Танаис. Воскресшая красота древности
Одно из интереснейших мест в России – древний город с красивым названием Танаис. И хотя его история ушла далеко в прошлое, в память о нем остались не только исторические факты и удивительные истории, но и вполне осязаемые каменные фрагменты и поражающие воображение артефакты. И если вы там еще не были, самое время задуматься о путешествии в Ростовскую область, на хутор Недвиговка, что недалеко от Азовского моря. Когда-то в тех краях существовал этот необыкновенный город, а сейчас находится один из самых крупных археологических музеев.
Но начнем издалека. Задолго до основания Танаиса на этом месте проходила бурная жизнь. Примерно за 1000 лет до нашей эры обширные просторы Меотского, ныне Азовского моря заняли киммерийцы – кочевые племена иранского происхождения. Завоевав эту землю, они оставались на ней целых 400 лет. Но затем их вытеснили другие воинственные кочевники – скифы. А вскоре пришли племена сарматов и начали воевать со скифами.
Скифы были великими лучниками. Но однажды они применили новый по тем временам прием – психологическую атаку. Скифские войска атаковали противника с одними нагайками, которые считались оружием господ. Киммерийцы были так поражены, что, увидев нагайки, побросали свои луки и стрелы и покорились. С тех пор скифы получили прозвище «Царские», которое затем привнесли в свою мифологию.
Против скифских стрел их новые противники сарматы изобрели свою тактику. Они изготовили броню, покрывавшую всего всадника и грудь его коня. Броню делали из чешуек конских копыт и железных пластин. Благодаря этому сарматские всадники оказывались неуязвимыми. Когда бронированный сарматский воин сталкивается в бою со скифским, он легко выбивал его из седла. А еще бронированные всадники атаковали противника клином, который буквально разрезал строй врага.
Древним грекам на месте тоже не сиделось. Их влекли новые земли и новые богатства. И хотя сейчас может показаться невероятным, что они добрались до низовий нашего Дона, тем не менее это правда.
В III веке до н.э. эллины снарядили корабли и отправились к варварским племенам налаживать торговые связи. На месте будущего города они основали поселение, которое ученые назвали позже Елизаветинским городищем, и началась активная торговля. Местные жители промышляли земледелием, скотоводством и рыбной ловлей. А греки привозили посуду, вина и оливковое масло. Здесь и возник город Танаис, получивший свое название от реки с одноименным названием.
Началом его существования принято считать III век до н.э., когда на берегу Меотиды (Азовского моря) был заложен первый камень будущей монументальной крепости. На несколько веков Танаис стал крупным экономическим, политическим и культурным центром. Греческий географ Страбон назвал его самым большим после Пантикапея (нынешняя Керчь) торжищем варваров.
Он вырос на краю обрывистого берега, в устье реки Танаис (Северный Донец), недалеко от того места, где она впадает в Азовское море. Центральная часть его представляла собой прямоугольник, укрепленный мощными каменными стенами до четырех метров толщиной, с башнями и рвом, глубина которого достигала семи-восьми метров. В одной из башен археологи нашли осколки амфоры. На ней охрой (красной краской) было написано «Nafa», а на внутренней поверхности сохранились остатки нефти. Возможно, ее использовали для освещения – башня могла служить маяком, который указывал путь кораблям к городу.
Но вскоре в городских стенах стало тесно. За рвом начали появляться усадьбы, новый район быстро разрастался. Возникла густая сеть улиц. Самая широкая пересекала город с севера на юг. От нее расходились кривые проулки, ведущие к усадьбам. Иногда они превращались в настоящие лабиринты и были такие узкие, что порой два человека с трудом могли разойтись в них. Усадьбы немного напоминали наши современные таунхаузы: небольшой дворик и примыкающий к нему дом. Но это, конечно, шутка. «Таунхаузы» были приземистые, сложенные из камня, не имели ни окон, ни дверей. Полы и стены домов были глинобитными, крыши покрывали тростником, иногда привозной черепицей. Печей в хижинах не было, но в крыше была дыра. Через нее наружу выходил дым от очага. Называлось это «топить по-черному». Кроме очага помещения отапливались переносными жаровнями. Когда опускалась ночь, в доме зажигали светильники. Их заполняли рыбьим жиром или оливковым маслом, а в рожок вставляли фитиль.
