По-моему, театр — это детский сад для взрослых

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома»

Беседовала Инна Фомина

Фото: Телеканал «Россия»

«Да, уже не одно поколение выросло вместе с «Тайнами следствия», с детства слыша мой голос. Только раньше мне говорили: «Анна, мы сериал смотрим, вашу Марию Сергеевну очень любим» Потом: «Моя мама всегда смотрит «Тайны следствия», а вас просто обожает!» А сейчас иногда слышу и такое: «Моя бабушка вас обожает, не пропустила ни одной серии про Швецову». Хотя в последнее время очень много молодежи подходит и благодарит за сериал «Мастер и Маргарита».

— Анна, мы беседуем с вами незадолго до Нового года. Показ в декабре на телеканале «Россия» нового сезона сериала «Тайны следствия», в котором вы играете главную роль, становится такой же приметой новогоднего праздника, как наряженные елки и салат оливье. Когда читали сценарий первого сезона, думали, что он так выстрелит?

— Нет, конечно. Хотя когда мне позвонила легендарная кастинг-директор Инна Лазаревна Шлионская сообщить, что меня утвердили, она сказала: «Ну, скоро ты проснешься богатой и знаменитой!» Просто я стараюсь не строить планов на будущее, чтобы не смешить Бога. А тогда просто пришла на очередную кинопробу. Инна Лазаревна до этого увидела меня в спектакле в Театре имени Ленсовета и стала приглашать на кастинги. Тогда фильмов снималось мало, а хороших тем более. Поэтому я была рада любому предложению в кино. Когда же читала сценарий «Тайн», думала: женщина-милиционер, женщина-следователь — разве это будет интересно зрителю?! И до сих пор, снимаясь в очередном сезоне, удивляюсь, что жизнь моей героини на экране вновь продолжается, что найдены новые повороты сюжета.

— Вы начали сниматься в этом сериале, когда вам был 21 год. Но героине по сюжету около тридцати...

— К тому моменту я окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (поступила в 16 лет) и уже работала в Театре имени Ленсовета. И в первых сериях я сама на экране вижу молоденькую девчонку. Но, видимо, режиссер, продюсеры воспринимали мою внешность иначе, для них я выглядела постарше. А чтобы ни у кого не возникало вопросов, почему такая малявка изображает из себя опытного следака, меня на экране сделали немного повесомее — с помощью прически «волосок к волоску» и строгой, деловой одежды. Кстати, педагоги в институте говорили нам, студентам, что на просмотрах про возраст можно и слукавить.

Алексей Комашко, Анна Ковальчук, Игорь Николаев и Александр Новиков на съемках сериала «Тайны следствия 24», 2024 год. Фото: Телеканал «Россия»

— Что вы имеете в виду?

— Прибавить или убавить себе годы, если этого требует ситуация. Своих студентов тоже учу тому, что ради роли в этом вопросе можно схитрить. Иногда мне звонят кастинг-директора и спрашивают, нет ли среди моих учеников ребят с такими-то внешними данными. Недавно искали актера рос том 175 сантиметров. А у меня учится парень, у которого рост 186. Я ему говорю: «Обязательно сходи на пробы». — «Так я же выше, чем им надо». — «Ничего страшного, как-то вывернешься. Если ты им подойдешь по другим параметрам, то рост — это не главное». Просто свой шанс сняться в хорошей истории упускать нельзя.

— Насколько строго в «Тайнах следствия» прописан сценарий, есть ли там место для актерской импровизации?

— Сериал снимается 24 года, сменилось много сценаристов. Кто-то глубоко вникал в историю, в отношения между персонажами, кто-то не очень. Однажды открываю текст нового сезона, а там Курочкин вдруг начинает панибратски «тыкать» Швецовой: «Маш, ты давай, иди сюда». Сценарист не обратил внимания, что этот герой общается с Марией Сергеевной на «вы». В таких ситуациях мы, актеры, просто берем и переделываем текст. И хорошо, что нам идут навстречу.

Мне кажется, что самые интересные серии получались, именно когда актеры имели возможность творить. Порой бывают сухо написанные сцены. Когда продюсеры нам доверялись, мы с ребятами — Сашкой Новиковым, Игорем Николаевым, — взяв текст за основу, нашпиговывали сцену шутками. Особенно хорошо это умеет делать Александр. Такое творчество нас с ребятами всегда сильно сплачивает.

