Купить или сэкономить
Потребительские предпочтения изменились, но серьезного падения спроса не отмечается
В период коронакризиса, несмотря на падение реально располагаемых до ходов и карантинные ограничения, существенного снижения спроса на про довольствие не произошло. Хотя аналитики отмечают, что потребление стало более осознанным, а покупки все чаще смещаются в более дешевый сегмент . Производители вынуждены подстраиваться и оптимизировать издержки для удержания цен.
По данным Росстата, за прошлый год реальные располагаемые доходы населения упали на 3%, за первый квартал 2021-го — на 3,6%. При этом цены, в том числе на продукты питания, продолжают расти. В итоге платежеспособный спрос, который и так не успел восстановиться после предыдущих кризисов, снова снизился. Правда, многие аналитики не заметили существенной экономии на продовольствии, чего закономерно можно было ожидать. В какой-то степени этому способствовали карантинные ограничения — люди почти не ездили за рубеж, что поддерживало потребление внутри страны. Однако коронакризис все-таки отчасти изменил модель потребления.
Потребление становится осознанным
По информации исследовательского центра «Тинькофф Data» на основе анализа транзакций более 13 млн потребителей, в первом квартале траты жителей России на продукты питания, одежду и базовые услуги увеличились на 18% год к году на фоне роста цен. При этом продукты питания дорожают быстрее, чем индексируются доходы. На этом фоне аналитики центра в феврале зафиксировали снижение покупок яблок на 60%, траты на морковь, апельсины, капусту и хлебобулочные изделия сократились более чем на 40%, картофель — на 30%, муку — на 13%. Расходы на говядину уменьшились на 25%, свинину — на 13%, но при этом на 18% увеличились траты на сахар. Динамика располагаемых доходов населения и покупательной способности, которую дает Росстат, также говорит о том, что спрос, очевидно, снизился.
Однако гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько говорит, что в течение прошлого года серьезной экономии на продуктах питания все же не наблюдалось. «Возможно, наши соотечественники сокращали другие статьи расходов, однако на еде они не экономили. В 2020-м действительно наблюдалось некоторое снижение потребления круп и хлебобулочных изделий, однако эта тенденция, скорее, связана не с желанием сэкономить, а с тем, что люди больше времени проводили дома, меньше двигались, и у них не было необходимости получать такое большое число калорий, как до коронакризиса, — предполагает эксперт. — Потребительский спрос, в том числе на традиционные „домашние товары“, был поддержан и отсутствием туризма, в том числе заграничного отдыха».
Кроме того, эффект для продовольственного рынка от снижения доходов был существенно сглажен мерами прямой денежной поддержки населения со стороны государства, отмечает начальник Центра экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка Дарья Снитко. «По оценке нашего центра, в 2020 году население получило около 750 млрд руб. трансфертов, и большая часть средств была потрачена на продовольственные товары — около 450–550 млрд руб., — приводит данные она. — Помощь не была адресной в отношении наименее обеспеченных домохозяйств, но она существенно снизила уровень бедности в стране». Поэтому нельзя говорить о том, что из-за кризиса люди стали массово отказываться от базовых товаров повседневного спроса, добавляет Снитко.
Господдержка в части базовых продовольственных товаров была очень серьезной, соглашается исполнительный директор инвесткомпании «Атон» Иван Николаев. По его словам, наборов продуктов питания, которые выдавали школьникам на месяц, было достаточно, чтобы в течение этого периода кормить семью из трех-четырех человек. Начиная с прошлого года люди действительно стали экономить, но не на базовых продуктах питания. «Хотя экономическая ситуация в стране непростая, признаков коллапса мы не наблюдаем, — комментирует он. — Все фуд-ритейлеры показывают рост выручки, хотя он и составляет лишь 10–15%, а не 30%, как раньше, но в любом случае, когда люди массово экономят на еде, роста ритейлеров сложно ожидать».
Тем не менее в целом сейчас потребление смещается в сторону базовых продуктов, более доступных по цене, считает исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. Кроме того, наблюдается рост покупок товаров онлайн, что приводит к сокращению спонтанных приобретений. «Потребление стало более осознанным, снизилось число импульсивных покупок, которые являются основным драйвером потребления новинок», — говорит он.
