Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – силаИстория

От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Войне 1853—1856 годов, называемой Восточной, Турецкой, Крымской, я предложил название, вынесенное в заглавие этого очерка, и в сериях статей и документальных фильмов веду обоснование этого вплоть до популярных ныне «логистических цепочек».

Игорь Шумейко

700 лет до Жомини

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки. Ключевский в «Курсе русской истории» с удивлением констатировал: «Незаметно хозяйственного различия по почвенным и ботаническим полосам». (То есть от широты южнее Киева и до районов севернее Новгорода, на совершенно разных почвах, в окружении разной фауны, флоры наши предки вели почти идентичные хозяйства). Зато, итожит Ключевский, «речная сеть оказала более раннее и сильное действие на разделение труда».

Транспорт России как самостоятельная отрасль ведет отсчет от Манифеста 1809 года Александра I: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население… превосходят уже меру прежних путей сообщения». Было образовано Управление водными и сухопутными путями сообщения, включавшее гражданское Главное управление и военный Корпус инженеров.

Бурлаки-грузчики. Саратов

Накануне железнодорожной эры в России было более 3200 почтовых станций, 38 000 лошадей. Гужевые перевозки: летом занято 800 000 человек, зимой 300 000. К российским путейцам можно приписать бурлаков. 100 000 человек проводили 6000 барж, 5000 плотов по Тихвинскому пути (924 км) от Петербурга до Рыбинска («Бурлацкая столица»), по Мариинской (1143 км) и Вышневолоцкой (1440 км) системам, по Волге, Тверце, Волхову, Ладоге, Неве.

Гужевые перевозки

«Пароход Черепановых» справедливо числят вторым после паровоза Стефенсона. «Горный журнал» (1835): «Пароход ходит в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажен чугунным колесопроводам, возит более 200 пудов тяжести со скоростью до 15 верст в час». Но характер крепостной промышленности сказался: вместо «парохода» на рельсы встали вагонетки, движимые лошадьми. Так что в мировом списке рекордов за Черепановыми не только второй после Стефенсона, но, увы, и первый в истории паровоз, уступивший дорогу конке.

«Пароход» братьев Черепановых

Раскисавшие в три сезона из четырех сухопутные дороги – фактор обороны, их качество не заботило российские правительства в период нашествий. Эта связь видна в траекториях Сибирского тракта. До «замирения народов » путь шел через Пермь, «златокипящую Мангазею» (близ Салехарда прижимаясь к Ледовитому океану), Тару, Якутск, Охотск. К началу XIX века проблемы безопасности были решены, и Сибирский тракт стал идти гораздо южнее: Тюмень, Ялуторовск, Ишим, Томск, Красноярск, Иркутск.

Десятилетиями в России шли споры о необходимости железных дорог. На Николая I в Англии 1844 года произвел большое впечатление паровоз Стефенсона. Но российские противники железных дорог, владельцы гужевого, водного транспорта собрали контрдоводы: загрязнение воздуха, дороговизна работ, опасность пожаров от искр. Пугали: колею занесет снег, из-за чего первую железную дорогу Петербург – Царское Село (ее прозвали «придворной каруселью») сделали на излишне высокой земляной насыпи.

В дни вторжения Наполеона наши дороги сослужили древнюю, привычную службу. Помню удивление издателей моей «Истории российской цивилизации»: к карте войны 1812 года я добавил карты разгромов Пруссии 1806 года, Австрии 1809‑го… «Дистанции огромного размера», как сказано у Грибоедова. Там корпуса наполеоновских маршалов наступают широким фронтом, разрезая, охватывая, громя части противника. В России от Смоленска до Москвы (и обратно) – тянутся в одну ниточку, «гуськом ». Наполеон на вопрос о столь не-обычном (и пагубном для него) движении отвечал: «Я не отважился пустить корпуса по разным направлениям, так как ничто не доказывало существования удобопроходимых дорог»…

Однако российское общество посчитало: эта «служба» дорог/бездорожья в 1812 году послужила стране в последний раз. Всеобщее отношение к состоянию российских дорог стало сугубо критическим. Тогда и родилась фраза знаменитая, хотя спорного1 авторства: «В России две беды: дураки и дороги».