Под домом всегда был погреб, вырубленный в скале. В нем хранили различные припасы: амфоры с вином, оливковым маслом, зерном. На горлышках амфор иногда записывали имена владельцев. Воду брали из цистерны посредине двора, а плиты клали под наклоном к центру. Таким образом, чтобы вся вода стекала в цистерну. Вот так незатейливо, но эффективно местные жители делали запасы воды – самый небольшой дождь не проливался зря.
Кто жил в городе? Конечно, греки. Они считались главной знатью Танаиса. Ниже в иерархической цепочке стояли полукровки, или «микс-эллины». Смешавшись с местными варварами, они уже не могли претендовать на высокое положение в обществе. Еще ниже находились сарматы, меоты, скифы (кто помнил теперь об их былой воинской славе!). На окраинах города селились торговцы.
По решению греков управлялся Танаис советом граждан. Для обсуждения дел и решения вопросов танаиты сходились на центральной площади.
Нет, не мечу молились танаиты!
Дух творчества берег их очаги.
Среди камней, друг с другом крепко сбитых,
Прошли его веселые шаги. Наталья Образцова
Несмотря на почти кастовую структуру, в Танаисе уживались представители разных племен и народов. Все они очень любили свой город и это, возможно, было главным, что объединяло и примиряло разных по крови людей. Если танаит богател, то обязательно жертвовал часть денег на защиту города – возводил именную башню. Кстати, потом этот тренд был замечен в итальянской Болонье. Но, в отличие от патриотов-танаитов, итальянцы «мерялись башнями» исключительно ради собственных амбиций.
Жизнь возле воды сделала танаитов искусными рыбаками и кораблестроителями. Своим покровителем они считали речного бога Танаиса. Поклонялись также Гермесу – богу торговли и путешественников, хранили в домах его бронзовые изображения. Жители местных племен почитали бога-всадника.
В конце I века до н.э. там стали создаваться религиозные объединения – фиасы. Самым известным был фиас бога «Внемлющего», что по-нашему, по православному, – почти Бог Единый. Кстати, по преданию, именно в это время Танаис посещал апостол Андрей.
В свой ранний период Танаис промышлял рыболовством. Но затем главным источником пищи и торговли стали плодородные земли. Пшеница, рожь и ячмень давали отличный урожай. На богатых травой лугах паслись козы, овцы, коровы и лошади. Горожане, в основном, питались говядиной, свининой и даже… верблюжьим мозгом. Об этом можно судить по найденным археологами раздробленным костям верблюдов. Впрочем, для чего точно извлекался мозг – неизвестно, возможно, были для этого другие цели.
Оказавшись связанным с Римской империей, Египтом, Галлией и греческими островами, Танаис стал крупным торговым центром. Местные племена пригоняли сюда скот, лошадей, продавали дичь, шкуры и мясо. Танаиты и местные племена покупали у приезжавших купцов роскошны ткани, золотую и серебряную посуду, оружие, вино, драгоценные камни.
Очень выгодным бизнесом была работорговля. Местные племена устраивали набеги, чтобы захватить пленников и затем продать их в Танаисе. За рабами сюда приезжали из самого Рима. Здесь они стоили в десять раз дешевле. Содержали рабов в железных кандалах – их затем нашли в нескольких городских подвалах.
Но не только торговлей был славен Танаис. Был он богат и на ремесленное производство. При раскопках археологи нашли многочисленные пряслица – орудия ткачей, литейные формочки для отливки серег и подвесок, кузнечные зубила, керамику из местной донской глины. Также делали различные безделушки, отливали из бронзы небольшие зеркала, которые подвешивались к поясу за миниатюрную петельку, гнули из латуни фибулы – булавки с пружинной застежкой для скалывания одежды. В одной усадьбе находилась мастерская стекольных дел, мастер которой делал стеклянную посуду.