Как оснастить фастфуд лучше американцев
Компания по производству оборудования для фастфуда и фанфуда «Роболабс» теснит с рынка импорт своей новаторской техникой, параллельно задавая тренд на роботизацию кухни

Роборука плавно открывает морозильный диспенсер, достает нужное количество картофеля и загружает его во фритюр. Ждет отмеренное таймером количество минут, поднимает из кипящего масла румяную картошечку и перегружает ее в гастроемкость. Все, цикл завершен. Машина готова его повторить столько раз, сколько нужно, без ошибок и усталого взгляда на часы: когда же кончится эта смена. Этот робоповар для картошки фри, RoboFryBot, не диковинка с иностранным лейблом, а разработка российской компании «Роболабс». Робота скоро отправят в серийное производство.
«Роболабс» не новичок на рынке оборудования для фастфуда. Еще в 1990-е годы будущий основатель компании Михаил Корин начал бизнес с завоза в Россию американских аппаратов по приготовлению попкорна и сахарной ваты. Присмотревшись хорошенько к отрасли быстрого питания, русские ребята уже в 2000-х перевернули доску и начали сами изготавливать оборудование для точек и сетей на предприятии «НПО Тверьторгмаш». Причем со временем по ряду позиций просто «умыли» американцев. Так, в 2009 году Михаил Корин создал уникальную технологию Vortex Popcorn — приготовление попкорна без масла в вихревом потоке горячего воздуха. Технология несла продавцам экономическую выгоду, а потребителям — более здоровую еду. И уже лет десять как русские попкорницы едут в Америку, этот Клондайк рынка быстрого питания, который является одним из самых быстроразвивающихся сегментов мировой пищевой промышленности — растет на 4,3 % в год и в 2023 году оценивался в 650 млрд долларов.
Растет рынок фастфуда и в России, его основная целевая аудитория — молодое поколение. А значит, продавцам быстрой еды надо все больше оборудования, которое будет поспевать за аппетитами клиентов и позволять хорошо зарабатывать. У нас в этой нише долгое время царил импорт, да и сейчас он еще силен. По данным исследования компании MaksiOma, в 2023 году доля импорта на рынке оборудования для общепита в России составляла 44%. При этом после ухода в 2022 году многих западных производителей, в основном итальянских, немецких и американских, стали укрепляться позиции азиатских и турецких поставщиков. По прогнозам на 2025–2026 годы, этот тренд продолжится, так же как и постепенный рост качества и доли российского оборудования.
В числе российских брендов, которые последние несколько лет активно захватывают рынок, — RoboLabs группы компаний «Деловая Русь», объединяющей «НПО Тверьторгмаш» и компанию «Роболабс», созданную в 2020 году. Совокупная выручка обеих компаний несколько лет подряд росла в среднем на 30% в год, а в 2024 году рост составил почти 70%, перевалив за миллиард рублей.
О том, как в Твери импортозамещают западное оборудование для попкорна и картофеля фри и чем объясняется бурный рост бренда RoboLabs, «Моноклю» рассказал директор «НПО Тверьторгмаш» Станислав Тоескин.

— Станислав Александрович, что за оборудование вы выпускаете? Судя по росту вашей выручки, оно разлетается как горячие пирожки.
— Ассортиментная матрица RoboLabs насчитывает десятки единиц, которые можно выделить в два основных раздела: это линия фастфуда и линия фанфуда. Оборудование для фанфуда часто устанавливают в баре быстрого обслуживания, расположенного в зоне кинотеатра, поэтому его еще называют оборудованием для киноконцессии. К нему относят аппараты сахарной ваты, а также все, что связано с производством и продажей попкорна: аппараты для раскрытия попкорна и его карамелизации, витрины для хранения попкорна и другое. Направление фастфуда более обширное и охватывает практически все участки кухни для еды быстрого приготовления: от хранения замороженных продуктов и их приготовления разными способами до сохранения в готовом состоянии и размещения в витринах. Это большой перечень оборудования, в котором есть холодильные лари, фритюры, печи, грили, станции фри, мультихолдеры, витрины и прочее.
Если оглянуться в прошлое, то завод «НПО Тверьторгмаш» начинал в 2004 году с производства самых простых изделий для общепита — столов, моек, стеллажей. Потом перешел к более сложным изделиям — витринам и грилям. В 2016 году возникла потребность в собственном бренде для новаторских продуктов, тогда и была создана торговая марка RoboLabs. Но и тогда, и теперь мы работаем под запрос рынка — изготавливаем то, что хотят наши заказчики.
— Какое самое популярное оборудование под брендом RoboLabs?
— Аппараты сахарной ваты, которые мы выпускаем практически с момента создания компании, — наша самая массовая позиция, в прошлом году сделали около 900 штук. Это почти 60–70 процентов потребности российского рынка. По этой позиции мы хорошо потеснили импорт. Когда-то выпускали простые аппараты, аналогичные зарубежным. Потом придумали технологию с подачей ваты вверх, что стало новинкой для рынка и возможностью создавать шоу для покупателей. Теперь мы продаем аппараты сахарной ваты не только в России, но и экспортируем.
— Чем же ваши сахарные аппараты лучше импортных?
— Если сравнивать с американскими изделиями, то это существенная разница в цене. Одна установка сахарной ваты в рознице для конечного потребителя без всяких скидок обходится примерно в 100 тысяч рублей — это с учетом того, что у нас запатентованный уникальный продукт. Цену американского аппарата с аналогичной производительностью я даже не смогу назвать сейчас, но это точно не менее нескольких сотен. Из Европы практически не везут такое оборудование, а с китайскими изделиями нас даже некорректно сравнивать, потому что у нас профессиональное оборудование, а китайское больше любительское и не дает такой производительности, чтобы его можно было сравнивать в потоке. То есть китайский аппарат может стоить 10–20 тысяч рублей, но на нем можно сделать подряд одну, пять порций ваты, и при этом установка будет капризничать в зависимости от напряжения сети, влажности воздуха, ветра и так далее. На наш аппарат эти факторы не влияют. Еще в 2019 году я был в Сочи, где на побережье стояли почти одни наши аппараты. Они получали только положительные отзывы, при том что там наихудшая внешняя среда для воздушной сахарной ваты: высокая влажность воздуха, ветер. В этом году я был на выставке «Мир» в Казани, где на набережной также стоят наши аппараты, причем несколько из них работают с 2018 года. К этим аппаратам тоже никаких нареканий нет — ни по производительности, ни по качеству.
— То есть ватокаты — это ваша «дойная корова» в продажах?
— Аппараты сахарной ваты лидируют по объемам, но стоят недорого. А вот настоящий флагман в выручке с долей в 30 процентов — конвейерные печи для пиццерий. В прошлом году мы выпустили 463 штуки. Они поставляются по всей стране в разные заведения, в том числе в сеть «Додо Пицца», для которой, собственно, и была разработана эта печь как аналог американской. Но уже вскоре мы превзошли американский вариант и снизили энергопотребление печи на 8–10 процентов. А когда после 2022 года печи из США перестали поставлять в Россию (сейчас поставляют разве что окольными путями), мы стали основным поставщиком для «Додо Пицца» и продолжаем разрабатывать с ними линейку печей под потребности точек. К примеру, в линейке уже три модели: мощные печи шириной конвейера 800 миллиметров, средней мощности с шириной конвейера 650 миллиметров и компактные шириной 460 миллиметров. В зависимости от загруженности точки пиццерии ставят нужное количество печей, часто комбинируют их.