Правда, Снитко не согласна с мнением, что в онлайн-продажах не работают стандартные для традиционного ритейла методы увеличения среднего чека, такие как стимулирование импульсивных покупок, промоакции и т. п. Просто в цифровом магазине эти стратегии реализуются по-другому, через регулирование минимального объема корзины покупок, рассылки и др., поясняет она. «Торговые онлайн-платформы уже начинают придумывать механизмы стимулирования людей к импульсивным покупкам, например, при выборе того или иного нужного товара они видят рекламу продукта со скидкой», — вторит ей Николаев, хотя он и считает, что в нынешний кризис спонтанных покупок стало меньше из-за снижения доходов.
Как подорожали базовые продукты питания
Экономия VS здоровое питание
Аналитик компании «Новые технологии» Дарья Акимова на основе данных о продажах растительного заменителя молока делает вывод, что покупательная способность не снижается. Так, в конце октября 2020-го «Лента» выпустила ореховое молоко под собственной торговой маркой, причем не в низком ценовом сегменте, чтобы обойти конкурентов по цене, а в среднем. По итогам года продукт занял четвертое место по объемам продаж среди девяти производителей аналогичной продукции, представленных в «Ленте». При этом СТМ продавался всего три месяца, а остальные бренды — весь год, рассказывает Акимова. «Это говорит о том, что люди осознанно покупают более дорогой продукт, чтобы разнообразить свое питание, а не ориентируются на низкую цену (классическое молоко или более бюджетные бренды растительных напитков)», — рассуждает она. Аналитик также обращает внимание, что продажи растительного «молока» начались в магазинах «Ленты» по всей стране, а не только в ЦФО.
Еще одним индикатором платежеспособности населения является сливочное масло, продолжает Акимова. Его потребление в январе 2021 года по отношению к аналогичному периоду 2020-го выросло на 7%, спреда — упало на 16%, маргарина — снизилось на 14%, приводит данные она. «Это наглядно демонстрирует, что люди не пытаются сэкономить, выбирая более дешевую альтернативу сливочному маслу, а даже наоборот», — резюмирует аналитик.
В России, также как и во всем мире, сейчас наблюдается «размывание фокуса»: разнонаправленные потребительские тренды. «Так, есть группа людей, которая пытается экономить, покупая более дешевые и порой менее полезные продукты. И есть другая категория потребителей, которые, напротив, стремятся покупать здоровую пищу», — говорит Рылько. В том числе тренд на здоровое питание был поддержан пандемией COVID-19 и стремлением людей укрепить иммунитет.
Потребление овощей на 24% меньше нормы
Несмотря на снижение доходов, диета жителей страны в целом стала более здоровой: люди потребляют больше фруктов и овощей, меньше сложных углеводов, белки, считает Николаев. Кроме того, согласно официальной статистике, в последнее время сокращается потребление алкоголя. Правда, сейчас свободно можно купить самогонный аппарат и изготавливать алкоголь самостоятельно в любом количестве, поэтому увидеть реальную картину очень сложно, признает эксперт.
Корнеев тоже думает, что интерес к здоровому питанию увеличился. «Производители реагируют на этот запрос и предлагают продукты, которые позиционируются как здоровые. Но, например, те же мюсли и злаковые батончики отнести к продуктам здорового питания можно с большой натяжкой из-за высокого содержания сахара, — рассуждает он. — Есть огромный разрыв между продуктами действительно здорового питания и теми, которые только позиционируются как „здоровые“. Люди формируют свою потребительскую корзину из доступных продуктов, выбирая исходя из своего бюджета те товары, которые, как им кажется, являются наиболее полезными».
Директор Плодоовощного союза Михаил Глушков считает, что покупательная способность населения все же снижается, из-за чего уменьшается спрос на относительно дорогие овощи закрытого грунта. Самые жесткие коронавирусные ограничения, которые действовали весной прошлого года, негативно отразились на продажах тепличных овощей. Однако в 2021-м потребление восстановилось до нормального уровня, сопоставимого с показателями 2019 года. При этом овощи открытого грунта по сравнению с прошлым и позапрошлым годами сильно подорожали из-за сокращения товарного производства на фоне плохих погодных условий в 2020-м. Кроме того, большой объем овощей, собранных в прошлом году, оказался непригодным для длительного хранения. В итоге весной 2021-го на российских прилавках в основном были дорогие импортные овощи «борщевого набора», добавляет гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова.