В обозримом будущем беспилотники смогут заполнить дороги, водоемы и небеса

Зеркало МираАвто

Перспективы и проблемы беспилотного транспорта

Ездящих, плавающих и летающих беспилотников становится все больше. В обозримом будущем они могут заполнить дороги, водоемы и небеса. О перспективах и проблемах беспилотных транспортных средств журналу «Зеркало Мира» рассказал главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

Интервью взял Стас Борисов

Андрей Геннадьевич, что такое «беспилотный транспорт»?

Под это понятие попадают транспортные средства, оснащенные системой автоматического управления и способные передвигаться из одной точки в другую без присутствия человека на борту. Для решения этой задачи необходимо гарантированно – т.е. надежно, исключив любой спуфинг* – определять местоположение движущегося средства с точностью, которую не дают глобальные космические системы позиционирования, операторы которых к тому же не несут никакой ответственности за сигнал. Чаще используются данные с сенсоров различной природы, сопоставляемые с высокоточными картами, заложенными в систему. Затем идет этап распознавания и идентификации объектов вокруг. Следует «видеть» и классифицировать всех участников движения, их размер, скорость, направление движения. Потом идут этапы предсказания (алгоритмы прогнозируют дальнейшее поведение других участников движения) и планирования (как будет действовать автономное транспортное средство с учетом того, что оно «видит» и прогнозирует). И все это в реальном времени.

*спуфинг – кибератака, в рамках которой мошенник выдает себя за какой-либо
надежный источник, чтобы получить доступ к важным данным или информации

«Беспилотность» в таком понимании – следующая ступень в развитии транспорта, когда человек отстраняется от управления транспортным средством. К этому идут, постепенно повышая уровень автономности и передавая принятие решений алгоритмам. Например, в автомобильном транспорте принято выделять пять уровней автономности.

Нулевой – полностью ручное управление (водитель все делает сам).

Первый – помощь водителю. На машине установлен адаптивный круиз-контроль и блоки предупреждения о сходе с полосы и помощи при парковке.

Второй – начальный уровень. Система помогает управлять рулем, скоростью автомобиля и движением по полосе, но в разных ситуациях управление сразу передается водителю.

Третий – средний уровень. Машина справляется почти во всех случаях, но водитель нужен, чтобы реагировать на сложные ситуации.

Четвертый – высокий уровень. В теории тут уже можно отпустить руль – машина сама со всем справится, самостоятельно доезжая до пункта назначения, но только при идеальных погодных условиях (а если нет – просто остановится). Таким автомобилям нужны 3D-карты местности, иначе автопилот перейдет в режим третьего уровня или отключится.

Пятый – полный автопилот. Автомобилю не нужен водитель. Последний может не держаться за руль, сесть на пассажирское сиденье или вообще выйти из кабины.

Сейчас пятый уровень считается подлинно беспилотным, хотя не исключаю, что по мере усложнения технологий появятся шестой и следующие уровни.

Поэтому термин «беспилотный транспорт» – это скорее маркетинг. На самом деле важно то, обязателен ли человек в кабине (на борту), да и есть ли кабина вообще. Также правильно выделять две категории высокоавтоматизированного транспорта, включая беспилотный: работающий на маршрутах общего пользования (железные и автомобильные дороги, воздушные и водные трассы) и тот, что используется исключительно на закрытых площадках (заводы, карьеры, склады, сельхозугодья, внедорожье и т.п.).

– Какие особенности и риски присущи беспилотному транспорту?

Рассмотрим авиационный и автомобильный сектора – они чаще на слуху, имеют общие черты и различия. Последние связаны с рисками эксплуатации для людей и экономики. В автотранспорте самый главный риск – возникновение аварийных ситуаций с беспилотными авто среди людей и в общем транспортном потоке. У авиационного транспорта риск иной, и он связан с нанесением ущерба при падении аппарата или при столкновении с пассажирским самолетом. У дронов есть еще один специфический риск – вторжение в частную жизнь. Наглядно: из-за коптеров самые высокие заборы в загородных домах звезд бесполезны, а люди, живущие в пентхаузе «Москва-Сити», теперь должны иметь плотные шторы на всех окнах (смеется)...

