«Махнул пером – отдал сыграть...»
Статей и монографий о комедии (?) «Горе от ума» – вряд ли кто-то способен назвать точное (да и приблизительное) количество, хотя «статистика может всё», особенно – цифровыми технологиями подкрепленная. О Грибоедове-дипломате, Грибоедове-композиторе – поменьше, а о нем же – авторе иных литературных произведений – совсем немного. Полностью абстрагироваться от пьесы, где «дарования более, нежели искусства», не удастся, однако отнести ранние драматургические опыты лишь к «комедийкам» (так сам Грибоедов их называл), также будет неверно.
Еще во время учебы в Московском университете Александром написан ряд стихотворений, до нас не дошедших, и «Дмитрий Дрянской» – пародия на популярную трагедию Владислава Озерова «Дмитрий Донской » (1807), наполненную высокопарными декларациями. В 1815 году происходит сценический дебют драматурга: в Санкт-Петербурге, на сцене Александринского театра ставится пьеса «Молодые супруги», написанная несколько месяцев назад. Грибоедову около 20 лет. Почему – «около»? В научном обиходе, помимо официального года рождения, предлагаются еще несколько версий: 1794, 1791 и даже 1790 (об этом, в частности, указывается в работах литературоведа Н. А. Тарховой1), день рождения сомнению не подвергается.
1. Тархова Н. А. К проблеме изучения биографии Грибоедова сегодня // Вопросы литературы. – 2013. – № 7–8.
Комедию «Молодые супруги» он не просто перевел с французского, а представил читателю и зрителю свободную ее переработку в стихах, слегка изменив сюжет и добавив ряд реплик от себя. В вездесущей Википедии говорится, что автор комедии – Пьер де Мариво, однако это ошибочно: произведение написано Огюстом Крёзе де Лессером в 1809 году и называлось в оригинале «Семейная тайна». Центральную роль – Эльмиры – исполнила Екатерина Семенова, которой, в частности, восхищался А. С. Пушкин и однажды написал об этой актрисе: «Она украсила несовершенные творения несчастного Озерова». Тем не менее в данной постановке Семенова, по отзывам современников, «провалила» роль: она блистала в трагедиях, а здесь играла скованно и неестественно.
После прочтения комедии друзья критиковали Грибоедова за небольшое количество действующих лиц (нетипичное для тогдашнего театра). В «Горе от ума» героев немало, но кажется, будто их очень много, автору удалось достигнуть необыкновенного эффекта панорамы. В «Молодых супругах» на сцену выходят всего лишь трое, двое мужчин и одна дама, имена они носят изысканные: Арист, Эльмира и Сафир, но это – не любовный треугольник. Внешний конфликт отсутствует, зато герои меняются за короткое время, примерно за час. Малые формы в этой одноактной комедии преобладают: действие происходит в гостиной семейной пары, где очаровательная жена порядком приелась мужу. Граф Альмавива, отчаянно добивавшийся Розины, поостыл после трех лет брака, Андрей Болконский, которому «из всех прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех надоело», был женат около года. Арист и Эльмира сыграли свадьбу всего лишь ТРИ месяца назад!
За стенами прохладного семейного гнездышка – шумные балы, танцы, веселье, флирт, посещает их только Арист, он недоволен тем, что Эльмира больше не музицирует, предпочитая в домашней тишине ждать своего обожаемого супруга. Наташа Ростова, бросившая после замужества «сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное – пение», обладала характером требовательным, и Пьер охотно подчинялся ей, Эльмира же отвечает:
Я думала, к пенью прошла моя пора;
В угодность же тебе я буду петь с утра,
На бале проведу всю ночь.
