хроникёр придворной жизни России XIX в акварели

Дилетант
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Экологическая головоломка: как правильно убирать за собакой в 21 веке Экологическая головоломка: как правильно убирать за собакой в 21 веке

Как поддерживать чистоту после своей собаки, не нанося вреда окружающей среде?

Inc.
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
О наследии Стефана Пермского О наследии Стефана Пермского

Кто может считаться первым исследователем истории и культуры коми народа?

Знание – сила
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове

Уникальные находки древнескандинавской культуры гресбакен

Знание – сила
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
Атомное размещение Атомное размещение

Зачем «Росатом» решил размещать облигаций за рубежом?

Ведомости
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Александр Невский и его время Александр Невский и его время

Александр Невский правил в тяжелое для нашего отечества время

Знание – сила
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Открыть в приложении