1 Периодически приписывалась Карамзину, Пушкину, Гоголю.

Логистика начинается

Генерал
Генрих
Жомини

А ведь именно та война, кроме взятия Парижа, передала России генерала Антуана-Анри Жомини (на русской службе Генрих Вениаминович Жомини – Прим. ред.) – теоретика и практика, создателя современной военной логистики. Швейцарец, взлетевший на французской службе, высоко ценимый Наполеоном2 и потому притесняемый его начштаба Бертье, в 1813 году перешел на русскую службу. Сопровождал Александра I на Венском конгрессе, создавал в Петербурге Академию Генштаба, преподавал стратегию цесаревичу Александру.

2 Спасение остатков «Великой армии» у Березины называют заслугой Жомини.

Жомини показал роль снабжения в наполеоновских войнах, работу офицеров генштаба Франции (maréchal de logis). Французское logis (организация маршей) из его книг вошло в мировой оборот. Так что теорией логистики Россия была обеспечена. Даже слишком. Знаменитый герой 1812 года, поэт, генерал Денис Давыдов высмеивал новое поколение штабистов:

«Говорят умней они… Но что слышим от любова? Жомини да Жомини! А об водке – ни полслова!»3

3 Этот фрагмент часто цитировали. Интересно сопоставить: именно наполеоновская логистика, за которую отвечал Жомини, была главной целью ударов партизан, в том числе Давыдова.

Но практика логистики… Именно она предопределила исход Крымской войны, – факт, заслоняемый набором поверхностных штампов.

«Отсталость вооружения»? Да, по вооружению, тактике русская армия осталась копией, можно сказать, «фотографией» той, взявшей Париж. Франция и Англия, в 1814 году равные нам по вооружению, за сорок лет совершили скачок: нарезные ружья и артиллерия, паровой флот. Но даже те новации еще не гарантировали поражения, будь у нас железные дороги. Миллионную армию приходилось держать разбросанной по побережьям Балтийского и Черного морей, по границам с Австрией и Пруссией. Даже когда выяснялось, что где-то угроза десанта миновала (или где-то возникла большая), войска переходили по 5–8 месяцев, редея от болезней, с боезапасом – тем, что на себе.

Первая железная дорога в Крыму

Первый, маневренный период в Крыму: проиграно три сражения, одно все же выиграно – при Балаклаве. За скорострельные нарезные ружья, пушки противника расплачивались по повышенному коэффициенту потерь, но то еще была война, похожая на предыдущие, с какими-то шансами у нас. А затем артиллерийские дуэли в Севастополе превратились просто в соревнование по подвозу снарядов, замене выбывших орудий, расчетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Моделист-конструктор Моделист-конструктор

Как в России создали лучшие в мире вездеходы

ТехИнсайдер
Михаил Владимирович Голицын и «Угли России» Михаил Владимирович Голицын и «Угли России»

Крупнейший специалист по геологии угля Михаил Голицын и роль угля в жизни России

Знание – сила
Рецепт донны Тани Рецепт донны Тани

Майя Кучерская о бразильской балерине Татьяне Лесковой

Seasons of life
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую Офлайн — новый черный: почему брендам сегодня нужно общаться с клиентами вживую

Как и зачем компании развивают направление офлайн-активностей

Inc.
Записки солдата Первой мировой Записки солдата Первой мировой

Нас было 45 человек, лица всех закопчены дымом и в грязи

Знание – сила
«Мода — это язык мира» «Мода — это язык мира»

Карина Нигай о пути в моду, любимых брендах и новых целях

OK!
А теперь начнем сначала А теперь начнем сначала

Истории людей, прошедших дорогой перемен

Men Today
Злость, зависть, вина: что с ними делать — глава из новой книги Ольги Примаченко Злость, зависть, вина: что с ними делать — глава из новой книги Ольги Примаченко

Злость, зависть, вина — такие неудобные, «плохие чувства». Стоп! Почему плохие?