Чеховской Душечке было радостно погружаться в театральный быт любимого Ванички, в торговые будни милого Васички, правила содержания домашних животных ветеринара Смирнина, в трауре по усопшим благоверным она пребывала всего полгода. Грибоедовской Эльмире полное подчинение Аристу, его желаниям и мыслям – не радостно, она, напротив, испытывает некоторое уныние, однако для нее очевидно, что по-иному быть не может. Даже добродетельная Софья из «Недоросля» проигрывает ей в кротости, а тезка героини Фонвизина из «Горя от ума» являет собой прямо противоположный характер. Факт, что дочь Фамусова предпочла Молчалина, объясняется отчасти схожестью характеров ее и Чацкого. И он, и она – вспыльчивы, насмешливы, хочется сказать – умны (хотя главный герой чеховской «Скучной истории» утверждал, что Чацкий – дурак и любит дуру). Пушкин писал Петру Вяземскому: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». К тому времени Петр Андреевич уже был соавтором Грибоедова, но об этом позже, а пока вернемся к «Молодым супругам».
При поддержке друга семьи Сафира молодой жене удается вернуть внимание мужа. К тому же, не так она непрактична: тайком от Ариста, с помощью дяди улаживает дела, которые забросил ее легкомысленный супруг. Эльмира оправдывает его: «Мой муж, в рассеяньи, дела свои оставил, но я за них взялась, радела, как могла». Героине удалось преодолеть полное «растворение» (нетипичное для XIX столетия слово) в другом человеке, а Арист, эмоционально прозрев, заново влюбился в нее:
Как хочешь; но теперь
В столице иль в пустыне
С тобою дома я
Всегда сижу отныне.
Днем, утром, вечером, и в полдень, и в полночь;
Все вертопрашества и суетности прочь!
Суетность света, его фальшь здесь хоть и косвенно, но отражены, прежде чем развернутся масштабной картиной в «Горе от ума».
Тема семьи в литературе ХIХ века – одна из центральных, в том числе изображение семьи, недавно созданной. Помимо Льва Толстого (особенно в романе «Семейное счастие») и Чехова, к этой теме неоднократно обращался в своей драматургии А. Н. Островский. Молодой филолог А. Г. Нестерова проводит интересную параллель между комедией «Молодые супруги» и романом Тургенева «Накануне» (1859), отмечая центральный мотив этих произведений – понятие «любви-жертвы»: «"Легкая" комедия Грибоедова "Молодые супруги" и роман Тургенева "Накануне", разделенные почти полувеком, обладают несомненной типологической близостью. В произведениях по-разному – в силу естественных общественно-временны́х изменений – воссоздана жизнь молодой семьи. Однако, показав ценность семейных уз, радость взаимопонимания, значимость духовной и душевной поддержки, Грибоедов и Тургенев обнаружили единство гуманистического миропонимания, свойственного русской литературе. При обращении к несхожим типам семейных отношений оба автора провели последовательную мысль о победе человеческого единства над отчужденностью и разобщенностью»2.
2. Нестерова А. Г. «Мысль семейная» в «легкой» комедии А.С. Грибоедова «Молодые супруги » и в романе И. С. Тургенева «Накануне» // Наука в мегаполисе. – 2020. – № 3.
С данным утверждением согласиться можно, но не абсолютно, поскольку читатель встречается не только с несхожими типами семейных отношений, но и очень разными характерами героев. Елена Стахова совершенно не похожа на мягкую, покладистую героиню Грибоедова. Она делает свой выбор самостоятельно, видя счастье в отказе от личной свободы, как и Инсаров, а Эльмиру счастливой даже после «исправления» Ариста назвать сложно, какой-то подвох с его стороны все же ожидаем. После смерти Дмитрия Елена не возвращается в Россию к родителям, а едет в Болгарию продолжать дело мужа, чтобы чувствовать рядом его незримое присутствие, его продолжение, – в данном случае, не в детях, а в полном принятии его идей и борьбы. Инсарова больше нет, любовь Елены к нему осталась, именно любовь, а не жертва. Душечка с Ваничкиным театром и Васичкиным лесным складом далека от нее, Наташа Ростова, уже графиня Безухова в эпилоге, мать четверых детей – ближе, когда говорит Пьеру: