Лена, какие-то утяжелители возьми, нельзя же так порхать по жизни

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Елена Проклова: «Я имею право жить не так, как надо, а как хочу»

«У меня все сверхлегко. Иногда хочется сказать себе: «Лена, какие-то утяжелители возьми, нельзя же так порхать по жизни». Заботы, опыт, ответственность, дела, в конце концов, должны как-то приземлять человека. А у меня мой опыт, наоборот, обрезает все больше и больше нитей, связывающих мое существование с общепринятыми представлениями».

Беседовала Наталья Николайчик

Фото: Филипп Гончаров

Елена, в сентябре у вас день рождения, но в вашей жизни этих рождений, по сути, было гораздо больше, чем лет в паспорте, не зря ведь домашние называют вас птицей феникс. Трудно посчитать, сколько раз вы начинали все с чистого листа.

— Чем дольше я живу, тем короче периоды вот этих жизней после новых рождений. Сегодня мне кажется, что каждый вечер засыпает одна Елена, а просыпается совершенно другая, которой дан целый новый день, новая жизнь, где можно все изменить, что-то передумать, перераспределить и так далее. И мне очень нравится этот процесс короткой жизни одного дня, потому что тогда длинная большая единая жизнь растягивается в бесконечность. Если твой день — целая жизнь, за которую ты должна успеть что-то сделать, кем-то стать, что-то поменять, то это дает такое количество сил и энергии! Она буквально на тебя откуда-то из космоса сваливается, и ты можешь сдвигать горы. Я живу так два или три года, и мне это безумно нравится.

— Чем наполнены ваши дни?

— Цветок посадила, кофе выпила, что-то увидела — это все для меня не мелочи, а события, которые я не пропускаю.

Вы мне задаете этот вопрос, а у меня в крови пузырики шампанского бегут от радости, что могу с кем-то этим поделиться. Я сегодня проснулась в горах в своем доме в Сочи — это совершенно другая жизнь, чем на равнине. Горы тебя физически возвышают над плоскостью, и ты, хочешь того или нет, паришь. Ты уже в облаках, в небесах, выше быта и смотришь на все свысока в хорошем смысле этого слова.

Каждое утро я просыпаюсь затемно, часа в четыре ночи, от крика моего петуха. Просыпаюсь не в вакууме, а в мироздании, вокруг меня звезды, природа, горы, ветер, птицы, соседи. Представляете, какая я малая песчинка в этом мире, наверху этих гор, которая просто радуется тому, что она открыла глаза и живет.

Следующее событие в моей жизни — это когда кошка, которая спала у меня всю ночь в ногах, требует, чтобы ее покормили и отправили на улицу ловить всяких ящериц, мышей, крыс — что попадется.

Елена Проклова в фильме «Звонят, откройте дверь», 1965 год. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

— Какая счастливая жизнь у кошки.

— А у меня какая счастливая, потому что она рядом! Она мурлыкает, меня встречает радостным взглядом, она — существо, которое от меня зависит, и это огромная ответственность. Но я за это благодарна, потому что человеку необходимо, чтобы кто-то зависел от его действий и возможностей. Все мои близкие от меня уже давным-давно не зависят. Дети взрослые, у них своя жизнь. А у мужчин, как я поняла, изначально жизнь своя, и мы заблуждаемся, думая, что она как-то с нами связана. И вот для меня растения, животные, которых я имела наглость взять под свою опеку, — мой мир, где я должна, обязана, где я от них получаю, они от меня. Такая связь со Вселенной. Я должна пойти полить в теплицу мои огурцы, помидоры, посмотреть, какие у меня за ночь распустились цветы, оценить, что должна сделать в саду. И где-то к половине восьмого, оглядев все царство, отведенное мне, сделав то, что должна для его обитателей, я уезжаю на море. Часов в восемь утра мы с подругой (спасибо, что она составляет мне компанию) бросаем все свои дела и окунаемся в море. И два часа, до 10.00, у нас полнейший релакс. Из воды вылезать не хочется, это счастье. Я с морем общаюсь, благодарю его за то, что оно меня принимает и я могу в нем не боясь плавать, за то, что оно меня снабжает всеми минералами и силой невероятной. Поскольку море вечное, в отличие от меня, то я черпаю от него мощь, его безграничность и всегдашность. В 10 часов это счастье заканчивается, в половине одиннадцатого, заехав в магазины и купив все, что нужно для хозяйства, для питания и для животных, я приезжаю к себе на участок в горы, где вокруг меня практически никого нет. Там так тихо и уединенно — хоть нагишом ходи. Прекрасно быть наедине с природой. Я делаю всякие дела. Потом пью утренний кофе, сидя на террасе, глядя на море, из которого только что вышла, и ощущаю себя Афродитой каждое утро. Вот так начинается мой день, моя новая жизнь.