– Какие барьеры стоят перед беспилотным транспортом?

Часто говорят о трудностях в области технологий. У меня иное мнение: основной барьер сегодня – это управление рисками применения беспилотного транспорта. И для этого лишь два пути: создание специальной инфраструктуры и разработка нормативной базы.

Также сегодня внедрение беспилотников – это уже не вопрос технологий, а вопрос об экономической эффективности их применения в бизнес-процессах. Если эффективность беспилотников в военном деле, к сожалению, уже не вызывает сомнений, то при гражданском применении это требует доказательств, в том числе на автомобильном транспорте, как самом массовом. Но парадокс в том, что ответ можно получить только при массовом производстве и применении беспилотных авто. Получается, пока не начнем массовую эксплуатацию беспилотных автомобилей, то и не поймем, насколько они экономически эффективны. И если они покажут себя экономически неэффективными для каких-то бизнес-задач, то там их пока и не будет.

– То же самое происходило в эру зарождения автомобилей или самолетов…

Изначально это все развивалось как некий «премиум-сегмент». Люди, которые используют «премиум-продукт», не думают об экономике! Если кто-то считал для себя престижным ехать не на карете с лошадьми, а на автомобиле, ему экономика была глубоко безразлична. То же самое было и с первыми самолетами: они решали некие эксклюзивные задачи. До появления массовых рынков прошли десятилетия. Мы же с беспилотными автомобилями хотим тот же самый путь пройти за годы.

При этом для автотранспорта есть несколько сфер, которые выглядят потенциально более привлекательно для перехода к беспилотности. Например, на современном уровне доверия к беспилотным технологиям, который подтверждается лишь практикой, не могу представить, что грузовики могут в беспилотном режиме ездить в городах. Но вот грузовики в магистральных перевозках – вне городов – сфера, которая выглядит привлекательно для оценки экономики беспилотных технологий.

Также важно, что на экономику новой технологий необходимо смотреть интегрально. Так обычно эксперты говорят, исключение человека-водителя позволит сэкономить на зарплате. Но это узкий подход: ведь водитель, например, грузовика, помимо управления автомобилем, выполняет еще целый ряд необходимых при перевозке груза функций: обслуживание и мелкий ремонт машины в дороге, охрана и сопровождение груза.

Замена спущенного колеса для водителя – вопрос 15-20 минут и в рамках зарплаты. А если проблема с колесом случится с беспилотным грузовиком, да еще на трассе Чита – Хабаровск? Ремонтники на место прибудут через несколько часов, и, значит, это время будет потеряно перевозчиком! Плюс плата ремонтникам за дорогу туда-обратно и за саму смену колеса. А если груз имеет ценность, то его надо охранять в пути. Человек-водитель это делает параллельно с управлением автомобилем и за зарплату, а как для беспилотного грузовика? Поставить на грузовик множество датчиков, обвесить камерами, бронировать двери? Заключить контракты со службами охраны на дороге? Деньги, деньги. Которые для расчета экономики перевозки необходимо учитывать.

Беспилотные электрогрузовики Volvo не имеют кабины

– Не может ли оказаться в данном случае, что «вычитание» человека-водителя из формулы перевозки даст не слишком большую экономию?

Об этом и речь! Надо считать интегрально, учитывая плюсы и минусы при переходе на беспилотный бизнес-процесс перевозок – и грузовых, и пассажирских.

Начнем с плюсов. Главная экономия в том, что нет зарплаты водителям, а в магистральном грузовике их даже двое. Далее, есть прототипы, где нет и кабины – экономия на стоимости автомобиля. Также система управления беспилотника всегда (теоретически) выбирает оптимальный режим движения: скорости, разгонов, торможений – это тоже экономия. Оценки на моделях показывают: затраты топлива снижаются на 10%.

