Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техникаHi-Tech

Большая история маленького самолета. Часть 2

Дмитрий Гайдай

SSJ-100 авиакомпании Аэрофлот. Автор: Вадим Ежов

Впрошлом выпуске журнала было подробно рассмотрено начало истории проекта SSJ-100. Разработка суперджета стала новым вызовом для российского авиапрома, потребовала мобилизации ресурсов и позволила в конечном итоге создать продукт принципиально нового, мирового уровня. В этом выпуске продолжается исторический экскурс в уже следующий этап жизни лайнера – эксплуатацию, устранение детских болезней, модернизацию и импортозамещение. Как и ранее, через призму истории первого в новой России гражданского самолета будем наблюдать историю всего отечественного авиапрома в новейшем времени.

Big challenge

После получения сертификатов типа от МАК и EASA, российского и европейского регулирующих органов, история лайнера была непростой. Здесь будет уместен фрагмент интервью с Александром Викторовичем Долотовским, занимавшим в то время пост заместителя главного конструктора по аэродинамике ГСС:

«Проект – первый, компания – новая. Обычно, когда происходит такое сочетание, никто выдающегося от проекта не ждет. Как ни странно, когда, как вы знаете, мы работали с Боингом, и ребята с Боинга (а ребята эти были убеленные сединами старые инженерные кадры, которые делали программы 737, 767 и 777) говорили нам, что это «Big challenge» (большой вызов) организовать в чистом поле нового игрока».

В такой ситуации новый продукт неизбежно сталкивается с комплексом проблем. И такие проблемы у SSJ-100 были. Это и «детские болезни» различных систем, в том числе двигателей, и серьезные сложности с организацией полноценной системы поставки запчастей, и в целом системы послепродажного обслуживания. Все это приводило к тому, что на самолетах периодически возникали поломки, лайнеры месяцами простаивали на земле, а их суточный налет был очень скромным.

В средствах массовой информации часто приводятся данные за 2018 год – среднесуточный налет SSJ-100 у Аэрофлота составил 3,6 ч в сутки, в то время как Airbus А320 и Boeing 737-800 летали в среднем по 10 и 11 ч в сутки соответственно. СМИ также приводят данные по самолетам одного класса с суперджетом: «Самые близкие по вместимости к 98-местному SSJ100 региональные импортные суда тоже проводили больше времени в воздухе. В парке S7 Airlines 17 самолетов Embraer E-170 на 78 кресел. Он летал в среднем по 6 ч в сутки. У Pegas Fly 6 Embraer E-190 на 110 кресел. Эти самолеты летали по 10 ч в сутки» («Ведомости»).

Те же «Ведомости» приводят интервью с генеральным директором агентства «Авиапорт» Олегом Пантелеевым, в котором тот указывает, что: «SSJ100 корректнее сравнивать с региональными одноклассниками. <...> В мире хорошим для регионального судна считается налет 8 ч в сутки и выше».

В ожидании запчастей

В данном вопросе на первый план выходят сложности с системой послепродажного обслуживания (ППО) – она у SSJ-100 вызывала в прошлом большое количество нареканий. Качественная организация ППО является непростой задачей, осложняемой еще и тем, что у российских авиастроителей не было на тот момент опыта создания такой системы по современным мировым стандартам. Кроме того, создание с нуля масштабной системы ППО требует немалых затрат, тогда как количество обслуживаемых ею самолетов в первые годы было бы относительно невелико – полноценная система обслуживания и поставок запчастей, если бы она была создана в первые годы коммерческой жизни SSJ-100, вероятнее всего, обернулась бы колоссальными затратами для ГСС и ОАК.

В 2018–2019 годах начались крупномасштабные мероприятия, направленные на решение указанных проблем. Среди них – наращивание выпуска запчастей, создание складов. Отдельно стоит сказать про устранение неисправностей в силовой установке – двигатели Sam146, несмотря на неплохую топливную эффективность, принесли перевозчикам немало хлопот. Разработка силовой установки велась совместными силами российского НПО «Сатурн» и французской Snecma на совместном предприятии PowerJet. В этой кооперации Snecma отвечает за «горячую» часть двигателя – газогенератор, состоящий из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. Тогда как НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания готовой силовой установки.

Как показала практика, в ходе эксплуатации в камерах сгорания двигателя могут появляться трещины уже после 2000–4000 ч. налета, а иногда и после 1000 ч. В такой ситуации двигатель необходимо отправлять на капитальный ремонт, хотя заявленный производителем ресурс до капремонта – 7500–8000 ч. По этой причине самолеты могли простаивать месяцами, ожидая ремонта горячей части двигателя, проводимого на французском предприятии. Для решения проблемы производителем была доработана камера сгорания и локализован ремонт двигателя на российском предприятии. Также был создан пул подменных двигателей, которые могут быть временно использованы авиаперевозчиком на самолете, когда штатные двигатели находятся в ремонте.

