Агрегаторы подведут под банковский контроль
Агрегаторов, обеспечивающих онлайн-оплаты, поставят под контроль кредитных организаций. Обязанностью агрегаторов станет идентификация сайтов для предотвращения нелегальных переводов, например в пользу казино
В российское законодательство впервые планируется ввести понятие платежного агрегатора — специализированной компании, которая обеспечивает проведение в интернете разнообразных платежей для онлайн-магазинов. Такие агрегаторы появились на платежном рынке сравнительно недавно, но уже сейчас обеспечивают платежи россиян более чем на 80 тыс. сайтов, следует из данных исследовательской компании MARC. Крупнейший игрок на этом рынке — «Яндекс.Касса» с долей 31%.
Платежные агрегаторы предполагается контролировать через банки и небанковские кредитные организации (НКО) в целях соблюдения законодательства о предотвращении отмывания доходов и финансирования терроризма, следует из поправок к закону «О национальной платежной системе», внесенных в Госдуму главой думского комитета по финрынку Анатолием Аксаковым, первым зампредом комитета Совета Федерации по бюджетам и финрынкам Николаем Журавлевым и еще двумя депутатами.
«Деятельность платежных агрегаторов в соответствии с законопроектом отнесена к деятельности банковских платежных агентов в сфере эквайринга в электронной коммерции», — прокомментировали РБК поправки в пресс-службе ЦБ.
Согласно поправкам, платежные агрегаторы в статусе банковского платежного агента должны будут заключать договоры с интернет-магазинами и интернет-сервисами на оказание услуг от имени кредитной организации — банка или НКО. При этом они должны будут:
- проверять своих контрагентов;
- участвовать в урегулировании спорных операций;
- соблюдать требования безопасности при переводе денежных средств,
- а также открыть специальный банковский счет для работы со средствами плательщиков.,>
Банки смогут контролировать работу своих агентов и передавать сведения об их деятельности в ЦБ.
Без счета в банке и собственной НКО
Предлагаемые поправки могут затронуть не все платежные агрегаторы. На рынке существуют две модели их работы: одни аккумулируют на своем счете платежи физических лиц за товары и услуги, а потом перечисляют их интернет-магазинам, оставляя себе комиссию, а вторые предоставляют только технологическую платформу, а все платежи идут через банки, минуя сами агрегаторы. Как считает председатель ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров, у второй категории есть возможность не подпасть под действие нового законодательства, так как они являются аутсорсерами банков, не осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами, а все расчеты проводит банк. Платежный сервис Payture использует именно такую бизнес-модель. Все клиенты компании проходят строгую проверку банковскими службами безопасности и имеют прямые договорные отношения с банками-эквайерами, сказал РБК его глава Андрей Гончаров.