Psychologies
«Математическое невежество снижает качество жизни россиян» «Математическое невежество снижает качество жизни россиян»

Какая наука сегодня в моде и почему в России так плохо знают математику

Наука
Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя Почему сбываются прогнозы астрологов и расклады таро: как работает эффект Розенталя

Хочешь знать, как работает таро и почему сбываются прогнозы астрологов?

VOICE
10 фильмов о фигурном катании: от драмы Крыжовникова до сериала про копию Тутберидзе 10 фильмов о фигурном катании: от драмы Крыжовникова до сериала про копию Тутберидзе

Фильмы о фигурном катании с неожиданными сюжетами

Forbes
Реальность под знаком рыбы Реальность под знаком рыбы

Она — рыбка-кормилица — без всякого преувеличения, поистине Золотая рыбка

Знание – сила
Танки на колесах Танки на колесах

Есть ли перспектива у так называемых «колесных танков»?

Обозрение армии и флота
Семейка снеговиков Семейка снеговиков

Делаем семейку снеговиков — любимых сказочных персонажей детей и взрослых

Наука и жизнь
Что такое инулин, чем полезен и в каких продуктах содержится Что такое инулин, чем полезен и в каких продуктах содержится

Инулин — это разновидность пребиотика, который присутствует во многих овощах

РБК
Окаменелости растений из Колумбии оказались панцирями черепашат Окаменелости растений из Колумбии оказались панцирями черепашат

Палеонтологи исправили ошибку непрофессионального коллеги спустя 20 лет

N+1
Отчаянный газовый покер Отчаянный газовый покер

На рынке СПГ есть только два игрока, которые имеют достаточные амбиции

Монокль
Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез» Елизавета Туктамышева: «С детства любила выигрывать и не показывала слез»

Фигуристка Елизавета Туктамышева раскрывает секрет своей внутренней стойкости

VOICE
Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска Никита Мещерский: Инженеры Tesla – гении, воплощающие в жизнь безумные идеи Маска

В Cybertruck есть гораздо больше, чем угловатый дизайн и невыполненные обещания

4x4 Club
Павильонный зал Павильонный зал

Памяти Людмилы Николаевны Воронихиной, чьё имя — история и легенда Эрмитажа

Дилетант
Кто починит ДНК — перевернет мир Кто починит ДНК — перевернет мир

Генетики уже несколько лет умеют редактировать поломки в ДНК

Наука
Кто позолотил яйца Кто позолотил яйца

Ведомства не хотят верить в объективные экономические причины удорожания яиц

Монокль
Есть ли у них шанс выжить? Есть ли у них шанс выжить?

Как живут и выживают народы-изоляты

Зеркало Мира
Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion Слишком дорого и неоднозначно. Тест-драйв Volkswagen Taos 4 Motion

Почему маленький кроссовер Volkswagen не может привлечь покупателей

4x4 Club
Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России Духи, шаманы и амулеты: любопытные факты о мифологии северных народов России

Боги-демиурги, злые духи, почитаемые животные: мифология Севера России

ТехИнсайдер
Невероятный подвиг 23-летней Матрены Вольской, которая, будучи беременной, спасла 3 225 детей от фашистов Невероятный подвиг 23-летней Матрены Вольской, которая, будучи беременной, спасла 3 225 детей от фашистов

Как простая учительница организовала партизанскую операцию по спасению детей

ТехИнсайдер
Разум толпы Разум толпы

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет

Чем дети перестройки отличаются от современных

СНОБ
Открыть в приложении