По-моему, театр — это детский сад для взрослых

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома»

Беседовала Инна Фомина

Фото: Телеканал «Россия»

«Да, уже не одно поколение выросло вместе с «Тайнами следствия», с детства слыша мой голос. Только раньше мне говорили: «Анна, мы сериал смотрим, вашу Марию Сергеевну очень любим» Потом: «Моя мама всегда смотрит «Тайны следствия», а вас просто обожает!» А сейчас иногда слышу и такое: «Моя бабушка вас обожает, не пропустила ни одной серии про Швецову». Хотя в последнее время очень много молодежи подходит и благодарит за сериал «Мастер и Маргарита».

— Анна, мы беседуем с вами незадолго до Нового года. Показ в декабре на телеканале «Россия» нового сезона сериала «Тайны следствия», в котором вы играете главную роль, становится такой же приметой новогоднего праздника, как наряженные елки и салат оливье. Когда читали сценарий первого сезона, думали, что он так выстрелит?

— Нет, конечно. Хотя когда мне позвонила легендарная кастинг-директор Инна Лазаревна Шлионская сообщить, что меня утвердили, она сказала: «Ну, скоро ты проснешься богатой и знаменитой!» Просто я стараюсь не строить планов на будущее, чтобы не смешить Бога. А тогда просто пришла на очередную кинопробу. Инна Лазаревна до этого увидела меня в спектакле в Театре имени Ленсовета и стала приглашать на кастинги. Тогда фильмов снималось мало, а хороших тем более. Поэтому я была рада любому предложению в кино. Когда же читала сценарий «Тайн», думала: женщина-милиционер, женщина-следователь — разве это будет интересно зрителю?! И до сих пор, снимаясь в очередном сезоне, удивляюсь, что жизнь моей героини на экране вновь продолжается, что найдены новые повороты сюжета.

— Вы начали сниматься в этом сериале, когда вам был 21 год. Но героине по сюжету около тридцати...

— К тому моменту я окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (поступила в 16 лет) и уже работала в Театре имени Ленсовета. И в первых сериях я сама на экране вижу молоденькую девчонку. Но, видимо, режиссер, продюсеры воспринимали мою внешность иначе, для них я выглядела постарше. А чтобы ни у кого не возникало вопросов, почему такая малявка изображает из себя опытного следака, меня на экране сделали немного повесомее — с помощью прически «волосок к волоску» и строгой, деловой одежды. Кстати, педагоги в институте говорили нам, студентам, что на просмотрах про возраст можно и слукавить.

Алексей Комашко, Анна Ковальчук, Игорь Николаев и Александр Новиков на съемках сериала «Тайны следствия 24», 2024 год. Фото: Телеканал «Россия»

— Что вы имеете в виду?

— Прибавить или убавить себе годы, если этого требует ситуация. Своих студентов тоже учу тому, что ради роли в этом вопросе можно схитрить. Иногда мне звонят кастинг-директора и спрашивают, нет ли среди моих учеников ребят с такими-то внешними данными. Недавно искали актера рос том 175 сантиметров. А у меня учится парень, у которого рост 186. Я ему говорю: «Обязательно сходи на пробы». — «Так я же выше, чем им надо». — «Ничего страшного, как-то вывернешься. Если ты им подойдешь по другим параметрам, то рост — это не главное». Просто свой шанс сняться в хорошей истории упускать нельзя.

— Насколько строго в «Тайнах следствия» прописан сценарий, есть ли там место для актерской импровизации?

— Сериал снимается 24 года, сменилось много сценаристов. Кто-то глубоко вникал в историю, в отношения между персонажами, кто-то не очень. Однажды открываю текст нового сезона, а там Курочкин вдруг начинает панибратски «тыкать» Швецовой: «Маш, ты давай, иди сюда». Сценарист не обратил внимания, что этот герой общается с Марией Сергеевной на «вы». В таких ситуациях мы, актеры, просто берем и переделываем текст. И хорошо, что нам идут навстречу.

Мне кажется, что самые интересные серии получались, именно когда актеры имели возможность творить. Порой бывают сухо написанные сцены. Когда продюсеры нам доверялись, мы с ребятами — Сашкой Новиковым, Игорем Николаевым, — взяв текст за основу, нашпиговывали сцену шутками. Особенно хорошо это умеет делать Александр. Такое творчество нас с ребятами всегда сильно сплачивает.