Дома часто ложусь в спальне, где прохладно, потому что работал кондиционер. Я беру книгу, читаю. Изредка могу себе даже бутылочку пива позволить, чего раньше никогда не делала, поскольку всегда следила за внешностью и за фигурой.

Елена Проклова с первым мужем Виталием Мелик-Карамовым, начало 70-х годов. Фото: Fotodom; из архива Е. Прокловой

— А сейчас разве не следите?

— Я себе давно сказала, что в 50 лет перестану это делать и смогу жить как хочу. В 50 поняла, что рановато, роли не позволяют, и отложила это все к 60 годам. А в 60 — до 70 лет. Когда исполнилось 70, сказала: «Хватит! Кто хозяин моей жизни, я или мои роли?» И поняла, что только я. Не знаю, сколько мне Господь отпустил еще лет, но эти годы имею право жить не так, как надо, а как я хочу.

Я себе лет пятьдесят не позволяла есть мороженого. Это начиналось еще в детстве — стало нельзя, потому что я должна была худеть для картин, для ролей. Мороженого я с детства недобрала. Сейчас ем каждый день и абсолютно счастлива. Но я знала, что откладывание каких-то вещей, которые ты не позволяешь себе делать всю жизнь в силу обстоятельств, под старость окажется огромным плюсом. Обычно старики жалуются на то, что уже неинтересно и ничего не хочется. А у меня столько всего не было! Даже обычное мороженое делает меня счастливой. И вы знаете, это дает ощущение молодости и полета, я все время улыбаюсь. Мне нравится так жить, когда мой организм говорит: «хочу мороженого», или «хочу стаканчик пива», или «хочу окунуться в ледяной бассейн» (у меня здесь бассейн на участке), или «хочу повязать, почитать, порисовать». И я сама себе все это позволяю. Вот мой день. Я рисую, лежу, размышляю, учу стихи, читаю очень интересные книги. Сейчас последняя потрясающая книга — Билл Брайсон, «Краткая история почти всего на свете». Кто-то скажет, что я припозднилась ее читать, но для меня в самый раз. Я всех друзей своих уже заразила, и те, кто начинает ее читать, благодарят меня и говорят: «Боже, целый новый мир!» Сейчас такие удивительные книги выходят, особенно в научно-популярной литературе, которые открывают врата и окна в совершенно новые миры, и ты понимаешь, что это бесконечность.

— Елена, а что, кроме мороженого, вам было категорически нельзя, но вы себе позволили? Из материального или, может быть, из нематериального.

— Вы знаете, материально я достаточно скромно существую и за всю свою жизнь не смогла открыть какой-то бизнес и наладить дело, которое сейчас мне обеспечивало бы беспроблемную жизнь. Моя пенсия составляет 17 тысяч. Когда я ее оформляла, мне сказали:

— Предоставьте договора на фильмы. Если не найдете, будете получать пенсию по старости.

Но я не знаю, как их добыть. И я спросила:

— А как же мои картины, которые могу предоставить? Они ничего не значат?

И мне ответили:

— Если нет на них договоров, не значат ничего.

Поэтому у меня такая пенсия.

— Какая-то катастрофическая несправедливость, вы ведь снимались с детства и ваши картины входят в золотой фонд кино.

— Я не одна в подобной ситуации. И положение у меня даже лучше, чем у многих, так как есть возможность подрабатывать. Поэтому я не перестала работать — это приходится делать не всегда по желанию, а часто по необходимости, чтобы продолжать обеспечивать себе тот уровень жизни, к которому привыкла. А привыкла я жить скромно, но не задумываясь о том, что могу себе позволить. Это касается и продуктовых магазинов, и одежды, и каких-то благ жизни. Я хочу — я делаю. И сейчас ничего не поменялось. И благодарна судьбе, что есть такая возможность. Конечно, я была бы более счастлива, если бы могла залезать в тумбочку и брать оттуда какие-то деньги или каждый месяц получать достойную пенсию. Но грех роптать. Многие люди в нашем государстве в еще более сложном положении, я же могу зарабатывать своей любимой профессией.

С дочкой Ариной, конец 70-х годов. Фото: из архива Е. Прокловой

— Почему вы предпочли антрепризы репертуарному театру?

— Я иногда скучаю по театру репертуарному, серьезному, но все же счастлива, что работаю в антрепризах, потому что есть возможность самостоятельно решать, когда отдыхаю. Я работаю с конца сентября по конец марта — апрель. Все остальное время провожу в своем любимом Сочи в горах. Свой участок называю необитаемым, потому что он находится в конце поселка в Хосте, на самом верху. Граничит с Сочинским национальным парком, и моя калитка туда ведет. Я могу пойти собирать грибы или мох в парке. И там нет вообще никого. Живу в этих объятиях гор, сзади меня заповедник, а с террасы открывается потрясающий вид на море и горы. Они с двух сторон охватывают мой участок — это хостинское ущелье, и оно выглядит как рюмочка для коктейля, в которую налито море. Такой вид дороже всех денег. Я сегодня с утра, придя с моря, пью свой кофе, и практически подо мной в ущелье летают орлы.

— Елена, вы ухаживаете за садом, который называете раем, занимаетесь живописью. А не собираетесь ли что-то писать? Мы давно с вами общаемся, и, мне кажется, у вас есть дар сочинять.

— Ой, спасибо большое. У меня же вышла уже книга «В роли себя самой».

— Но я имела в виду не биографическую, а художественную литературу. Помню, как вы рассказывали, какое впечатление на вас произвела книга «Маленький принц», которую принесла вам, совсем девочке, Эра Зиганшина на съемках «Снежной королевы». Вы праздновали день рождения без родителей, ощущали себя очень одинокой, и эта книга вас просто перевернула, стала потрясением. Я почему-то уверена, что вы могли бы писать философские сказки.

— Вы даже не представляете, какую волшебную струну сейчас этими словами задели. Я и сама думала об этом, и у меня даже есть те герои, о которых хотела бы написать — вымышленные мальчик и девочка, с которыми я общаюсь. Они внутри меня живут, друг с другом спорят, что правильно, что неправильно в этой жизни, что хорошо, что нет, к чему стремиться, что ценить и так далее. То есть это такая фантазийная сказка, многосерийная, я бы сказала, скорее даже это может быть сценарий для детского фильма о том, как современные Кай и Герда постоянно выясняют, чем же в этой жизни стоит заниматься.

Но я думаю, что, наверное, немножко поздновато, восьмой десяток начался — это же не шутки. Хотя, может, и успею. Почему бы и нет? Это как моя любимая, мною написанная молитва: «Позволь мне трудиться с радостью и мечтать легко».

— Мне кажется, что вы можете, даже пройдя через боль и впитав ее, все равно идти легко. Или это иллюзия легкости?

— У меня не просто все легко, а сверхлегко. Иногда хочется сказать себе: «Лена, какие-то утяжелители возьми, потому что нельзя же так порхать по жизни». Заботы, опыт, ответственность, дела, в конце концов, должны как-то приземлять человека. А у меня мой опыт, наоборот, обрезает все больше и больше нитей, связывающих мое существование с общепринятыми представлениями.

Елена Проклова в фильме «Голубка», 1978 год. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/fotodom

— Какие нити уже обрезаны?

— Их много, начиная с самого детства. Это вещи, которые мне назидательно преподавались в школе, в спортивной школе, внушались родными, профессиональными мэтрами. Они постепенно все отсекаются за своей неубедительностью для меня лично.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах» Николай Цискаридзе: «Балет — это каторга в цветах»

Николай Цискаридзе дал интервью в год 285-летия старейшей балетной школы мира

Караван историй
Разница в таблетках Разница в таблетках

Дешевые аналоги дорогих лекарств – стоит ли экономить на здоровье?

