Оформят ли инспекторы аварию на стоянке супермаркета? А на берегу реки?

АвтоМирАвто

Автоправо

Зависит от места

Оформят ли инспекторы аварию на стоянке супермаркета? А на берегу реки?

Дорожное движение уже давно выплеснулось за пределы дорог в общепринятом понимании. Огромные жилые массивы, парковки торговых центров и подъездные коммуникации к ним, территории предприятий и тому подобное – все это трудно представить без оживленного движения транспорта и пешеходов. Следовательно, чтобы этот процесс был безопасным, его надо упорядочить. Более того, нужно четко понимать, как действовать, если произойдет авария: куда звонить, могут ли наказать, как возмещать ущерб.

Правила дорожного движения распространяют сферу своего действия на дороги, а также на так называемые прилегающие территории. Под таковыми понимаются площади, непосредственно прилегающие к дороге и имеющие инфраструктуру для движения транспорта и пешеходов – дворы жилых домов, автозаправочные станции, площадки у объектов придорожного сервиса и тому подобное. Поскольку на такие территории в полной мере распространяются требования ПДД, то действуют и положения административного, уголовного и гражданского законодательства, предусматривающего ответственность за нарушения установленного порядка движения и их последствия. На прилегающих территориях действует и закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Из всего этого следует, что все участники дорожного движения должны не только действовать в строгом соответствии с ПДД, но и в случае аварий оформлять их в том же порядке, что предусмотрен и для дорог общего пользования.

Ну а как действовать в месте, которое непосредственно не соседствует ни с какой дорогой (то есть не является прилегающей территорией), однако движение там существует? Это могут быть те же торговые центры, многоярусные паркинги, территории предприятий и гаражных кооперативов, садовых товариществ.

А действовать надо точно так же, как и в других местах, где имеется дорожное движение. Ни ПДД, ни закон об ОСАГО прямых указаний на этот счет не содержат, однако мы будем исходить из того, что раз на этих территориях есть дорога, то есть «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения», значит, есть и дорожное движение. Ну а если присутствует дорожное движение, то регулируется оно Правилами. Следовательно, в случае инцидента на место происшествия можно смело вызывать ГИБДД и требовать от страховой компании компенсации ущерба в рамках заключенного договора.

Исключение – закрытые территории крупных предприятий, аэропортов и прочих объектов, куда въезд постороннего транспорта, включая машины ДПС, может быть просто-напросто запрещен. В таких случаях организация дорожного движения и обеспечение его безопасности – задача администрации предприятия. Как правило, для этого используются общепринятые принципы и технические средства организации движения: знаки, разметка, светофоры. Но вот случись авария, без документов, составленных полицией, страховая компания возмещать убытки не будет. Остается выбирать один из двух вариантов: оформлять «европротокол», составив и обоюдно подписав без участия полиции извещение о ДТП, либо подробнейшим образом фиксировать все детали происшествия на месте, а потом со схемами, фотографиями и видеозаписями обращаться на ближайший пост или в подразделение ГИБДД для оформления документов.

Еще одна нетривиальная ситуация – авария за пределами не только дорог, но и дорожной инфраструктуры. Например, если водители приехали на пикник или участвуют в неофициальных спортивных мероприятиях. Тут вопрос решается так: если инцидент произошел на грунтовой дороге, значит, опять вспоминаем про Правила дорожного движения, которые в этой ситуации также будут действовать. Полиция и страховые компании – в деле.

Если же авария произошла «в чистом поле», придется урегулировать взаимные материальные претензии самостоятельно, так как и ГИБДД, и страховщики «умоют руки», сославшись на все те же ПДД и закон об ОСАГО, действующие только в пределах дорог. Исключением будут случаи, если в результате аварии причинен тяжкий вред здоровью или кто-то из участников движения погиб. В этой ситуации без полиции не обойтись, ведь речь будет идти о возбуждении уголовного дела со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Текст: Дмитрий Рощин

Правила поведения

Пожалуй, самое главное и универсальное правило, которого надо придерживаться при движении на территориях, где нет знаков приоритета и светофоров, – это преимущество тех, кто приближается справа. Об этом прямо сообщает пункт 8.9 ПДД. Оно пригодится при разъезде во дворах, заправках, парковках. Не забывайте также, что при прочих равных условиях уступить дорогу должен водитель, сдающий задним ходом (пункт 8.12), что особенно актуально на стоянках гипермаркетов, в том числе многоярусных. Не забывайте и правила парковки, которые действуют не только на улицах и дорогах. Например, отсутствие свободного места во дворах – вовсе не повод ставить машину на тротуар или, еще хуже, заезжать на газон или детскую площадку. Наконец, даже если вы собираетесь переставить машину с места на место во дворе многоквартирного дома, не вздумайте делать это после употребления спиртного: сдвинувшись с места хотя бы на метр, вы участвуете в дорожном движении, а значит, должны соблюдать все предписания ПДД и быть готовым ответить за их нарушение.

Фото: Ruslan Gilmanshin/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Физики и лирики Физики и лирики

Противоположные модели выясняют, каким должен быть идеальный седан бизнес-класса

АвтоМир
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Ножки Трампа Ножки Трампа

Как куры Америку с Европой поссорили и при чем здесь коммерческие автомобили

Автопилот
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда» Виктория Лепко: «Папа — моя путеводная звезда»

Всю жизнь папа учил меня говорить правду, не жить во лжи

Коллекция. Караван историй
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Открыть в приложении