Анна Ковальчук на съемках сериала «Тайны следствия», 2019 год. Фото: из архива А. Ковальчук; Телеканал «Россия»

— В чем все-таки главный секрет такой невероятно долгой жизни сериала?

— Их несколько. Тут и терпение артистов, которые работают в сериале все эти годы (нас, кстати, немного — я, Андрей Шарков, Саша Новиков, Игорь Николаев, Вячеслав Захаров), и строжайшая дисциплина. За все эти годы не было никаких опозданий, сорванной работы. Только один раз, когда заболела ковидом и попала в больницу, пришлось на несколько дней перенести съемки. Впрочем, тогда слегла не только я, а человек двадцать из съемочной группы. Но самое главное все-таки то, что мы в эту историю, в сценарий вкладываем душу. Когда ты сам что-то придумываешь, когда твой персонаж говорит от тебя, становишься сотворцом. И это очень ценно. Поэтому обожаю режиссеров и продюсеров, которые доверяют актеру. Это окрыляет артиста, он парит в кадре, становится невероятным и блистательным. Мои любимые моменты съемок!

— А как за четверть века изменились условия съемок?

— Кардинально, это небо и земля... До «Тайн следствия» я снялась в своем первом фильме — «Любовь зла...». Все было чудесно: режиссер Владимир Зайкин, партнер — Виктор Сухоруков, очень красивые павильоны на «Мосфильме». А в «Тайнах следствия» первые, пилотные серии снимались нон-стоп: мы работали практически без выходных в течение месяца, иногда по 16 часов. Поэтому в перерывах, после команды «Стоп! Снято!», я чувствовала себя полностью обессиленной. И при малейшей возможности — например, когда переставляли свет, — где стояли, там и засыпали!

А как я мерзла! Съемки шли зимой, много сцен было на натуре. Сейчас выпускаются всевозможные стельки, вставляешь их в обувь — и в самый мороз ощущаешь себя белым человеком. А тогда мне выдали тонкие сапожки, по-моему, из дерматина, легкое пальтишко и фетровую шляпу, которая грела только макушку. До сих пор помню первый съемочный день в роли Швецовой: минус 30, а мы снимаем на кладбище, где нет возможности согреться. Я чуть не окочурилась.

И дальше, как назло, мы очень много снимали «на свежем воздухе»: под мостами, где холодный ветер пробирал до костей, в промерзших питерских подвалах. А погреться в перерывах было негде. Тогда меня привозили на съемочную площадку на стареньких «жигулях» — «копейке». Если в течение рабочего дня водитель оставался на площадке, я могла в перерывах съемок посидеть в машине, и то надо было со слезами на глазах отпрашиваться у режиссера.

Но тем не менее это время вспоминаю как очень счастливое. Ведь рядом со мной находились мои дорогие партнеры, благодаря которым и пережила сложные моменты. Поэтому в кино так важна команда. И порой первое, что уточняю про предлагаемый проект, — кто утвержден в эту картину. Да, самое прекрасное и самое трудное в жизни — это общение.

Анна Ковальчук в сериале «Тайны следствия 24», 2024 год. Фото: из архива А. Ковальчук; Телеканал «Россия»

— Вашей героине не раз приходилось бывать в таком страшном месте, как морг...

— Тогда снимали в настоящих моргах. Делали свое дело, и тут же работники этого заведения выполняли свои непростые обязанности. Трудились бок о бок, потому что материала нам надо было отснять много, ждать некогда. Так что в кадр не раз попадали реальные картины.

И фото с мест преступлений с изуродованными телами, обожженными, с жуткими ножевыми и пулевыми ранениями, были настоящие, из реальных уголовных дел. Я должна была держать их в руках и внимательно рассматривать. А мне чуть больше двадцати! Добиваясь правдивого существования актеров в кадре, режиссер не давал нам расслабляться. Помню, стою со стаканом кипятка в руках — замерзла. А режиссер просит: «Аня, убери, потом согреешься, когда снимем...»

— Наверное, все это и помогло сериалу быть максимально правдивым...

— Возможно! А еще под конец съемок первого сезона узнала, что беременна. Постоянно хотела спать, а тут выезд то в морг, то в тюрьму, то на кладбище...

