Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки

Знание – силаИстория

От Первой Логистической войны до «цепочек» XXI века

Войне 1853—1856 годов, называемой Восточной, Турецкой, Крымской, я предложил название, вынесенное в заглавие этого очерка, и в сериях статей и документальных фильмов веду обоснование этого вплоть до популярных ныне «логистических цепочек».

Игорь Шумейко

700 лет до Жомини

Роль путей сообщения в истории страны требует существенной дооценки. Ключевский в «Курсе русской истории» с удивлением констатировал: «Незаметно хозяйственного различия по почвенным и ботаническим полосам». (То есть от широты южнее Киева и до районов севернее Новгорода, на совершенно разных почвах, в окружении разной фауны, флоры наши предки вели почти идентичные хозяйства). Зато, итожит Ключевский, «речная сеть оказала более раннее и сильное действие на разделение труда».

Транспорт России как самостоятельная отрасль ведет отсчет от Манифеста 1809 года Александра I: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население… превосходят уже меру прежних путей сообщения». Было образовано Управление водными и сухопутными путями сообщения, включавшее гражданское Главное управление и военный Корпус инженеров.

Бурлаки-грузчики. Саратов

Накануне железнодорожной эры в России было более 3200 почтовых станций, 38 000 лошадей. Гужевые перевозки: летом занято 800 000 человек, зимой 300 000. К российским путейцам можно приписать бурлаков. 100 000 человек проводили 6000 барж, 5000 плотов по Тихвинскому пути (924 км) от Петербурга до Рыбинска («Бурлацкая столица»), по Мариинской (1143 км) и Вышневолоцкой (1440 км) системам, по Волге, Тверце, Волхову, Ладоге, Неве.

Гужевые перевозки

«Пароход Черепановых» справедливо числят вторым после паровоза Стефенсона. «Горный журнал» (1835): «Пароход ходит в обе стороны по нарочно приготовленным на длине 400 сажен чугунным колесопроводам, возит более 200 пудов тяжести со скоростью до 15 верст в час». Но характер крепостной промышленности сказался: вместо «парохода» на рельсы встали вагонетки, движимые лошадьми. Так что в мировом списке рекордов за Черепановыми не только второй после Стефенсона, но, увы, и первый в истории паровоз, уступивший дорогу конке.

«Пароход» братьев Черепановых

Раскисавшие в три сезона из четырех сухопутные дороги – фактор обороны, их качество не заботило российские правительства в период нашествий. Эта связь видна в траекториях Сибирского тракта. До «замирения народов » путь шел через Пермь, «златокипящую Мангазею» (близ Салехарда прижимаясь к Ледовитому океану), Тару, Якутск, Охотск. К началу XIX века проблемы безопасности были решены, и Сибирский тракт стал идти гораздо южнее: Тюмень, Ялуторовск, Ишим, Томск, Красноярск, Иркутск.

Десятилетиями в России шли споры о необходимости железных дорог. На Николая I в Англии 1844 года произвел большое впечатление паровоз Стефенсона. Но российские противники железных дорог, владельцы гужевого, водного транспорта собрали контрдоводы: загрязнение воздуха, дороговизна работ, опасность пожаров от искр. Пугали: колею занесет снег, из-за чего первую железную дорогу Петербург – Царское Село (ее прозвали «придворной каруселью») сделали на излишне высокой земляной насыпи.

В дни вторжения Наполеона наши дороги сослужили древнюю, привычную службу. Помню удивление издателей моей «Истории российской цивилизации»: к карте войны 1812 года я добавил карты разгромов Пруссии 1806 года, Австрии 1809‑го… «Дистанции огромного размера», как сказано у Грибоедова. Там корпуса наполеоновских маршалов наступают широким фронтом, разрезая, охватывая, громя части противника. В России от Смоленска до Москвы (и обратно) – тянутся в одну ниточку, «гуськом ». Наполеон на вопрос о столь не-обычном (и пагубном для него) движении отвечал: «Я не отважился пустить корпуса по разным направлениям, так как ничто не доказывало существования удобопроходимых дорог»…

Однако российское общество посчитало: эта «служба» дорог/бездорожья в 1812 году послужила стране в последний раз. Всеобщее отношение к состоянию российских дорог стало сугубо критическим. Тогда и родилась фраза знаменитая, хотя спорного1 авторства: «В России две беды: дураки и дороги».

1 Периодически приписывалась Карамзину, Пушкину, Гоголю.

Логистика начинается

Генерал
Генрих
Жомини

А ведь именно та война, кроме взятия Парижа, передала России генерала Антуана-Анри Жомини (на русской службе Генрих Вениаминович Жомини – Прим. ред.) – теоретика и практика, создателя современной военной логистики. Швейцарец, взлетевший на французской службе, высоко ценимый Наполеоном2 и потому притесняемый его начштаба Бертье, в 1813 году перешел на русскую службу. Сопровождал Александра I на Венском конгрессе, создавал в Петербурге Академию Генштаба, преподавал стратегию цесаревичу Александру.

2 Спасение остатков «Великой армии» у Березины называют заслугой Жомини.

