Павильонный зал
Публикуемый материал посвящён памяти Людмилы Николаевны Воронихиной (1926–2023), чьё имя — история и легенда Эрмитажа. Более семи десятилетий она работала в музее, став наставником нескольких поколений сотрудников. Особое место в архиве Людмилы Николаевны занимают работы по истории Эрмитажа. Одна из них.
Павильонный зал расположен в здании, с которым связано рождение и название всемирно известного музея. Малый Эрмитаж действительно невелик. Он состоит из двух павильонов — Северного и Южного, и двух галерей, обрамляющих Висячий сад. Строительство этого здания шло по мере поступления высочайших распоряжений и заняло десять лет — с 1764 по 1775 год.
Началось строительство с южной части Висячего сада. В мае 1763 года из Москвы, где находилась Екатерина II по случаю коронации, был прислан черновой проект, составленный именитым французским архитектором Жан-Батистом Валлен Деламотом. Главному архитектору Юрию Фельтену было предписано завершить проект и приступить к сооружению, а вскоре последовало новое распоряжение о возведении «на саде покоев» — Южного павильона, связанного переходом с личными покоями императрицы в Зимнем дворце.
Висячий сад был любимым местом прогулок Екатерины II.
Редкостные растительные красоты сочетались в нём с декоративной скульптурой, и создавался он как произведение искусства, столь же драгоценное, как сокровища коллекций императрицы. Зимой в саду устраивали ледяные катальные горки, пускали фейерверки. А все теплолюбивые растения переносили в Оранжерею, расположенную в Северном павильоне, который был задуман именно как Оранжерейный дом. Но во время строительства, начатого в 1767 году, Екатерина II распорядилась о создании в нём Эрмитажа, наподобие царскосельского, «чтобы два стола один за другим выходить могли».