Лиза
Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме» Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме»

Мы все рефлексирующие ребята, особенно артисты, у нас вообще расшатанные нервы

Караван историй
Трудно пить богу Трудно пить богу

Как Алексей Герман снял фильм-запой

Weekend
Проверяем щитовидку. Неочевидные симптомы, которые указывает на ее проблемы Проверяем щитовидку. Неочевидные симптомы, которые указывает на ее проблемы

Щитовидка контролирует работу сердца и влияет на наше самочувствие

Лиза
Инвестиции на автомате Инвестиции на автомате

Как устроены робоэдвайзеры и кому они нужны

Деньги
Светлана Колпакова: «После «Оттепели» я отказывалась от многих предложений в кино. Не хотелось понижать планку» Светлана Колпакова: «После «Оттепели» я отказывалась от многих предложений в кино. Не хотелось понижать планку»

Главное для меня — понимание роли

Коллекция. Караван историй
Плакун-трава Плакун-трава

Яркий акцент пейзажа, как вызов цветовому постоянству — это зацвёл дербенник!

Наука и жизнь
Не спускайся вниз: как важные хорроры, постхорроры и слоубернеры последних лет изменили жанр Не спускайся вниз: как важные хорроры, постхорроры и слоубернеры последних лет изменили жанр

Хоррор-проекты, которые кардинально трансформировали жанр

Правила жизни
Антикризисная программа Антикризисная программа

Кризис семейной жизни — дело житейское, но как к нему подготовиться?

Добрые советы
6 уроков счастья из крупнейших исследований 6 уроков счастья из крупнейших исследований

Надоело гоняться за счастьем, вместо того чтобы наслаждаться им?

ТехИнсайдер
«Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство «Обе две»: драмеди с Кристиной Асмус, в котором женщины переосмысляют материнство

Фильм «Обе две»: душевный и откровенный разговор о том, что болит у многих

Forbes
Как после Второй мировой войны возрождались автомобильные гонки Как после Второй мировой войны возрождались автомобильные гонки

Глава из работы Жана-Луи Монсе «Большая книга Формулы-1»

СНОБ
Музыкант Сергей Сироткин: Помню, что «Велит нам петь» придумал после того, как прослушал несколько книг Стивена Кинга Музыкант Сергей Сироткин: Помню, что «Велит нам петь» придумал после того, как прослушал несколько книг Стивена Кинга

Интервью с музыкантом Сергеем Сироткиным

СНОБ
Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х

«Рыжий»: несовершенный, но пронзительный антибайопик о поэте Борисе Рыжем

Forbes
Монике Беллуччи — 60: семь выдающихся ролей итальянской актрисы Монике Беллуччи — 60: семь выдающихся ролей итальянской актрисы

Вспоминаем самые знаменитые роли Моники Беллуччи

Forbes
Ученые заявили, что при стрессе на работе «надежда полезнее, чем осознанность» Ученые заявили, что при стрессе на работе «надежда полезнее, чем осознанность»

Во время стресса важнее «смотреть вперед», а не жить «здесь и сейчас»

ТехИнсайдер
Рекордсмены эффективности стрельбы Рекордсмены эффективности стрельбы

Линейка стрелкового оружия семейства КОРД расширяется

Обозрение армии и флота
Артиллерия в новом веке Артиллерия в новом веке

Основные направления развития рынка артиллерийского вооружения

Обозрение армии и флота
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
10 видов предательства в семейной жизни 10 видов предательства в семейной жизни

Какие виды предательства бывают в семье, кроме физической измены?

Psychologies
«Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США» «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США»

Как Рузвельт убедил американцев вступить в Вторую Мировую войну

N+1
Фантазии на тему любви Фантазии на тему любви

Функциональный и удобный интерьер в соответствии с духом времени

Идеи Вашего Дома
Раньше выйдешь на пенсию и сидишь на лавочке. А сейчас можно снова стать студенткой. Как реализовать себя на пенсии Раньше выйдешь на пенсию и сидишь на лавочке. А сейчас можно снова стать студенткой. Как реализовать себя на пенсии

Как оставаться активным в старшем возрасте, где искать для этого мотивацию?

СНОБ
Дело Дурова: где право и ключи? Дело Дурова: где право и ключи?

Что же французам было нужно от Павла Дурова на самом деле?

Монокль
Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
У шмелей вызвали ложные воспоминания У шмелей вызвали ложные воспоминания

Шотландская ученая заставила шмелей сформировать ложные воспоминания

N+1
Икра белыми Икра белыми

Чем опасен нелегальный рынок икры для государства и потребителей

Деньги
Не плохой парень Не плохой парень

Интервью актера Андрея Максимова — о критике и ролях «по вкусу».

СНОБ
Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах

Любовь и ненависть к зумерам: как менеджеры находят с ними общий язык?

Forbes
Открыть в приложении