Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае
Данные — ключевой актив цифровой экономики. Очевидно, оборот любых активов всегда будет объектом пристального внимания властей, которые стремятся выработать правила их регулирования. В попытках оправдать установление этих правил для данных, нередко приводят в пример Китай, где все данные якобы находятся «под колпаком» государства. Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета (ИИИ) Ирина Левова и генеральный директор ИИИ Карен Казарян в колонке для Forbes объясняют, почему это не так, и рассказывают о китайской специфике обращения с данными граждан.
Зачем государству данные
В современном мире вопрос о доступе государства к коммерческим данным вызывает серьезные дебаты и волну опасений среди предпринимателей и общества в целом.
То, что госорганы могут быть заинтересованы в коммерческих данных для борьбы с мошенничеством и преступностью, сомнений не вызывает — эти меры реализуются посредством хранения данных в системах типа СОРМ (cистема технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий), а также регламентированного сотрудничества компаний с органами безопасности в рамках оперативных мероприятий.
Однако использование данных о гражданах может также способствовать повышению эффективности госуправления. Например, на основе данных о потребительском поведении можно разрабатывать более эффективные программы социальной поддержки или оптимизировать процессы предоставления государственных услуг, информацию о дорожном трафике использовать для планирования инфраструктуры, а данные операторов связи — для борьбы с эпидемиями (например, для мониторинга в режиме изоляции).
Но настороженное отношение бизнеса к обмену данными с государством также обоснованно. Это и защита прав пользователей (ведь согласие гражданин давал компании), и опасность утечек, и риск создания государственных сервисов, конкурирующих с коммерческими.