ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия

АвтоМирАвто

Игры разума

Произошедшие в последнее время несколько «громких» ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия ошибок, совершаемых компьютером. Разбираемся, каков статус «автоботов» в российском правовом поле

Алексей Лучников

Считается, что беспилотные технологии – ключ к безопасности на дорогах. Современные автомобили умеют самостоятельно парковаться, поддерживать скорость и дистанцию, следовать строго по полосе, читать дорожные знаки и выполнять их требования, останавливаться перед пешеходами и другими препятствиями. Более продвинутые модели сами движутся по магистрали, перестраиваются и даже обгоняют попутчиков. Количество частично автоматизированных автомобилей год от года будет расти. А вот в какой степени можно им довериться – вопрос открытый.

Если водитель выполнил все строго по инструкции, а ошибку совершил электронный мозг, то почему же виноватым в случае ДТП признают шофера, а не автопроизводителя? Ответ на это вопрос однозначен: по российскому законодательству весь груз юридической ответственности ложится на водителя. Если же речь идет о гражданской ответственности, то водитель обязан возместить причиненный в результате ДТП по его вине материальный ущерб. Иными словами, за ошибки электроники или брак производителя все равно приходится отвечать водителю.

Если вы думаете, что только в нашей стране «крайним» оказывается водитель, то ошибаетесь. Везде, где активно тестируются беспилотные технологии, национальные власти ссылаются на международное право, закрепляющее ответственность водителя. Несмотря на то, что попытки урегулировать правовой статус беспилотников на уровне Конвенции о дорожном движении предпринимаются уже несколько лет, прогресса достичь пока не удалось. Международные эксперты ограничились лишь перечнем рекомендаций для правительств государств, тестирующих беспилотные технологии.

А есть ли перспективы, что ситуация изменится и однажды отвечать за возможные сбои будет не потребитель, а производитель? Откровенно говоря, пока их немного. Хотя не все так беспросветно. Так, российским правительством утвержден специальный план, предполагающий снятие правовых барьеров для эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных автомобилей. Правда, касается он в большей степени технологических процессов, но вселяет надежду, что после того, как автомобили с высокой степенью автоматизации поедут по нашим дорогам и разработчики получат новые возможности для совершенствования алгоритмов управления, дойдет очередь и до водителей.

Водитель должен быть готов в любой момент вмешаться в процесс автопилотирования

Восстание машин?

По рейтингу, сформулированному Европейской комиссией в специальной директиве Евросоюза, современная автомобильная промышленность сейчас находится на третьем уровне автоматизации процесса управления. Электроника берет на себя выполнение лишь части функций водителя, но при этом решающее слово все равно остается за тем, кто находится за рулем. Четвертый уровень не за горами. Он предполагает условно беспилотное движение, когда из пункта «А» в пункт «Б» машина едет сама, а функция водителя сводится к контролю и вмешательству, если что-то пойдет не так. Первые прототипы уже появились на дорогах Европы и Америки – инциденты именно с ними вызывают наибольший резонанс, попадая в новостные ленты. Последний случай с такси в США, когда из-за ошибки системы и невнимательности водителя погибла пожилая женщина, переходившая дорогу, весьма показателен. Что касается пятого – последнего уровня автоматизации, то он предполагает полностью беспилотное движение. Но даже сами автопроизводители признают, что он пока не появился даже на горизонте.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как экономить на еде: советы и лайфхаки Как экономить на еде: советы и лайфхаки

Твоему вниманию – полный гайд о том, как меньше тратить на продукты

Лиза
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да» Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да»

Почему мы все еще не пересели на электромобили?

Inc.
Мелочей не бывает Мелочей не бывает

Как банки строят программы для клиентов премиум-сегмента

Деньги
ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей

О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ

Forbes
Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Forbes
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто «Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто

Как максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем

Правила жизни
Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Чем круче джип Чем круче джип

Семь машин и девять дней в штате Юта

Автопилот
«Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников» «Путеводитель по Средневековью: Мир глазами ученых, шпионов, купцов и паломников»

Каково было совершать паломничество на борту галеи

N+1
«Стоять на обочине с полным баком»: как скромность мешает карьерному росту «Стоять на обочине с полным баком»: как скромность мешает карьерному росту

Как работает профессиональная видимость и можно ли превратить ее в стратегию

Forbes
Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить Обратное плацебо: что такое эффект ноцебо и как он мешает нам жить

Чем вреден эффект ноцебо и можно ли от него избавиться?

ТехИнсайдер
Представь, что... Представь, что...

Почему стоит довериться роботу и спланировать путешествие с помощью Chat GPT

Новый очаг
Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания

Как можно судить о зарождении медицины у людей на примере шимпанзе

N+1
Открыть в приложении