Полученный опыт стал фактически первым в России по организации современной системы обслуживания большого парка лайнеров. Наработки по системе ППО и сама система в целом будут полезны при эксплуатации в будущем импортозамещенной версии самолетов МС-21-310, Ил-114 и, конечно, SSJ-100, переименованного не так давно в SJ-100.

Стоит, не летает

Описанные проблемы с созданием полноценной системы ППО, а точнее, с ее отсутствием, на первых порах подтверждали многие эксплуатанты. Если Аэрофлот обычно немногословен в том, что касается SSJ-100, то, например, авиакомпания «Якутия» неоднократно высказывалась о проблемах с лайнером. Главная претензия – долгое ожидание запчастей и проблемы с двигателями. Авиакомпания «Ямал» сообщала, что из 15 эксплуатируемых у нее SSJ-100 в некоторые моменты в состоянии летной годности находилось всего 7–8 машин. Причины те же.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Немирное «земледелие» Немирное «земледелие»

Как работает система залпового минирования

Популярная механика
HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики HR-директор — об инвестициях в людей и трендах кадровой политики

Как ставка на человекоцентричность меняет HR-политику современных компаний

ФедералПресс
Метаморфозы «маленького дуче» Метаморфозы «маленького дуче»

Как Бенито Муссолини стал полновластным диктатором Италии

Дилетант
Жемчужины нашей планеты: 10 самых маленьких птиц в мире, о существовании которых вы могли и не подозревать Жемчужины нашей планеты: 10 самых маленьких птиц в мире, о существовании которых вы могли и не подозревать

Самые крохотные птицы в мире

ТехИнсайдер
Грозные «молодцы» мчались по рельсам Грозные «молодцы» мчались по рельсам

Рассвет и закат боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)

Наука и техника
У кого и как чаще всего развивается зависимость: 3 основные стадии У кого и как чаще всего развивается зависимость: 3 основные стадии

Зависимость: где эта роковая точка невозврата и кому стоит быть осторожнее?

Psychologies
Дедушка Максим Дедушка Максим

История пулемета, в честь которого нас назвали

Maxim
Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Чужой, Годзилла, Саурон: в честь кого теперь называют животных Чужой, Годзилла, Саурон: в честь кого теперь называют животных

Новые имена в биологии, которые отсылают к персоналиям или поп-культуре

Наука и техника
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
«Братский поцелуй» «Братский поцелуй»

Одна из самых известный фотографий сделана в ГДР, 7 октября 1979 года

Дилетант
В стиле джапанди В стиле джапанди

Неординарное пространство — в стиле джапанди, комфортное и уютное

Идеи Вашего Дома
Популярно о почвах Популярно о почвах

Почему нельзя судить о почве по её верхнему слою?

Наука и техника
«Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством «Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством

Кино о женщине, которая балансирует между ролью матери и опасной работой

Forbes
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Что нас ждет в Новом году Что нас ждет в Новом году

Символом 2025 года станет Зеленая Змея. Как встретить таинственную хозяйку года?

Лиза
Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути Казахстан как ключевая станция на новом Шелковом пути

Минувшим летом отношения Казахстана с Китаем преодолели знаковый рубеж

Обозрение армии и флота
Стань богаче! Стань богаче!

Как составить личный финансовый план на 2025 год

Лиза
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему маленькая выставка и действительно ли большого художника?

Наука и жизнь
Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов! Почему анаморфные объективы популярны в кино, однако не на ТВ? Узнайте секреты киноделов!

Анаморфные объективы — это техника, которая преобразила язык кинематографа

ТехИнсайдер
Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев Как получить ЭПСМ на снегоход и квадрицикл – и избежать ошибки, которую делают 70% владельцев

Какие основные шаги надо проделать, чтобы получить ЭПСМ

ТехИнсайдер
Выйди и зайди нормально: почему российский стартап не смог завоевать рынок Вьетнама Выйди и зайди нормально: почему российский стартап не смог завоевать рынок Вьетнама

Что случилось с компанией Hybrid, которая неудачно зашла на вьетнамский рынок

Forbes
Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах Мэр Анапы — о казаке Илоне Маске и депутатах

«Новая Анапа» и выборы Совета: как сегодня развивается город-курорт

ФедералПресс
Юра, мы все развенчали Юра, мы все развенчали

«Мифология советского космоса»: деконструкция космического нарратива

Weekend
Вот сбитень! Вот горячий! Вот сбитень! Вот горячий!

Сбитень-сбитенёк — пьёт его щеголёк, пьёт-попивает, сам похваливает…

Наука и жизнь
Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Легенда о старце Легенда о старце

Конспирологическая теория о связи старца Феодора Кузьмича и Александра I

Дилетант
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
Открыть в приложении