Анна Ахматова. Сложное сердце
Петербургский мемориальный музей А. А. Ахматовой стал местом проведения смелого эксперимента. Его авторы, историк Алексей Мазуров и парфюмер Матвей Щербинин, попытались поведать историю Ахматовой через коллекцию специально созданных ароматов. Изначально сам проект был предназначен для слабовидящих, но теперь пользуется огромным успехом у всех посетителей музея. О новой интерактивной программе с ароматами рассказывает Сергей Николаевич.
Эта история началась для меня со звонка петербургского историка моды и искусствоведа Ольги Хорошиловой. В Музее А. А. Ахматовой потрясающая программа с ароматами, сказала Оля.
— С чем, с чем? — не поверил я своим ушам.
— С ароматами, которые специально разработаны для экспозиции профессиональным парфюмером.
Вообще дегустация парфюмов — это что-то из прошлой гламурной жизни. А тут серьезный музей, который никогда не был замечен в экспериментах, больше подходящих для глянцевого журнала... Сразу вспомнился длинный унылый коридор квартиры, выкрашенный зеленой масляной краской, с закутком для сиротского ложа Левы (Льва Николаевича Гумилева — сына Ахматовой). Коммунальная кухня со всеми полагающимися аксессуарами: керосинки, бидоны, кастрюли, цинковые корыта для стирки белья. Да и обстановка в комнатах хозяев воображение любителей исторических интерьеров вряд ли может поразить: все довольно скромно. Без антикварных изысков и излишеств модерна. Обеденный стол под розовым шелковым абажуром, массивная мебель красного дерева, которая раньше водилась во всех ленинградских профессорских домах, гнутые венские стулья. Конечно, книги, много книг… Но даже те немногие подлинные вещи, которые сохранились от женской жизни Ахматовой, меньше всего тянут на будуарную музейную историю. Одна пудреница, два-три флакона, несколько милых дамских безделушек. Она все это любила. И в мемуарах где-то даже промелькнула важная фраза: «Это было время, когда я заказывала шляпы». А значит, наверняка были и любимые духи. Какие? Что за фирма? Известен ли аромат?
Но новая экскурсия совсем не про это. Ее автор Алексей Мазуров, лингвист, историк, глубокий знаток поэзии Серебряного века, начал не с архивных изысканий, а со стихов самой Анны Андреевны. Оказалось, что они буквально «дышат» самыми разными ароматами и запахами.
Больше всего его сразила «Небывалая осень» — стихотворение 1922 года, посвященное Николаю Пунину. Собственно, именно тогда начался их роман, который радикально переиначил Ахматовой всю жизнь. В 1923 году она окончательно переедет в Фонтанный дом, который на ближайшие тридцать лет станет ее главным адресом. Тогда же будет написана строка «И крапива запахла, как розы, но только сильней», дающая ключ ко всей концепции Мазурова. Конечно, тут можно вспомнить и «Можжевельника запах сладкий от горящих лесов летит», и «Свежо и остро пахли морем / На блюде устрицы во льду», и «Привольем пахнет дикий мед…»
У каждого периода в жизни Ахматовой есть свой тайный аромат, cвое «сложное сердце», как говорят профессиональные парфюмеры. Но как его разгадать? Как дать почувствовать посетителям музея? Да и зачем все эти сложности и изыски, когда, кажется, чего проще: открой том стихов и читай?