Наверное, первые сезоны «Тайн» были проверкой на мое отношение к кинематографу: выдержать такой режим можно было только по большой любви! И наверное, дело еще в возрасте. Например, мои нынешние юные коллеги легко снимаются по ночам, а я не люблю. Одно дело — по ночам вставать к маленькому ребенку, мне это совсем несложно, а вот работать не готова. Женщина, как цветочек, должна ложиться спать на закате, а просыпаться на рассвете, раскрываться, как бутончик, с первыми лучами солнца...

— Вы сказали, что почти за четверть века условия работы на площадке кардинально изменились. А что конкретно?

— Да все! В первых сезонах мы обедали на корточках — в буквальном смысле. Не было специальных мест, мебели для того, чтобы люди поели. У меня сохранилась фотография, где я держу тарелку, присев у какого-то дома, — просто опираюсь на стену и ем. Кинокорм самый простой, вода — из-под крана. Но мы от этого совершенно не страдали. Просто тогда такой был уровень у нашей киноиндустрии. Представляете, на съемочной площадке не было туалетов. При необходимости я спрашивала: «А куда мне пойти?» — «Ну иди вон туда, там дворы».

А теперь я прихожу на съемки, а меня уже ждет моя любимая капучинка на миндальке. Меня тут же спрашивают: «Что вы хотите на завтрак: кашку, омлет или запеканочку?»

Актерские гримвагены тоже изменились — они теперь волшебные. В них есть полутораспальная кровать, душ, холодильник, кондиционер — лучше, чем дома! И в жутких моргах теперь не снимаем. У нас прекрасные павильоны, в которых можно творить!

Фото: Телеканал «Россия»

— Анна, зрители любят вашу героиню не только за ее ум и проницательность, но и за красоту. Расскажите про гардероб Марии Швецовой и ее косметичку...

— Здесь все тоже очень сильно изменилось. Раньше на съемках использовали непонятный грим — что достали, тем нас и мазали. А в качестве средства для снятия макияжа актерам выдавали жирный крем «Зайчик». Точнее, он был на все случаи жизни: хочешь — увлажняй им кожу, хочешь — питай, хочешь — наноси его до грима, хочешь, наоборот, после.

А еще раньше на площадке все курили. Сегодня может начаться скандал, если на площадке заметят кого-то с сигаретой: «Сейчас же отойдите подальше, мы не переносим дым!» Когда же сериал начинал сниматься, и на площадке, и в кадре затягивались все. Помню, гример красит меня, одной рукой держит кисточку, а в другой — сигарета! Сейчас вместо настоящего дыма от сигарет даже есть специальный заменитель.

Что касается внешнего вида моей героини, то в первых сезонах самые лучшие и красивые наряды и сумки у Швецовой были из... личного гардероба Ады Семеновны Ставиской, продюсера первых 16 сезонов «Тайн». Она деловая женщина, и ее костюмы отлично подошли для роли строгого следователя. Спасибо Аде Семеновне, что нас тогда выручала! Со временем для Швецовой уже стали специально что-то приобретать.

Кстати, мода за 24 года изменилась, другим стал и наш зритель. По счастью, мы чувствовали это. Может быть, наш сериал и держится так долго, потому что он развивается вместе с течением жизни. В какие-то годы публике хотелось красоты, какого-то лоска, и на Швецовой, которая до этого одевалась попроще, появились дорогие костюмы. Возник тренд на светлые тона — и Мария Сергеевна оделась в бежевые, белые вещи. Так что за эти годы мы попробовали все. Впрочем, если любая женщина вспомнит, в чем она ходила последние 20 лет, то увидит подобные интересные трансформации. Мария Сергеевна просто шла в ногу с нашими российскими женщинами. Не бежала за сиюминутными капризами моды, а именно улавливала тенденции.

— А как будет выглядеть Швецова в новом сезоне?

— Зачем же я буду выдавать секрет?! Пусть это будет одним из приятных сюрпризов к Новому году.

— В нашей стране новогодний праздник — самый любимый. Скажите, а как вы отмечали Новый год в детстве?

