Как тип привязанности защищает нас от попадания в секту
Сможете ли вы не поддаться вербовке в секту? А не «сломаться», если все-таки окажетесь в ней? Большинство людей склонно отвечать на эти вопросы утвердительно, веря в свой ум и психологическую устойчивость. Как оно бывает на самом деле и от чего зависит будущее «новообращенного» сектанта — рассказывает в своей книге «Страх, любовь и пропаганда. Механизмы влияния в сектах и тоталитарных системах» (издательство «Альпина Паблишер») социальный психолог Александра Стайн, которая провела в секте 10 лет.
Несмотря на то что я — как и многие другие — постоянно подчеркиваю, что наличие надежной привязанности и прочие личностные характеристики не служат защитой от попадания в тоталитарную систему, следует признать, что от типа привязанности человека может зависеть то, какой путь ждет его в секте.
Так, люди с тревожным типом могут оказаться более уязвимыми перед обаянием волка в овечьей шкуре — тоталитарного лидера, тогда как людей с избегающей привязанностью тоталитарные системы могут привлекать строгостью идеологии. Кроме того, как вам уже известно, ситуационные факторы могут оказать негативное влияние даже на человека с надежным типом привязанности, который в других условиях сохранил бы устойчивость к подобным процессам. Следовательно, никто из нас не может считать себя неуязвимым, и эта мысль должна быть основой рассуждений об устойчивости и сопротивляемости.
Надежную привязанность можно связать с концепцией многогранной личности Лифтона, для которой характерен гибкий, открытый подход к жизни, допускающий изменчивое, а не тоталитарное черно-белое восприятие как других людей, так и мировоззрений. Под многогранностью понимается адаптивность, умение справляться с неопределенностью и легко переносить перемены в окружающем мире, не прибегая к абсолютным представлениям и верованиям. Многогранность одновременно как требует отношений с надежным типом привязанности, характеризующихся гибкостью, открытостью, общительностью и отзывчивостью, так и воспроизводит эти отношения
В свою очередь фундаментализм или авторитаризм, когда один человек захватывает контроль над другим, претендуя на обладание абсолютной истиной и «неизменной моральной уверенностью», напротив, порождается более строгими, закрытыми и пугающими привязанностями (и воспроизводит их же).
Ожидается, что психологически стойкие люди с надежным типом привязанности способны сопротивляться соблазнам, исходящим от харизматичного и авторитарного лидера
Однако в определенных тоталитарных ситуациях некоторые черты характера, отвечающие за стойкость человека, могут стать причиной его уязвимости к вербовке в секту. К ним относятся честность, политическая и социальная активность, открытость, целеустремленность, стремление к совместной работе на благо общества и так далее. «Стойкие выжившие защищают слабых, посвящают себя делу и извлекают выгоду из преданности чему-то важному». Наряду с другими довольно обыденными факторами, наподобие переходного этапа в жизни или мировоззренческого кризиса, подобная моральная чистота, идеализм и желание помогать могут повысить предрасположенность индивида к вербовке в тоталитарную систему.
Стойкость, или устойчивость, — в нашем контексте это «умение эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для разрешения проблем определенной стадии развития». Она характеризуется способностью человека адаптироваться и нормально функционировать, даже несмотря на стрессовую ситуацию или вытекающие из нее травмирующие события.
Но, что более важно, исследователи также определяют стойкость как возможность существовать в рамках «зоны эволюционной адаптации» (вспомним термин Боулби, обозначающий среду, под воздействием которой у человека появился эволюционный ответ). Ситуация неразрешимого страха по определению находится за рамками природы эволюционной адаптации, а это значит, что стойкая надежная привязанность не всегда способна защитить человека, имеющего дело с такими экстраординарными обстоятельствами.
Тип привязанности и путь в тоталитарной организации
Надежную привязанность нельзя считать безотказным способом защиты, но, повторю, анализ типа привязанности человека, сформировавшийся у него до вступления в секту, — любопытный способ взглянуть на то, по каким разным траекториям движутся последователи в этих угнетающих и опасных системах. По очевидным соображениям это сложная область для исследований, но я постараюсь изложить некоторые предварительные идеи.
У меня есть исследование, посвященное жизни матерей в сектах. Я описала определенную модель сопротивления: «Женщина может внутренне не соглашаться с действующими в группе порядками, но внешне она подчиняется им, чтобы ослабить давление, которое на нее оказывается… Возможно, ее постоянно одолевает негодование, а в группе ее считают плохим последователем».
Такие матери стараются оказывать сопротивление мучителям (по крайней мере мысленно). Это напоминает поведение детей с надежным типом привязанности, когда они вынуждены иметь дело со сверстниками, у которых сформировался избегающий тип: они тоже стараются держаться подальше от обидчика, а если не получается — дают ему отпор. Так предотвращается динамика травли.
Есть и те, кто в открытую задает вопросы, высказывает сомнения и возражения, а также пытается защитить других членов группы
Я предполагаю, что такое защитное поведение связано именно с надежным типом привязанности: оно с большей долей вероятности может привести некоторых девушек к довольно быстрому уходу или исключению из тоталитарной группы. Вполне естественно, что, давая отпор группе, последователь культа рискует быть наказанным. Тем не менее другие члены системы, до вступления тоже обладавшие надежной привязанностью, могут просто подчиняться требованиям лидера и быть добросовестными, но, возможно, менее жестокими, чем прочие участники группы.
Изначально тревожный тип привязанности может быть связан с тем, что последователь культа быстрее и охотнее принимает роль жертвы и, вероятно, больше стремится сблизиться с харизматичным тоталитарным лидером. Изучая матерей с подобной привязанностью, я пришла к выводу, что «некоторые из них могут подавлять свои представления о том, что такое „хорошо“, полностью принимая идеологию группы, но все же подсознательно они сохраняют свое видение добра и зла… Зачастую их считают „хорошими“ членами секты». Такие последователи больше готовы мириться с «травлей» со стороны предводителя группы и более склонны к интернализации унижения. Описываемая Лалич история Мириам показывает, как такое может произойти с участником политической группы.