Как растет вывоз российской продукции пищепрома

АгроинвесторБизнес

Не только сырье

Как растет вывоз российской продукции пищепрома

Алена Белая

Курс на развитие экспорта продукции с добавленной стоимостью был задан президентом страны Владимиром Путиным несколько лет назад. С тех пор глобальной перестройки структуры поставок не произошло, однако некоторые сектора АПК действительно активизировали вывоз таких товаров. На дальней шее успешное завоевание мирового рынка могут рассчитывать мясная, молочная, масложировая, кондитерская отрасли и производители напитков.

Сельское хозяйство планомерно уходит от исключительно зернового экспорта, доля поставок продукции с высокой добавленной стоимостью растет, говорил весной министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. В 2020 году удалось добиться существенной прибавки по этой категории. Так, по данным «Агроэкспорта», вывоз продукции пищевой и перерабатывающей промышленности увеличился по отношению к показателю 2019-го более чем на 15% до $4,5 млрд. Расширяется и география поставок: например, российское мороженое появилось уже в 35 странах, а российский мед — в 29.

Особенности номенклатуры

Объем российского экспорта за 2012–2020 годы рос в среднем в номинальном выражении на 5% в год, информирует начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Самые высокие темпы роста были в группах «мясо», «живой скот», «масличные», а самые низкие — в категориях «молочная продукция», «яйца» и «алкоголь». В структуре вывоза на сельскохозяйственное сырье (группы 1–15 ТН ВЭД) в прошлом году пришлось 77% от общей стоимости экспорта, а в 2012-м было 75%. «Конечно, можно считать мясо (код 02), растительное масло (15-й код) или муку (входит в 11) тоже продукцией с высокой добавленной стоимостью, хотя по номенклатуре это все-таки сырье», — поясняет эксперт.

Несмотря на трудности международной торговли в 2020 году, в целом почти по всем продуктам с добавленной стоимостью можно отметить положительную динамику за последние пять лет, комментирует партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Если выделять отдельные товары, то стоит отметить рост объемов по поставкам замороженной свинины (код ТН ВЭД 0203) и мяса КРС (код ТН ВЭД 0202). Однако среди лидеров по увеличению отгрузок по-прежнему сырье — пшеница и кукуруза.

И все же наиболее перспективными позициями для экспорта сейчас являются продукты пищевой промышленности (мороженое, масла, кондитерские изделия, продукция глубокой переработки зерновых), полагает эксперт. За счет высокого качества и низких логистических затрат российские товары смогут выиграть конкуренцию за европейский рынок у азиатских компаний, уверена она. Экспорт мороженого и продукции кондитерской отрасли направлен в основном на страны СНГ, где не хватает собственных мощностей для производства. При снижении внутренних цен на мясо птицы объемы экспорта данного вида продукта также могут увеличиться.

«Я достаточно скептически отношусь к перспективам активного наращивания поставок за рубеж готовой продукции пищевой промышленности, для мировой торговли это нехарактерно», — акцентирует внимание Дарья Снитко. По данным Comtrade, в глобальном экспорте из 100% связанных с мясом продуктов на готовые продукты из мяса приходится всего 24%. Поинтереснее выглядит структура торговли злаками и продукцией из них — доля готовых продуктов (преимущественно кондитерская продукция) здесь занимает около 42%. Однако сырье все еще составляет основу экспорта (см. график слева). По мнению эксперта, это объясняется прежде всего логистикой: транспортировать готовую переработанную продукцию обычно требуется в специальных условиях (рефрижераторы, например), часто это мелкие упаковки, а везти воздух нерентабельно. Также многие страны стараются стимулировать локализацию конечных стадий переработки, в которых формируется добавленная стоимость. Особенно это критично для развивающихся стран, а именно они являются реципиентами продуктового экспорта на глобальном уровне, аргументирует Снитко. Поддерживать в рамках процедур по продвижению российской продукции за рубежом готовую продукцию, конечно, необходимо, но важнее и эффективнее не ограничивать процесс расширения географии экспорта сырья, уверена она. Например, для пшеницы, где еще есть огромный потенциал роста на больших рынках Алжира, Индонезии.

По большинству товаров рентабельность экспортных продаж выше, чем реализации на внутреннем рынке, благодаря более высоким ценам, отмечает Инна Гольфанд. Так, например, экспортная стоимость кетчупов и соусов больше локальной примерно на 27%, водки — на 38%, мороженой рыбы — на 45%, а кормовой муки — на 10%. Если же дукции с добавленной стоимостью и сырья, то первая выигрывает не всегда, добавляет Снитко. Ключевой вопрос тут, откуда эта стоимость возникает. «Вижу несколько вариантов: очень дешевое по сравнению со страной-импортером исходное сырье, экспорт которого ограничен или запрещен — например растительное масло в случае действия пошлин на вывозные масличные — либо инновационная технология — редкий в пищевом бизнесе пример, концентраты соевого белка, — говорит она. — Еще вариант — уникальный бренд — тот же российский шоколад „Аленка“, но в данном случае требуется аккуратная защита торговых марок от копирования, а в ряде случаев производство под брендом все равно переезжает в страну-импортер».

Доля готовой продукции в глобальном экспорте

Масла, жиры и соусы

Самым массовым экспортируемым сельхозпродуктом с высокой добавленной стоимостью является растительное масло. И его вывоз из России будет ежегодно увеличиваться, уверен исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Кроме того, отечественные компании активно вывозят за рубеж продукты из сои и рапса. В 2021 году объем всей реализованной за рубеж масложировой продукции может составить $6 млрд, а к 2030-му отрасль намерена достичь обновленного показателя федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в $8,6 млрд.

