ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия

АвтоМирАвто

Игры разума

Произошедшие в последнее время несколько «громких» ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия ошибок, совершаемых компьютером. Разбираемся, каков статус «автоботов» в российском правовом поле

Алексей Лучников

Считается, что беспилотные технологии – ключ к безопасности на дорогах. Современные автомобили умеют самостоятельно парковаться, поддерживать скорость и дистанцию, следовать строго по полосе, читать дорожные знаки и выполнять их требования, останавливаться перед пешеходами и другими препятствиями. Более продвинутые модели сами движутся по магистрали, перестраиваются и даже обгоняют попутчиков. Количество частично автоматизированных автомобилей год от года будет расти. А вот в какой степени можно им довериться – вопрос открытый.

Если водитель выполнил все строго по инструкции, а ошибку совершил электронный мозг, то почему же виноватым в случае ДТП признают шофера, а не автопроизводителя? Ответ на это вопрос однозначен: по российскому законодательству весь груз юридической ответственности ложится на водителя. Если же речь идет о гражданской ответственности, то водитель обязан возместить причиненный в результате ДТП по его вине материальный ущерб. Иными словами, за ошибки электроники или брак производителя все равно приходится отвечать водителю.

Если вы думаете, что только в нашей стране «крайним» оказывается водитель, то ошибаетесь. Везде, где активно тестируются беспилотные технологии, национальные власти ссылаются на международное право, закрепляющее ответственность водителя. Несмотря на то, что попытки урегулировать правовой статус беспилотников на уровне Конвенции о дорожном движении предпринимаются уже несколько лет, прогресса достичь пока не удалось. Международные эксперты ограничились лишь перечнем рекомендаций для правительств государств, тестирующих беспилотные технологии.

А есть ли перспективы, что ситуация изменится и однажды отвечать за возможные сбои будет не потребитель, а производитель? Откровенно говоря, пока их немного. Хотя не все так беспросветно. Так, российским правительством утвержден специальный план, предполагающий снятие правовых барьеров для эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных автомобилей. Правда, касается он в большей степени технологических процессов, но вселяет надежду, что после того, как автомобили с высокой степенью автоматизации поедут по нашим дорогам и разработчики получат новые возможности для совершенствования алгоритмов управления, дойдет очередь и до водителей.

Водитель должен быть готов в любой момент вмешаться в процесс автопилотирования

Восстание машин?

По рейтингу, сформулированному Европейской комиссией в специальной директиве Евросоюза, современная автомобильная промышленность сейчас находится на третьем уровне автоматизации процесса управления. Электроника берет на себя выполнение лишь части функций водителя, но при этом решающее слово все равно остается за тем, кто находится за рулем. Четвертый уровень не за горами. Он предполагает условно беспилотное движение, когда из пункта «А» в пункт «Б» машина едет сама, а функция водителя сводится к контролю и вмешательству, если что-то пойдет не так. Первые прототипы уже появились на дорогах Европы и Америки – инциденты именно с ними вызывают наибольший резонанс, попадая в новостные ленты. Последний случай с такси в США, когда из-за ошибки системы и невнимательности водителя погибла пожилая женщина, переходившая дорогу, весьма показателен. Что касается пятого – последнего уровня автоматизации, то он предполагает полностью беспилотное движение. Но даже сами автопроизводители признают, что он пока не появился даже на горизонте.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

“Я вижу в клиенте ребенка, застрявшего в прошлом” “Я вижу в клиенте ребенка, застрявшего в прошлом”

Причина наших страданий – неудовлетворенные потребности в отношениях

Psychologies
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
Курьеры остались без работы Курьеры остались без работы

Почему снижается спрос на курьеров в ритейле

Ведомости
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор У истоков времени: старейшие часовые заводы мира, которые существуют до сих пор

Самые известные и самые опытные часовые заводы мира

ТехИнсайдер
Настоящий папа Настоящий папа

Как установить и зарегистрировать отцовство: инструкция и сложные случаи

Лиза
На двух софтах На двух софтах

Почему российские компании продолжают работать на смешанном софте

Ведомости
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя» Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историй
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Детектор дипфейков Детектор дипфейков

В России появится сервис для маркировки ИИ-контента и его выявления

Ведомости
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели

Тренды и стартапы в HotelTech-индустрии, которое меняет пользовательский опыт

Inc.
Открыть в приложении