Анна Ковальчук на съемках сериала «Тайны следствия», 2019 год. Фото: из архива А. Ковальчук; Телеканал «Россия»

— В чем все-таки главный секрет такой невероятно долгой жизни сериала?

— Их несколько. Тут и терпение артистов, которые работают в сериале все эти годы (нас, кстати, немного — я, Андрей Шарков, Саша Новиков, Игорь Николаев, Вячеслав Захаров), и строжайшая дисциплина. За все эти годы не было никаких опозданий, сорванной работы. Только один раз, когда заболела ковидом и попала в больницу, пришлось на несколько дней перенести съемки. Впрочем, тогда слегла не только я, а человек двадцать из съемочной группы. Но самое главное все-таки то, что мы в эту историю, в сценарий вкладываем душу. Когда ты сам что-то придумываешь, когда твой персонаж говорит от тебя, становишься сотворцом. И это очень ценно. Поэтому обожаю режиссеров и продюсеров, которые доверяют актеру. Это окрыляет артиста, он парит в кадре, становится невероятным и блистательным. Мои любимые моменты съемок!

— А как за четверть века изменились условия съемок?

— Кардинально, это небо и земля... До «Тайн следствия» я снялась в своем первом фильме — «Любовь зла...». Все было чудесно: режиссер Владимир Зайкин, партнер — Виктор Сухоруков, очень красивые павильоны на «Мосфильме». А в «Тайнах следствия» первые, пилотные серии снимались нон-стоп: мы работали практически без выходных в течение месяца, иногда по 16 часов. Поэтому в перерывах, после команды «Стоп! Снято!», я чувствовала себя полностью обессиленной. И при малейшей возможности — например, когда переставляли свет, — где стояли, там и засыпали!

А как я мерзла! Съемки шли зимой, много сцен было на натуре. Сейчас выпускаются всевозможные стельки, вставляешь их в обувь — и в самый мороз ощущаешь себя белым человеком. А тогда мне выдали тонкие сапожки, по-моему, из дерматина, легкое пальтишко и фетровую шляпу, которая грела только макушку. До сих пор помню первый съемочный день в роли Швецовой: минус 30, а мы снимаем на кладбище, где нет возможности согреться. Я чуть не окочурилась.

И дальше, как назло, мы очень много снимали «на свежем воздухе»: под мостами, где холодный ветер пробирал до костей, в промерзших питерских подвалах. А погреться в перерывах было негде. Тогда меня привозили на съемочную площадку на стареньких «жигулях» — «копейке». Если в течение рабочего дня водитель оставался на площадке, я могла в перерывах съемок посидеть в машине, и то надо было со слезами на глазах отпрашиваться у режиссера.

Но тем не менее это время вспоминаю как очень счастливое. Ведь рядом со мной находились мои дорогие партнеры, благодаря которым и пережила сложные моменты. Поэтому в кино так важна команда. И порой первое, что уточняю про предлагаемый проект, — кто утвержден в эту картину. Да, самое прекрасное и самое трудное в жизни — это общение.

Анна Ковальчук в сериале «Тайны следствия 24», 2024 год. Фото: из архива А. Ковальчук; Телеканал «Россия»

— Вашей героине не раз приходилось бывать в таком страшном месте, как морг...

— Тогда снимали в настоящих моргах. Делали свое дело, и тут же работники этого заведения выполняли свои непростые обязанности. Трудились бок о бок, потому что материала нам надо было отснять много, ждать некогда. Так что в кадр не раз попадали реальные картины.

И фото с мест преступлений с изуродованными телами, обожженными, с жуткими ножевыми и пулевыми ранениями, были настоящие, из реальных уголовных дел. Я должна была держать их в руках и внимательно рассматривать. А мне чуть больше двадцати! Добиваясь правдивого существования актеров в кадре, режиссер не давал нам расслабляться. Помню, стою со стаканом кипятка в руках — замерзла. А режиссер просит: «Аня, убери, потом согреешься, когда снимем...»

— Наверное, все это и помогло сериалу быть максимально правдивым...

— Возможно! А еще под конец съемок первого сезона узнала, что беременна. Постоянно хотела спать, а тут выезд то в морг, то в тюрьму, то на кладбище...