Поскольку отрасль является экспортоориентированной, цены внутри страны формируются в зависимости от мировой конъюнктуры. Поэтому для переработчика с экономической точки зрения неважно, на какой рынок отправится его продукция, его маржинальность от этого не изменится, утверждает эксперт. «Понимая, что объемы внутреннего потребления производители масложировой продукции обеспечили, они активно развивают экспорт», — говорит он.

Несмотря на увеличение поставок продуктов переработки масличных, вывоз сырья также растет. Отгрузки сои за рубеж с 2017 года выросли почти втрое (с 520 тыс. до 1406 тыс. т), рапса — в 3,5 раза (со 199 тыс. до 725 тыс. т). Внешняя торговля подсолнечником расширилась с 94 тыс. т в 2018 году до 1380 тыс. т в 2020-м. Однако введение экспортных пошлин в 2021-м, очевидно, резко сократит вывоз сырья в пользу продукции переработки.

В масложировой отрасли давно и надежно ключевое место в экспорте занимают масло и шрот, и даже при низких пошлинах речь не шла об активных поставках сырья, если говорить о подсолнечнике, обращает внимание гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. «У сои и рапса своя история, они имеют специфику — соевые бобы вывозятся с Дальнего Востока, где переработка развита недостаточно, в первую очередь в Китай, а рапс отправляется на перерабатывающие предприятия в Беларусь и другие страны Таможенного союза, масло же из них внутри России не так востребовано и производится не в таких объемах, как подсолнечное», — поясняет он.

Основная доля экспортной выручки «Эфко» приходится на масла и специализированные жиры. Доля жиров, маргаринов, соусов, то есть всего того, что относится к верхнему переделу, в экспортной выручке составляет около 15%. Компания работает на внешних рынках уже более 20 лет. В прошлом году совокупный вывоз превысил 1 млн т в натуральном выражении и $650 млн — в денежном. Это 35% от всей выручки и рекордный показатель для нашей компании, сообщает гендиректор «Эфко» Евгений Ляшенко. «Основной рост выручки пришелся на последние несколько лет, важную роль в этом сыграли меры, реализуемые в рамках национального проекта „Международная кооперация и экспорт“, — рассказывает он. — Увеличение объемов производства масличных в России и реализованный в свое время нашей компанией инфраструктурный инвестиционный проект по созданию глубоководного маслоналивного терминала на Тамани позволили нам занять лидирующие позиции в экспорте масложировой продукции». Сейчас «Эфко» поставляет продукцию более чем в 50 стран мира: основной объем — в Индию, Китай, Иран, Турцию и страны СНГ, но большие перспективы холдинг видит в увеличении отгрузок в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

В ближайшей перспективе к экспортной корзине группы может добавиться растительное мясо. «Рынок находится в стадии становления и, согласно нашим экспертным прогнозам, является очень перспективным, — подчеркивает топ-менеджер. — С учетом агроклиматических условий Россия вполне может занять от 5 до 10% мирового рынка в этом сегменте, а это порядка $10 млрд».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
Искаженные инвестиции Искаженные инвестиции

Какие активы принесли инвесторам тысячи и миллионы процентов и что это означает

Forbes
Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать Что такое «зима искусственного интеллекта» и когда ее ждать

Что происходит во время «зимы искусственного интеллекта»?

ТехИнсайдер
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
Что такое дунхуа: все о китайском аниме Что такое дунхуа: все о китайском аниме

С чего пошло зарождение китайской анимации?

Maxim
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии

История создателя «Оскара» в журналистике — журналиста Джозефа Пулицера

Правила жизни
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Борьба со старением: новые подходы и тренды Борьба со старением: новые подходы и тренды

Что сегодня предлагает от старения превентивная медицина?

РБК
10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени 10 вещей, которые нельзя стирать вместе, если ты не хочешь, чтобы они износились раньше времени

Какие вещи никогда не следует совмещать в стиральной машине?

VOICE
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х Топ-5 самых странных игровых консолей в истории — от 1970-х до 2020-х

Самые необычные игровые консоли

CHIP
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов От полезных советов до создания ИИ-жен: как люди используют чат-ботов

Как люди пользуются персонифицированными чат-ботами?

Inc.
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
Рукопожатие крепкое Рукопожатие крепкое

Как развивается рынок высокотехнологичных протезов

Эксперт
8 самых грустных фильмов про собак 8 самых грустных фильмов про собак

Эти фильмы про собак точно тронут вас за душу

Maxim
Давай поженимся! Разбираемся, как подтолкнуть любимого к разговору на эту тему Давай поженимся! Разбираемся, как подтолкнуть любимого к разговору на эту тему

Вы уже вместе не один год, а предложения руки и сердца не поступало. Что делать?

Лиза
Гадаем по цветам Гадаем по цветам

Тест: какое растение тебе завести, чтобы оно радовало глаз и душу ?

VOICE
Маме не говори Маме не говори

О чем не стоит рассказывать даже маме? Вернее – особенно ей?

VOICE
Почему галактики закручиваются в спирали: ученые изучили механизмы формирования звездных скоплений Почему галактики закручиваются в спирали: ученые изучили механизмы формирования звездных скоплений

Какие модели образования спиралевидных галактик выделяют учены?

ТехИнсайдер
Китайское рекламное чудо Китайское рекламное чудо

На какую рекламу тратят рекламный бюджет компании на российском рынке

Ведомости
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Соль земли Соль земли

Зимнее путешествие по Пермскому краю: ледяная пещера, Чердынь и виды Колвы

Отдых в России
Бруталист Бруталист

Дмитрий Нагиев — праотец мирового кинотренда на лысого русского

Собака.ru
Открыть в приложении