Длинноногие иероглифы китаянок
Если нефрит не полируется,
Он не может стать полезным.
Если человек не учится,
Он не узнает добродетели
честности и праведности.
Так говорится в «Сань цзы цзин» – «Троесловном каноне» учебных текстов, составленном в XIII веке в империи Сун.
Касалась эта китайская апофегма, естественно, лишь мужчин.
Женской добродетелью в конфуцианском Китае образованность не считалась – женщина никак не могла быть приравнена к мужчине уже потому, что они принадлежали к разным мировым началам инь и ян. А Конфуций вообще открыто упрекал слабый пол в глупости: «У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной – сколько у двух».
Жизненный уклад женщин также определялся конфуцианской этикой, которая предписывала женщине «три покорности»: в молодости – отцу, после замужества – мужу и его родителям, в старости – детям. О том же гласило древнее китайское присловье: «Если я выйду замуж за птицу, я должна летать за ней; если выйду замуж за собаку, должна следовать за ней всюду, куда она побежит; если выйду замуж за брошенный комок земли, я должна сидеть подле него и оберегать его».
Китайская история меж тем сохранила немало имен прекрасно «недобродетельных» женщин, не уступающих мужчинам ни образованностью, ни талантом.
Первая женщина-историк времен династии Хань Бань Чжао (45—116) была главой императорской библиотеки, преподавала дочерям и придворным дамам классическую литературу, астрономию и математику, завершила написание истории династии Восточная Хань, начатой ее рано умершим братом, историком Бань Гу. Ее кисти принадлежат научные трактаты, комментарии к философским трудам, книга о путешествии по Китаю и красивые стихи. Прославил Бань Чжао также трактат «Ню цзе» – «Наставления женщинам», в котором она высказывала крамольные для ее времени мысли о том, что девочки, которые традиционно были исключены из системы образования, должны получать такое же классическое образование, как и мужчины.
Вэй Шо (272—349), жившая в эпоху Цзинь, стала самой известной в истории Поднебесной женщиной-каллиграфом, одним из создателей уставного стиля китайского письма кайшу, которое получило широкое распространение в повседневной жизни и оказало огромное влияние на дальнейшее развитие каллиграфии. Более того, кайшу, или «уставное письмо», считается основным стилем китайской письменности до сих пор.
Цай Вэньцзи, дочь литератора Цай Йи из Восточной Хань, была знатоком не только поэзии и каллиграфии, но также математики, астрономии, музыки, а в научных дебатах легко побеждала ученейших мужей.
Сюэ Тао (768—831), талантливая артистка времен династии Тан, изобрела специальную цветную бумагу, так называемую красную бумагу Сюэ Тао, чтобы использовать ее для записи своих стихов вместо обычной желтовато-серой. По рецепту госпожи Сюэ ее делали из коры и листьев гибискуса с добавлением рисовой соломы, сока герани и зеленых орхидей. Ли Цинчжао (1084—1151) из провинции Шаньдун империи Сун преуспела в поэзии, живописи и каллиграфии. По всей видимости, госпожа Ли обладала не только дарованиями, но и независимым характером, среди ее стихотворений есть критикующие никчемного и слабого императора вместе со всем двором.
А чего стоит судьба Шангуань Ванэр (664—710), которую называют одной из четырех самых талантливых женщин Древнего Китая! Внучка придворного, она попала во дворец ребенком, когда дед и другие мужчины ее семьи были казнены за заговор против императрицы У Цзэтянь – первой и единственной женщины в Китае, которая приняла императорский титул «хуанди» и на протяжении сорока лет правила страной (событие, не имевшее прецедентов в истории Поднебесной). Когда Ванэр было 13 лет, императрица прочла ее стихи и была так впечатлена написанным, что назначила девушку своим личным секретарем. Отныне юная поэтесса играла важную роль в политике и государственных делах, а ее утонченный почерк, известный по официальным документам того времени, узнаваем и поныне. Когда после смерти У Цзэтянь трон занял ее сын Чжунцзун, он не только сделал госпожу Ванэр своей любимой наложницей, что, по обычаям китайского двора, давало ей положение, равное положению официальной жены, но и назначил канцлером. На этом посту Шангуань Ванэр в 708 году участвовала в создании императорской академии наук и искусств, была арбитром в состязаниях поэтов и принимала государственные экзамены у мужчин – кандидатов на чиновничьи должности. Жизнь Ванэр, впрочем, закончилась печально: как и ее дед, она была казнена за попытку государственного переворота.
И это лишь некоторые имена интеллектуалок, выхваченные наугад из прежних времен. Почти все они были гуйсиу – дочерьми богатых и влиятельных аристократов, а, значит, имели бо́льшую степень свободы и могли получить хорошее образование – в отличие от девушек низких сословий, которым полагалось просыпаться рано, ложиться спать поздно, много работать, неустанно ткать, шить и прясть, быть скромными, послушными и безоговорочно служить мужчинам. В китайском патриархальном обществе отношение к женщинам было неуважительным, а иногда даже и жестоким. Из-за бедности девочек часто продавали в публичные дома, где в лучшем случае они становились наложницами, в худшем – рабынями.