Точно по Фрейду: как художники пишут королей, президентов и премьер-министров
Парадный портрет короля Карла III, представленный Букингемским дворцом в мае, вызвал шквал эмоций. Триггером послужил кроваво-красный фон, на котором написан король. Forbes Life рассказывает, почему портретистам так же трудно угодить героям этих официальных портретов, как и массовой аудитории
Традиционно, когда портреты властителей создавались на заказ, художники были напрямую заинтересованы в том, чтобы результат понравился заказчику. Но так получалось далеко не всегда. Например, в самом конце XVI века Маркус Герартс-младший написал комплиментарный портрет Елизаветы I, на основе которого неизвестный последователь создал свой вариант, на котором «королева-девственница» выглядит невероятно старой и изможденной.
Впервые увидев свой официальный портрет, 33-й президент США Линдон Б. Джонсон назвал его «самой уродливой вещью» из всего, что он когда-либо видел. Самая известная фотография Уинстона Черчилля была сделана в 1941 году Юсуфом Каршем. Впоследствии кадр получил название «Рычащий лев». Но, как оказалось потом, суровое выражение лица английского премьер-министра, так впечатлявшее современников, стало результатом того, что фотограф чуть ли не силой выдернул у него изо рта любимую сигару. Forbes Life вспоминает другие известные портреты королей и президентов, вызывавшие неоднозначную реакцию.
Джонатан Йео, портрет Карла III
Прошло две недели с тех пор, как в Букингемском дворце представили первый официальный портрет короля Карла III, а страсти вокруг картины никак не улягутся. В интернете появляются новые мемы, а книга отзывов в лондонской галерее Филиппа Молда, где портрет будут показывать до середины июня, полнится едкими замечаниями. Никого из посетителей не оставляет равнодушным ярко-красный фон картины. Одни считают, что художник намекает на кровавое колониальное прошлое британской монархии, другие в восторге от того, насколько объемной кажется фигура 75-летнего короля на этом фоне.
Создатель полотна — английский художник Джонатан Йео, признанный мастер портретной живописи, который писал самых разных знаменитостей, от актрисы Николь Кидман до натуралиста и телеведущего Дэвида Аттенборо. Работу над портретом Карла он начал еще до того, как тот стал королем.
«Бабочка, которая парит над его плечом, символизирует процесс трансформации, через которую прошел как он сам, так и этот портрет», — подчеркивает Йео в интервью. По его словам, ее изображение также призвано уравновесить милитаристский образ монарха, который запечатлен в военной форме с руками, сложенными на рукоятке меча. Все та же бабочка отсылает и к деятельности короля в области экоактивизма.
Люсьен Фрейд, «Королева Елизавета II»
Над портретами Елизаветы II работали многие выдающиеся художники и фотографы ХХ века. В начале 1940-х снимки еще молодой принцессы делал Сесил Битон, впоследствии продолживший сотрудничать с королевской семьей вплоть до своей смерти в 1980 году: он снимал коронацию Елизаветы, делал семейные портреты.
В 1985 году, когда сам феномен парадного портрета, казалось, переживал бесповоротный упадок, переизобрести образ Елизаветы II решил Энди Уорхол. Взяв за основу официальный снимок королевы, сделанный к серебряному юбилею ее правления Питером Граженом, Уорхол превратил его в серию разноцветных шелкографий. Таким образом Елизавета II, а также королевы Нидерландов, Дании, Ирана и Свазиленда, оказались вписаны в своеобразную «аллею звезд» Уорхола наряду с актерами, музыкантами и завсегдатаями «Фабрики».
Люсьену Фрейду Елизавета II позировала несколько раз на протяжении 18 месяцев. Высота законченного к 2001 году портрета составила чуть больше 20 см. Работа художника была встречена неоднозначно. Сама королева, по словам ее биографа Уильяма Фивера, поблагодарила Фрейда за его усилия и отметила, что ей очень понравилось наблюдать за тем, как тот смешивает краски. Зато в прессе портрет нещадно бранили. Газета The Sun называла его пародией, а редактор British Art Journal Робин Саймон отметил, что королева «похожа на одну из своих корги, которая перенесла инсульт».