Наверное, первые сезоны «Тайн» были проверкой на мое отношение к кинематографу: выдержать такой режим можно было только по большой любви! И наверное, дело еще в возрасте. Например, мои нынешние юные коллеги легко снимаются по ночам, а я не люблю. Одно дело — по ночам вставать к маленькому ребенку, мне это совсем несложно, а вот работать не готова. Женщина, как цветочек, должна ложиться спать на закате, а просыпаться на рассвете, раскрываться, как бутончик, с первыми лучами солнца...

— Вы сказали, что почти за четверть века условия работы на площадке кардинально изменились. А что конкретно?

— Да все! В первых сезонах мы обедали на корточках — в буквальном смысле. Не было специальных мест, мебели для того, чтобы люди поели. У меня сохранилась фотография, где я держу тарелку, присев у какого-то дома, — просто опираюсь на стену и ем. Кинокорм самый простой, вода — из-под крана. Но мы от этого совершенно не страдали. Просто тогда такой был уровень у нашей киноиндустрии. Представляете, на съемочной площадке не было туалетов. При необходимости я спрашивала: «А куда мне пойти?» — «Ну иди вон туда, там дворы».

А теперь я прихожу на съемки, а меня уже ждет моя любимая капучинка на миндальке. Меня тут же спрашивают: «Что вы хотите на завтрак: кашку, омлет или запеканочку?»

Актерские гримвагены тоже изменились — они теперь волшебные. В них есть полутораспальная кровать, душ, холодильник, кондиционер — лучше, чем дома! И в жутких моргах теперь не снимаем. У нас прекрасные павильоны, в которых можно творить!

Фото: Телеканал «Россия»

— Анна, зрители любят вашу героиню не только за ее ум и проницательность, но и за красоту. Расскажите про гардероб Марии Швецовой и ее косметичку...

— Здесь все тоже очень сильно изменилось. Раньше на съемках использовали непонятный грим — что достали, тем нас и мазали. А в качестве средства для снятия макияжа актерам выдавали жирный крем «Зайчик». Точнее, он был на все случаи жизни: хочешь — увлажняй им кожу, хочешь — питай, хочешь — наноси его до грима, хочешь, наоборот, после.

А еще раньше на площадке все курили. Сегодня может начаться скандал, если на площадке заметят кого-то с сигаретой: «Сейчас же отойдите подальше, мы не переносим дым!» Когда же сериал начинал сниматься, и на площадке, и в кадре затягивались все. Помню, гример красит меня, одной рукой держит кисточку, а в другой — сигарета! Сейчас вместо настоящего дыма от сигарет даже есть специальный заменитель.

Что касается внешнего вида моей героини, то в первых сезонах самые лучшие и красивые наряды и сумки у Швецовой были из... личного гардероба Ады Семеновны Ставиской, продюсера первых 16 сезонов «Тайн». Она деловая женщина, и ее костюмы отлично подошли для роли строгого следователя. Спасибо Аде Семеновне, что нас тогда выручала! Со временем для Швецовой уже стали специально что-то приобретать.

Кстати, мода за 24 года изменилась, другим стал и наш зритель. По счастью, мы чувствовали это. Может быть, наш сериал и держится так долго, потому что он развивается вместе с течением жизни. В какие-то годы публике хотелось красоты, какого-то лоска, и на Швецовой, которая до этого одевалась попроще, появились дорогие костюмы. Возник тренд на светлые тона — и Мария Сергеевна оделась в бежевые, белые вещи. Так что за эти годы мы попробовали все. Впрочем, если любая женщина вспомнит, в чем она ходила последние 20 лет, то увидит подобные интересные трансформации. Мария Сергеевна просто шла в ногу с нашими российскими женщинами. Не бежала за сиюминутными капризами моды, а именно улавливала тенденции.

— А как будет выглядеть Швецова в новом сезоне?

— Зачем же я буду выдавать секрет?! Пусть это будет одним из приятных сюрпризов к Новому году.

— В нашей стране новогодний праздник — самый любимый. Скажите, а как вы отмечали Новый год в детстве?