Жомини показал роль снабжения в наполеоновских войнах, работу офицеров генштаба Франции (maréchal de logis). Французское logis (организация маршей) из его книг вошло в мировой оборот. Так что теорией логистики Россия была обеспечена. Даже слишком. Знаменитый герой 1812 года, поэт, генерал Денис Давыдов высмеивал новое поколение штабистов:

«Говорят умней они… Но что слышим от любова? Жомини да Жомини! А об водке – ни полслова!»3

3 Этот фрагмент часто цитировали. Интересно сопоставить: именно наполеоновская логистика, за которую отвечал Жомини, была главной целью ударов партизан, в том числе Давыдова.

Но практика логистики… Именно она предопределила исход Крымской войны, – факт, заслоняемый набором поверхностных штампов.

«Отсталость вооружения»? Да, по вооружению, тактике русская армия осталась копией, можно сказать, «фотографией» той, взявшей Париж. Франция и Англия, в 1814 году равные нам по вооружению, за сорок лет совершили скачок: нарезные ружья и артиллерия, паровой флот. Но даже те новации еще не гарантировали поражения, будь у нас железные дороги. Миллионную армию приходилось держать разбросанной по побережьям Балтийского и Черного морей, по границам с Австрией и Пруссией. Даже когда выяснялось, что где-то угроза десанта миновала (или где-то возникла большая), войска переходили по 5–8 месяцев, редея от болезней, с боезапасом – тем, что на себе.

Первая железная дорога в Крыму

Первый, маневренный период в Крыму: проиграно три сражения, одно все же выиграно – при Балаклаве. За скорострельные нарезные ружья, пушки противника расплачивались по повышенному коэффициенту потерь, но то еще была война, похожая на предыдущие, с какими-то шансами у нас. А затем артиллерийские дуэли в Севастополе превратились просто в соревнование по подвозу снарядов, замене выбывших орудий, расчетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Здравствуй, дерево! Здравствуй, дерево!

6 удивительных фактов из истории елки и игрушек

Лиза
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство Арт-субъект: где на Урале рождается современное искусство

Как актуальное искусство будет развиваться в России

СНОБ
Ослепительная четверка Ослепительная четверка

Эти женщины вершили китайскую историю, губили и спасали царств

Вокруг света
Откат для Троцкого Откат для Троцкого

Это сегодня о Косенко пишут «выдающийся советский разведчик» и ставят его бюсты

Дилетант
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техника
Корица Корица

Почему вам стоит добавить корицу в свой рацион?

Здоровье
Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики Вениамин Семёнов-Тян-Шанский и причуды топонимики

О жизни и вкладе выдающегося географа В. П. Семенова-Тян-Шанского

Знание – сила
Невеликий театр Невеликий театр

Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of life
Фитнес тридесятого царства Фитнес тридесятого царства

Правила жизни спортсменов в самом расцвете сил

Men Today
Удивительно, но воды Тихого и Атлантического океана не смешиваются! И мы знаем, почему это происходит! Удивительно, но воды Тихого и Атлантического океана не смешиваются! И мы знаем, почему это происходит!

Почему иногда воды из разных рек или океанов не смешиваются?

ТехИнсайдер
Зажгите искру любви! Вот почему отношениям нужна «романтическая ностальгия» Зажгите искру любви! Вот почему отношениям нужна «романтическая ностальгия»

Как воспоминания о хороших временах могут углубить вашу связь с партнером

ТехИнсайдер
Макробизнес на микросхемах: зачем компания ICL открыла собственный завод материнских плат Макробизнес на микросхемах: зачем компания ICL открыла собственный завод материнских плат

Зачем запускать свое производство, если дешевле закупать аналоги в Китае

СНОБ
Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях

Отрывок из книги «Фабрика счастливых граждан» об экономике счастья

Forbes
«Необъятный мир: Как животные ощущают скрытую от нас реальность» «Необъятный мир: Как животные ощущают скрытую от нас реальность»

Головастики лягушек спасаются из икринок, улавливая присутствие хищника

N+1
Все оттенки красного Все оттенки красного

На экраны врывается «Феррари»

Автопилот
Когда модель превзойдет алгоритмы Когда модель превзойдет алгоритмы

О том, как модели искусственного интеллекта «выходят за флажки»

Монокль
Император и историческая память Император и историческая память

Как Карл Великий превратился во «второго короля Артура»

Знание – сила
«Черные лебеди»–2024 «Черные лебеди»–2024

Основные опасения за будущее респондентов связаны с вооруженными конфликтами

Деньги
В одно касание В одно касание

Как малоинвазивные методики стали проводниками бодипозитива и антиэйджа

Собака.ru
«Как понять, что я навязываюсь?»: чек-лист от психолога «Как понять, что я навязываюсь?»: чек-лист от психолога

Как перебороть чувство, что мы «навязываем» свое общение другому

Psychologies
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Полное собрание в одном доме Полное собрание в одном доме

Как Андрей Тарковский выяснял отношения с домом — и выяснил

Weekend
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Спокойная среда Спокойная среда

Элегантный, функциональный и психологически комфортный интерьер

Идеи Вашего Дома
10 новогодних фильмов, которые должен посмотреть каждый 10 новогодних фильмов, которые должен посмотреть каждый

Фильмы, которые подарят вам новогоднее настроение

Maxim
Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать

Программа Space Shuttle угодила в ловушку

Монокль
Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023) Юрий Темирканов (10.12.1938 - 2.11.2023)

Телеведущая Ника Стрижак вспоминает дирижера Юрия Темирканова

Собака.ru
Открыть в приложении