И, наконец, снижение аварийности, на которое много надежд. Да, статистика аварий «пилотируемых» автомобилей такова, что 90% ДТП – следствие «человеческого фактора», неправильных действий водителя (хотя, думаю, 90% потому, что на водителя юридически проще «повесить» недочеты всех остальных на дороге). И тогда, просто исключив «человека за рулем», якобы снижаем аварийность! Колоссальная экономия. Но... но, если мы убираем одну систему управления автомобилем – человека, «совершающего ошибки», то на его месте появляется другая система управления – на основе датчиков и программного кода! Которая также не может быть безошибочной, по определению. Получается, здесь нужна статистика массового беспилотного движения, и только тогда можно будет оценить, как снизилась аварийность. Да и снизилась ли? Это все ожидаемые плюсы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кормилица королевы Виктории убила шестерых собственных детей Кормилица королевы Виктории убила шестерых собственных детей

В 1854 году Мэри Энн Бро посреди ночи перерезала горло собственным детям

Cosmopolitan
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться 7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться

Что такое законы психологии и как правильно их применять

VOICE
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Петербург будущего Петербург будущего

Экскурсия по Северной столице от Льва Лурье и новое поколение гидов-урбанистов

Собака.ru
Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг Сколько лет на самом деле было героям всем известных книг

В каком возрасте герои ощутили на себе все трудности жизни

Maxim
Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться Потрясно: что такое турбулентность и почему ее не надо бояться

Рассказываем, что такое турбулентность и почему ее совершенно не стоит бояться

ТехИнсайдер
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
Квазивалютный бизнес Квазивалютный бизнес

Что такое квазивалютные кредиты в китайских юанях и как они работают

Ведомости
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно» Нулевая ответственность: что делать, если вашим коллегам и подчиненным «все равно»

Какие причины кроются за безответственностью на рабочем месте?

Forbes
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает

Какую роль Севморпуть играет в экономике России и какие перспективы его ждут

ФедералПресс
Открывая космос Открывая космос

Путеводитель женщины-астронавта по миру миссий, чудес и перемен в космосе

kiozk originals
Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели Раскрыта cтратегия, которой следуют успешные люди на пути к большой цели

Какими качествами должны обладать эффективные лидеры и сотрудники

Inc.
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
Раскрывая тайны Древнего Египта Раскрывая тайны Древнего Египта

СПбГУ уже 140 лет готовит уникальных специалистов — египтологов

Санкт-Петербургский университет
Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу

Как искусственный интеллект облегчил жизнь и какие вызовы он поставил

ФедералПресс
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Одной из тем обсуждения в научной фантастике ХХ века была космическая экспансия

Наука и жизнь
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Поставки по расписанию Поставки по расписанию

Что экспортировал СССР во время войны

Эксперт
Снаряды против пушек Снаряды против пушек

Даже в первый год Великой Отечественной войны в СССР проходили соревнования

Ведомости
6 главных ошибок во время весеннего расхламления: мнение экспертов 6 главных ошибок во время весеннего расхламления: мнение экспертов

Какие ошибки чаще всего совершают люди во время весеннего расхламления

VOICE
Что такое дунхуа: все о китайском аниме Что такое дунхуа: все о китайском аниме

С чего пошло зарождение китайской анимации?

Maxim
10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана 10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана

Как спортсмены увековечивают в брендах не только свое имя, но и игровой номер

Forbes
Давай поженимся! Разбираемся, как подтолкнуть любимого к разговору на эту тему Давай поженимся! Разбираемся, как подтолкнуть любимого к разговору на эту тему

Вы уже вместе не один год, а предложения руки и сердца не поступало. Что делать?

Лиза
Если ребёнок обманывает Если ребёнок обманывает

Почему дети врут, и что родителям делать с этим враньём?

Здоровье
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Открыть в приложении