— Когда я росла, на улицах городов не было каких-то пышных атрибутов Нового года. Сейчас Москва и Питер к праздникам наряжаются просто невероятно. Много путешествую, но такой красоты, как в декабре в наших двух столицах, нигде не видела. И в квартирах все было скромно, люди просто наряжали елки. К слову, мы долго жили в коммуналке. Отдельную квартиру получили, когда я уже перешла в девятый класс. А в моем раннем детстве переезжали из города в город, так как у меня папа военный. Я родилась в немецком Нойштрелице, затем мы жили в Москве, Ереване и только потом оказались в Ленинграде.

Главным моим развлечением в декабре было посещение соседнего универмага, а в нем — отдела с игрушками. Ходила в магазин практически каждый день и долго простаивала у витрин со сказочными богатствами — игрушки лежали как раз на уровне моих глаз. Как зачарованная, я их разглядывала, а они буквально горели, искрились под светом ламп. Даже не мечтала о том, чтобы их купить. Нет, я просто наслаждалась красотой и была счастлива.

Я часто думаю: почему дети часто улыбаются, радуются? Да потому, что они радуются этим, казалось бы, мелким моментам бытия, чувствуют, что счастье — это «здесь и сейчас». Теперь выбор игрушек намного больше, в магазинах вообще все есть. Но при этом процветает вещизм, культ потребления и стяжательства, многие считают, что все измеряется деньгами, что все на свете можно купить. Но это ведь не так! Можно чувствовать радость, когда просто вышел на улицу — а там снег серебром укутывает деревья и улицы царственными, искрящимися белоснежными одеждами. И в новогодние праздники главное — не стоимость подарка, а внимание и забота близких. Главное, ради чего устраивается этот праздник, — общение с родными, семейное единение.

— Деда Мороза для вас семья приглашала?

— Нет, но Деда Мороза в детстве я видела часто, потому что мама всю мою жизнь работала заведующей детским садом. Я там часто бывала и после того, как пошла в школу. Приходила, делала уроки, и потом мы вместе с мамой шли домой. Поэтому в декабре не раз встречалась с новогодним волшебником.

— О каких подарках мечтали тогда, в детстве?

— Если брать все праздники, то, как все дети, мечтала о сладостях — представляла себе красивый сундучок с конфетами и шоколадками. И вот однажды 8 Марта заснула днем, почему-то сильно устала. Проснулась оттого, что папочка меня будит — очень медленно и ласково. И дарит сразу три или даже четыре шоколадки! В тот момент я почувствовала себя принцессой, будущей женщиной и до сих пор не могу это забыть. Поэтому моя семья 8 Марта заваливает меня шоколадом. Я его не ем, и вкус у него не тот, что в детстве. Но ощущение, что вернулась в детство, очень приятно...

Если же говорить про Новый год, то в какой-то период очень хотела получить от родителей лук и стрелы. Наверное, тогда посмотрела фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Но сильнее всего хотелось иметь сестру и собаку. Всю жизнь мечтала о ком-то живом, теплом, с кем можно поделиться своей любовью. Наверное, из-за этого и занялась педагогикой: чтобы не копить что-то в себе, а отдавать это людям. Первая мечта осуществилась спустя много лет, когда узнала, что у меня есть единокровная сестра Катя. Она именно такая сестра, о какой только можно мечтать: нежная, ласковая, добрая — любимка! А что касается второй, то ждать пришлось не так долго... Когда я слышала, как за окном лаял какой-нибудь пес, сердце обливалось кровью, что у меня нет собаки. Папа даже договорился с соседями, чтобы я иногда выгуливала их пса. Но мама ждала несколько лет, пока не убедилась, что я достаточно взрослая и могу заботиться о домашнем питомце.

Фото: из архива А. Ковальчук; телеканал «Россия»

— Достаточно взрослая — это сколько лет?

— Я училась в шестом классе... Мы поехали на рынок — тогда в Питере животные продавались в одном месте. Что касается породы, то люди чаще всего не думали о конкретной породе. Сейчас можно выбирать среди сотен разновидностей, а тогда кого увидел, того и взял. Я хотела просто большую собаку. И мне купили среднего пуделя, назвали его Фери.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов» Юрий Кузнецов: «Зарабатывать деньги меня учили Абдулов и Миронов»

В театре завидовали: Кузнецов провинциал, а все снимается и снимается!

Караван историй
Институт особого назначения Институт особого назначения

Какими исследованиями занимается Институт истории естествознания и техники?

