Сырные перспективы
Производство сыров может перевалить за 1 млн т к 2030 году
За последние годы российские производители практически полностью заместили объемы импортного сыра, завозимого в страну до введенных в 2014 году ограничений на поставки из-за рубежа. Сейчас они конкурируют преимущественно только с белорусской продукцией. Дальнейшие перспективы развития для отечественных сыроделов выглядят туманно: потребление внутри страны ограничивают нерастущие доходы, а перспектива выхода на внешние рынки затруднена тем, что российские сорта сыра готовы потреблять только жители бывших советских республик. Тем не менее пока объемы выпуска сыров продолжают увеличиваться.
В прошлом году российские предприятия выпустили 669 тыс. т сыра, следует из данных Росстата. Это на 3,3 % больше, чем в 2021-м. По подсчетам BusinesStat, производство сыра в 2022 году достигло 717,2 тыс. т, а весь объем сырного рынка России с учетом экспортируемой продукции составил 920,9 тыс. т (все цифры — без учета сырного продукта). Выпуск сырного продукта в стране по итогам 2022-го достиг 215 тыс. т, добавляет гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев.
За пять лет производство сыра в стране увеличилось на 58 %, оценивает директор по исследованиям BusinesStat Игорь Чингилиди. В том числе мягких — на 33,1 % к уровню 2018-го, плавленых — на 18,8 %, твердых — на 12,1 %. «В 2019 году вступили в силу поправки к техническому регламенту Таможенного союза “О безопасности молока и молочной продукции”, которые касались необходимости информировать потребителей о содержании в молочной продукции растительных жиров, — рассказывает эксперт. — Предпринятые меры дали возможность покупателям легче ориентироваться в ассортименте и выбирать натуральную продукцию, что привело к росту продаж натуральных сыров в России и, как следствие, к дальнейшему увеличению их выпуска».
Сыроделы наращивают объемы
Опрошенные «Агроинвестором» сыроделы в основном говорят об увеличении производства по итогам прошлого года. Например, ГК «ЭкоНива» выпустила 1,2 тыс. т сыров, что в 4,6 раза больше, чем в 2021-м. Кроме того, компания в прошлом году ввела в ассортимент премиальный твердый сыр Dürr Classic трех- и 12-месячной выдержки. Прирост вызван прежде всего эффектом низкой базы, объясняет директор по продажам «ЭкоНива-Продукты Питания» (входит в группу) Денис Ишмаев. «Собственное сыродельное производство мы запустили весной 2021 года, а на полную мощность завод вышел только в 2022-м», — напоминает он. Сейчас предприятие выпускает до 6 т сыров в сутки: 4 т полутвердых и 2 т твердых. В этому году компания представила рынку три новинки — полутвердые сыры Momente aus Schollbrunn и Momente aus Walldorf, а также премиальный твердый сыр Dürr Zeller.
Завод «Сыры Кубани» (принадлежит «Агрокомплексу» им. Н. И. Ткачева, выпускает сыры под брендом «Николаевские сыроварни») в 2022-м произвел 11,14 тыс. т продукции — на 12 % больше, чем годом ранее. Также в прошлом году компания наладила выпуск выдержанных твердых премиум-сыров. Прирост объемов представитель «Агрокомплекса» объяснил интересом покупателей к продукции и, соответственно, увеличением заявок на нее от торговых сетей. В этом году компания планирует создать линейку крафтовых сыров.
«Молвест» также увеличил производство в прошлом году, утверждает основатель и владелец компании Аркадий Пономарев, не уточняя цифр. В 2023-м предприятие рассчитывает расширить свою долю рынка в сегменте сыров на 1–2 %, а их выпуск — на 20 % за счет более эффективного использования имеющихся мощностей.
Планирует наращивать объемы путем модернизации существующих линий, установки нового оборудования компания Viola (правопреемник финского производителя молочных продуктов Valio, ушедшего из России в 2022 году). В частности, предприятие намерено увеличить линейку рассольных, творожных, твердых и полутвердых сыров. В 2022-м компания уже дополнила ассортимент премиальным твердым сыром Parmesan. «За прошлый год выручка от продаж продукции, произведенной на собственном заводе Viola, выросла на 7 %, — информирует пресс-служба компании. — А наш плавленый сыр уже во втором полугодии 2022-го вернул себе лидерство в Москве и Санкт-Петербурге как в денежном, так и в натуральном выражении».
Совокупные продажи сыров в крупнейших российских сетях в прошлом году снизились на 0,96 % из-за сложной экономической и политической ситуации, отмечает представитель компании NTech, которая специализируется на анализе полочных продаж. Самые большие потери пришлись на плавленые и рассольные сыры (–8 % и –5 % соответственно) из-за ухода некоторых иностранных компаний и логистических проблем, которые привели к нехватке сырья и упаковки. При этом крупнейшие ритейлеры, такие как «Магнит», «Пятерочка», «Лента», активно наращивают объемы реализации как сыров собственных торговых марок, так и брендированных товаров в группах полутвердых (на 1,1 %), твердых (на 4,4 %) и творожных (на 8,3 %) сыров с невысокими средневзвешенными ценами за килограмм продукции.