ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия

АвтоМирАвто

Игры разума

Произошедшие в последнее время несколько «громких» ДТП с участием машин-беспилотников подняли тему ответственности за последствия ошибок, совершаемых компьютером. Разбираемся, каков статус «автоботов» в российском правовом поле

Алексей Лучников

Считается, что беспилотные технологии – ключ к безопасности на дорогах. Современные автомобили умеют самостоятельно парковаться, поддерживать скорость и дистанцию, следовать строго по полосе, читать дорожные знаки и выполнять их требования, останавливаться перед пешеходами и другими препятствиями. Более продвинутые модели сами движутся по магистрали, перестраиваются и даже обгоняют попутчиков. Количество частично автоматизированных автомобилей год от года будет расти. А вот в какой степени можно им довериться – вопрос открытый.

Если водитель выполнил все строго по инструкции, а ошибку совершил электронный мозг, то почему же виноватым в случае ДТП признают шофера, а не автопроизводителя? Ответ на это вопрос однозначен: по российскому законодательству весь груз юридической ответственности ложится на водителя. Если же речь идет о гражданской ответственности, то водитель обязан возместить причиненный в результате ДТП по его вине материальный ущерб. Иными словами, за ошибки электроники или брак производителя все равно приходится отвечать водителю.

Если вы думаете, что только в нашей стране «крайним» оказывается водитель, то ошибаетесь. Везде, где активно тестируются беспилотные технологии, национальные власти ссылаются на международное право, закрепляющее ответственность водителя. Несмотря на то, что попытки урегулировать правовой статус беспилотников на уровне Конвенции о дорожном движении предпринимаются уже несколько лет, прогресса достичь пока не удалось. Международные эксперты ограничились лишь перечнем рекомендаций для правительств государств, тестирующих беспилотные технологии.

А есть ли перспективы, что ситуация изменится и однажды отвечать за возможные сбои будет не потребитель, а производитель? Откровенно говоря, пока их немного. Хотя не все так беспросветно. Так, российским правительством утвержден специальный план, предполагающий снятие правовых барьеров для эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных автомобилей. Правда, касается он в большей степени технологических процессов, но вселяет надежду, что после того, как автомобили с высокой степенью автоматизации поедут по нашим дорогам и разработчики получат новые возможности для совершенствования алгоритмов управления, дойдет очередь и до водителей.

Водитель должен быть готов в любой момент вмешаться в процесс автопилотирования

Восстание машин?

По рейтингу, сформулированному Европейской комиссией в специальной директиве Евросоюза, современная автомобильная промышленность сейчас находится на третьем уровне автоматизации процесса управления. Электроника берет на себя выполнение лишь части функций водителя, но при этом решающее слово все равно остается за тем, кто находится за рулем. Четвертый уровень не за горами. Он предполагает условно беспилотное движение, когда из пункта «А» в пункт «Б» машина едет сама, а функция водителя сводится к контролю и вмешательству, если что-то пойдет не так. Первые прототипы уже появились на дорогах Европы и Америки – инциденты именно с ними вызывают наибольший резонанс, попадая в новостные ленты. Последний случай с такси в США, когда из-за ошибки системы и невнимательности водителя погибла пожилая женщина, переходившая дорогу, весьма показателен. Что касается пятого – последнего уровня автоматизации, то он предполагает полностью беспилотное движение. Но даже сами автопроизводители признают, что он пока не появился даже на горизонте.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вспышечная: Фотографии, изменившие мир Вспышечная: Фотографии, изменившие мир

От первого селфи до выхода в космос – 10 фотографий, изменивших мир

Esquire
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке Шаги на чердаке: жуткая история о нераскрытом убийстве в Хинтеркайфеке

Более 100 лет назад на ферме Андреаса Грубера произошла страшная трагедия

ТехИнсайдер
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Началась охота на дропперов Началась охота на дропперов

База данных Банка России позволит полиции эффективнее отлавливать дропперов

Монокль
Крепкий фундамент Крепкий фундамент

Особенности взаимоотношений российских яхтенных дилеров с британскими верфями

Y Magazine
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Григорий Распутин Григорий Распутин

Правила жизни крестьянина и друга царской семьи Григория Распутина

Правила жизни
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Пойдем копать картошку Пойдем копать картошку

Парадоксально, но не каждый умеет обращаться с уважаемым продуктом — картофелем

Bones
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Открыть в приложении