— Когда я росла, на улицах городов не было каких-то пышных атрибутов Нового года. Сейчас Москва и Питер к праздникам наряжаются просто невероятно. Много путешествую, но такой красоты, как в декабре в наших двух столицах, нигде не видела. И в квартирах все было скромно, люди просто наряжали елки. К слову, мы долго жили в коммуналке. Отдельную квартиру получили, когда я уже перешла в девятый класс. А в моем раннем детстве переезжали из города в город, так как у меня папа военный. Я родилась в немецком Нойштрелице, затем мы жили в Москве, Ереване и только потом оказались в Ленинграде.

Главным моим развлечением в декабре было посещение соседнего универмага, а в нем — отдела с игрушками. Ходила в магазин практически каждый день и долго простаивала у витрин со сказочными богатствами — игрушки лежали как раз на уровне моих глаз. Как зачарованная, я их разглядывала, а они буквально горели, искрились под светом ламп. Даже не мечтала о том, чтобы их купить. Нет, я просто наслаждалась красотой и была счастлива.

Я часто думаю: почему дети часто улыбаются, радуются? Да потому, что они радуются этим, казалось бы, мелким моментам бытия, чувствуют, что счастье — это «здесь и сейчас». Теперь выбор игрушек намного больше, в магазинах вообще все есть. Но при этом процветает вещизм, культ потребления и стяжательства, многие считают, что все измеряется деньгами, что все на свете можно купить. Но это ведь не так! Можно чувствовать радость, когда просто вышел на улицу — а там снег серебром укутывает деревья и улицы царственными, искрящимися белоснежными одеждами. И в новогодние праздники главное — не стоимость подарка, а внимание и забота близких. Главное, ради чего устраивается этот праздник, — общение с родными, семейное единение.

— Деда Мороза для вас семья приглашала?

— Нет, но Деда Мороза в детстве я видела часто, потому что мама всю мою жизнь работала заведующей детским садом. Я там часто бывала и после того, как пошла в школу. Приходила, делала уроки, и потом мы вместе с мамой шли домой. Поэтому в декабре не раз встречалась с новогодним волшебником.

— О каких подарках мечтали тогда, в детстве?

— Если брать все праздники, то, как все дети, мечтала о сладостях — представляла себе красивый сундучок с конфетами и шоколадками. И вот однажды 8 Марта заснула днем, почему-то сильно устала. Проснулась оттого, что папочка меня будит — очень медленно и ласково. И дарит сразу три или даже четыре шоколадки! В тот момент я почувствовала себя принцессой, будущей женщиной и до сих пор не могу это забыть. Поэтому моя семья 8 Марта заваливает меня шоколадом. Я его не ем, и вкус у него не тот, что в детстве. Но ощущение, что вернулась в детство, очень приятно...

Если же говорить про Новый год, то в какой-то период очень хотела получить от родителей лук и стрелы. Наверное, тогда посмотрела фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Но сильнее всего хотелось иметь сестру и собаку. Всю жизнь мечтала о ком-то живом, теплом, с кем можно поделиться своей любовью. Наверное, из-за этого и занялась педагогикой: чтобы не копить что-то в себе, а отдавать это людям. Первая мечта осуществилась спустя много лет, когда узнала, что у меня есть единокровная сестра Катя. Она именно такая сестра, о какой только можно мечтать: нежная, ласковая, добрая — любимка! А что касается второй, то ждать пришлось не так долго... Когда я слышала, как за окном лаял какой-нибудь пес, сердце обливалось кровью, что у меня нет собаки. Папа даже договорился с соседями, чтобы я иногда выгуливала их пса. Но мама ждала несколько лет, пока не убедилась, что я достаточно взрослая и могу заботиться о домашнем питомце.

Фото: из архива А. Ковальчук; телеканал «Россия»

— Достаточно взрослая — это сколько лет?

— Я училась в шестом классе... Мы поехали на рынок — тогда в Питере животные продавались в одном месте. Что касается породы, то люди чаще всего не думали о конкретной породе. Сейчас можно выбирать среди сотен разновидностей, а тогда кого увидел, того и взял. Я хотела просто большую собаку. И мне купили среднего пуделя, назвали его Фери.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Если отец — нарцисс, дочь — русалочка: психолог рассказала о синдроме, который есть у многих женщин Если отец — нарцисс, дочь — русалочка: психолог рассказала о синдроме, который есть у многих женщин

Что такое синдром Русалочки?

