Алмазные грани Якутска
Мы летели в Якутск впервые. У нас было всего два дня, чтобы взять интервью у главы речного пароходства и записать рассуждения жителей города о том, кто такие первопроходцы. Успеем ли мы увидеть туристическую сторону алмазной столицы – этот вопрос меня мучил больше всего.
Десять дней наша группа снимала документальный фильм про строительство Тихоокеанской железной дороги. Ее протяженность – более 500 километров, она пройдет из Якутии через Хабаровский край до самого океана. Прокладывает второй БАМ – дорога является ее ответвлением – компания, владеющая Эльгинским угольным месторождением. Она же строит порт в районе мыса Манорского, откуда коксующийся уголь повезут на судах в Азию. Запустить поезда хотят уже в этом году.
Тема первопроходцев была поднята нами неслучайно. Ведь строители пробиваются через скалы, преодолевают реки, строят мосты в суровых условиях вечной мерзлоты, где морозы зимой порой достигают 70 градусов.
После недели, проведенной в вахтовом поселке «Эльги», мы полетели в Якутск. Как выяснилось, про строительство ТЖД его жители почти ничего не знают.
Откровения таксистов
В Якутск мы летели на одном самолете с заключенными. Небольшой самолет вылетал из аэропорта в Нерюнгри, второго по численности населения города в республике. В салоне воздушного судна в проходе стоял полицейский. Я не сразу сообразил, что он мне говорит тихим голосом. Я посмотрел за его спину.
Примерно половина салона, задняя его засть, была уже занята. По отталкивающим физиономиям и прямым колючим взглядам загнанных в угол людей стало понятно, что везут зеков. У одного из них лицо было настолько страшное, как маска, что я подумал: его можно снимать в фильмах ужасов без грима. Сидели они тихо, кого-то сопровождающие полицейские водили в туалет. В аэропорту Якутска их ждал автозак.
«Яндекс.Такси» в Якутии не работает. Затем было время inDrive, но после его ухода из России жители используют другой сервис. Мы вызывали такси по телефону, словно вернувшись в девяностые, когда тебе перезванивают и подтверждают заказ. Цены, правда, были небольшие – от аэропорта до центра города около 500 рублей, по центру – 150–200 рублей. Таксист посоветовал добавлять по 50 рублей к заказу – тогда быстрее приезжают.
Такси, конечно, отдельная история. Машины все убитые, недорогие, в основном праворульные – из Владивостока быстрее и дешевле пригнать, чем из Москвы. Естественно, никаких шашечек. На боковых стеклах стоит пластик, чтобы зимой, когда морозы до минус 50 градусов, не замерзали. Ездят на газу, потому что бензин здесь дорогой – по 70 рублей за литр.
Первый таксист, якут, рассказал нам, что приехал из улуса, расположенного в 700 километрах от столицы республики, чтобы поменять на машине лобовое стекло – у них это невозможно сделать. А поскольку находится в городе несколько дней, решил подзаработать.
Второй таксист, русский, вез нас из одной гостиницы, где не оказалось мест, в другую. Его рассказ был как крик души.
– Вы приехали в самый плохой город России! У меня все друзья уехали, я один остался. Держался долго, говорил, что патриот, что никуда не уеду. Но всё, сил моих больше нет, все продал, квартиры, машины, переезжаю в Краснодар.