Знание – сила
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
И представление начинается! И представление начинается!

Фрагмент сказки Вали Филиппенко «Нашу маму раздраконили»

Правила жизни
Энергия на любой вкус Энергия на любой вкус

Всем по зарядке! — бросил клерк, обводя руками свою компанию. — Я угощаю!

Наука и жизнь
Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин

Почему вас из колеи выбивает даже сущая ерунда?

Psychologies
Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней» Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней»

«Кино это как какой-то наркотик, который вызывает ломку»

Коллекция. Караван историй
Где живут люди-рыбы Где живут люди-рыбы

В Юго-Восточной Азии живут люди, не представляющие себя без моря и свободы

Зеркало Мира
Лучшие сказки пишутся для себя Лучшие сказки пишутся для себя

Какими должны быть сказки, для кого автор пишет и ходят ли дети в библиотеки

Правила жизни
Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы Не платил налоги, опубликовал фото с «кровавого» сафари, надел костюм со свастикой: дети политиков, которые попадали в крупные скандалы

Скандальные истории наследников глав государств

СНОБ
Привезите мне на Новый год санкционку в подарок Привезите мне на Новый год санкционку в подарок

Какими путями в страну попадает импорт и какие препятствия стоят у него на пути

Монокль
Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары Как сэкономить деньги — изучите 10 маркетинговых уловок, которые заставляют нас покупать ненужные товары

10 уловок, которые вызывают желание заполучить совершенно бесполезный товар

Psychologies
«Все будут бороться с таргетом» «Все будут бороться с таргетом»

Экономист Дмитрий Адамидов — почему инфляционное таргетирование захватило мир

Монокль
Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики» Свердловский министр инвестиций: «Креативные индустрии — недооцененный резерв экономики»

Как промышленное сердце России превратилось в центр моды федерального масштаба

ФедералПресс
Перезагрузка жилищной сферы России: «Все начинается с земли» Перезагрузка жилищной сферы России: «Все начинается с земли»

Как реализуются проекты комплексного развития территорий?

ФедералПресс
Всё только начинается Всё только начинается

Здесь всё подчинено задаче создать уютный, приятный, дружественный интерьер

Идеи Вашего Дома
Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным» Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным»

Как выстроена работа депутатов в Сахалинской области?

ФедералПресс
Древние джентльмены удачи Древние джентльмены удачи

Анархисты и разбойники Древнего мира – хапиру

Знание – сила
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
20 популярных вопросов о посудомоечных машинах 20 популярных вопросов о посудомоечных машинах

Гид по посудомоечным машинам: всё, что вы хотели бы спросить

CHIP
«Когда вкусно, тогда вкусно!» «Когда вкусно, тогда вкусно!»

О кухне народов России

Зеркало Мира
Каникулы новой жизни Каникулы новой жизни

Как не превратить новогодние каникулы в пытку бездельем и обжорством

Лиза
Богатую микофлору носа связали с повышенным риском астмы и аллергического ринита Богатую микофлору носа связали с повышенным риском астмы и аллергического ринита

Богатая микофлора носа повышает вероятность развития аллергии и  астмы

N+1
Зачем волки воют, а люди – поют Зачем волки воют, а люди – поют

Зачем и как млекопитающие используют акустическую коммуникацию

Знание – сила
Дядя Коля выходит на контакт Дядя Коля выходит на контакт

Сева, скажи, ты же не видишь рядом с собой этого… как его… из НЛО?

СНОБ
Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории Как общение с чат-ботом убило подростка: полная версия душераздирающей истории

Какую неочевидную угрозу таит в себе искусственный интеллект?

Inc.
Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!» Юлианна Караулова: «Пусть сбудется всё, что загадано под бой курантов!»

Юлианна Караулова о семейных традициях празднования Нового года

Здоровье
От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами От волонтерства до донорства: почему фондам и НКО можно помогать не только деньгами

Forbes Life рассказывает о нематериальных способах поддерживать НКО и фонды

Forbes
«А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом «А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом

Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

Psychologies
Ключ к красоте и ухоженности Ключ к красоте и ухоженности

На вопросы о лазерной эпиляции отвечает Ксения Филатова, врач-дермато-венеролог

Здоровье
Открыть в приложении