Psychologies
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Высокий полет Высокий полет

Посреди большого тура, между концертами Zivert чудом вырвалась к нам на съемку

VOICE
Непечатное дело Непечатное дело

Скандалы, последние годы гремевшие в российской книжной индустрии

Правила жизни
Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко Знакомьтесь, культуртрегер и галерист Кристина Сасонко

Кристина Сасонко руководит междисциплинарным арт-хабом Arts Square Production

Собака.ru
Лиза Арзамасова: Каждый новый день жду как чуда Лиза Арзамасова: Каждый новый день жду как чуда

Актриса Лиза Арзамасова не утратила веру в добрую сказку, даже став взрослой

Добрые советы
Люди острова Люди острова

Люди Ольхона: что тянет сюда людей, заставляет их остаться?

Seasons of life
Космический прогресс и коммунизм во всем мире: как в советское время люди представляли себе XXI век Космический прогресс и коммунизм во всем мире: как в советское время люди представляли себе XXI век

Самые интересные представления о XXI веке от людей прошлого

ТехИнсайдер
Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика

Гид по лимоновской прозе

РБК
Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу Транспорт, который удивляет: как инновации помогают при передвижении по городу

Технологические тренды, развивающиеся в сфере городского транспорта в регионах

ФедералПресс
Вовсе не для развлечения: зачем на самом деле в Windows были встроены игры «Косынка» и «Сапер» Вовсе не для развлечения: зачем на самом деле в Windows были встроены игры «Косынка» и «Сапер»

«Косынка» и «Сапер»: какой замысел Билла Гейтса они в себе таили?

ТехИнсайдер
Око за око, или секреты человеческого глаза Око за око, или секреты человеческого глаза

Хорошо ли мы знаем, как работает наше зрение?

Зеркало Мира
«Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России «Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России

Как на российском телевидении складывался жанр интеллектуальной игры?

Правила жизни
Нас возвышающий финал Нас возвышающий финал

Как Илья Авербах находил гармонию в окружающей нелепости

Weekend
«Только любящий взгляд способен разглядеть в тебе сокровище»: о чем фильм «Филателия» «Только любящий взгляд способен разглядеть в тебе сокровище»: о чем фильм «Филателия»

«Филателия»: история двух людей, которых вопреки всему свела судьба

Psychologies
Современное состояние ВТС России и Китая Современное состояние ВТС России и Китая

Сотрудничество Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер

Обозрение армии и флота
«Крыши раскрыты»? «Печь упала»? Три года ссылки «Крыши раскрыты»? «Печь упала»? Три года ссылки

Письмо в журнал «Безбожник» — о непонимании роли религии в молодом СССР

Дилетант
Миф нового года Миф нового года

Что делать с «неидеальностью» и как встретить Новый год с истинным удовольствием

Grazia
Голосом не лучше Голосом не лучше

«Русская служба» Зиновия Зиника: эмиграция как анекдот

Weekend
«Никто не прибьет полку так хорошо, как ты!»: как общаться с окружающими без манипуляций «Никто не прибьет полку так хорошо, как ты!»: как общаться с окружающими без манипуляций

Может ли ложь быть безобидной?

Psychologies
Как развивают градостроительный потенциал в регионах России Как развивают градостроительный потенциал в регионах России

Как на самом деле обстоят дела с развитием инфраструктуры в регионах

ФедералПресс
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
Перезагрузка жилищной сферы России: «Все начинается с земли» Перезагрузка жилищной сферы России: «Все начинается с земли»

Как реализуются проекты комплексного развития территорий?

ФедералПресс
Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане

Перелет через 23 региона России за 69 дней на мотопараплане

Наука и техника
Женщины поймут Женщины поймут

Энрика Антонелли: в чем идея новой коллекции под лозунгом Made by Italian Women

Grazia
Государь всея Руси Государь всея Руси

Когда Иван III пришел к власти, он стал правителем карликового государства...

Знание – сила
Это что такое? Это что такое?

Частые причины, почему мужчины дарят не те подарки

Добрые советы
Большая история маленького самолета. Часть 2 Большая история маленького самолета. Часть 2

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Вытер в голове Вытер в голове

Что не так с нашей психикой?

Men Today
Открыть в приложении