Как мальчик из Бруклина стал художником, чьи картины стоят миллионы долларов?

СНОБКультура

Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка

Автор: Алина Сопова

Жан-Мишель Баския, «Без названия», 1982 год
Жан-Мишель Баския, «Без названия», 1982 год. Фото: официальный сайт аукционного дома Sotheby’s / работа находится в частном собрании Юсаку Маэдзава

«Между риском и совриском» — это новый проект «Сноба», в котором мы разбираем, почему искусство становится объектом многомиллионных сделок. В первом выпуске искусствовед Алина Сопова и актриса Диана Милютина рассказывают о картинах художника-самоучки Жана-Мишеля Баскии. Его «Без названия» (1982) стала одним из самых громких событий в истории арт-рынка.

Жан-Мишель Баския — икона уличного искусства, человек, который всего за несколько лет взлетел на вершину арт-мира. Он дружил с Энди Уорхолом, встречался с Мадонной и выставлялся на самых престижных выставках. Как мальчик из Бруклина стал художником, чьи картины стоят сотни миллионов долларов?

Баския начинал как граффити-художник в Нью-Йорке. Он работал под псевдонимом SAMO (от Same Old Shit — «Все то же дерьмо»). Это был совместный проект Баскии и его друга Аль Диаса. В конце 1970-х они писали загадочные афоризмы на стенах Манхэттена, их работы начали обсуждать в богемных кругах. К 1980 году Баския превратился в живописца: он создавал холсты, на которых соединял уличную энергетику, элементы примитивизма и аллюзии на афроамериканскую историю.

Одно из самых мощных высказываний Баскии о власти и расовой идентичности — картина «Ла Хара» (1981). Белая скелетообразная фигура в полицейской фуражке выделяется на агрессивном красном фоне. Работа символична: слово LA HARA многократно прописано в левой части холста. На сленге нью-йоркских пуэрториканцев оно означает «полицейский». Этот термин связан с ирландской фамилией О’Хара, распространенной (как считалось) среди нью-йоркских копов в 1940–1950-х годах. Внизу картины серые решетки — для большего сходства с тюремной камерой.

В том же 1981 году Баския попал на страницы Artforum — это американский журнал, посвященный современному искусству. С этого момента его работы начали воспринимать всерьез и в академической среде. Уже в 1982 году художник участвовал в выставке Documenta 7 в Касселе, одном из главных событий мирового искусства, которое проводится раз в пять лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Умные вещи века Умные вещи века

10 переизобретений, без которых ты раньше отлично жил, но теперь – не сможешь

Maxim
Отчего болит спина Отчего болит спина

Неочевидные и скрытые причины боли в спине

Лиза
Отойдите, пожалуйста Отойдите, пожалуйста

Восемь типов людей, которым не стоит сочувствовать

Лиза
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
Шале на Волге Шале на Волге

Автор проекта обыграла стиль шале, предложив оригинальное авторское решение

Идеи Вашего Дома
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
Годовые кольца: 1610 Годовые кольца: 1610

Открытие Гудзонова залива и революция в астрономии: что случилось в 1610 году

Вокруг света
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Учёные, стихотворцы и блохи Учёные, стихотворцы и блохи

Кто такой Князев — автор рукописи «Учёные и блохи» и как она появилось?

Наука и жизнь
Траурные церемонии Траурные церемонии

Как изменялся траурный церемониал в России?

Дилетант
Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Рынок фемтеха в России в перспективе пяти-семи лет может вырасти до 110 млрд

Forbes
Продолжай практиковать Продолжай практиковать

Актриса Стася Милославская — об опыте смирения с бытом и пользе перезагрузки

Новый очаг
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним» Философия Паддингтона: «Откройте свой разум, и ноги последуют за ним»

Как простой медведь из дремучего Перу оказался на обложках Esquire и Time Out

СНОБ
Без обид Без обид

Почему возникает обида и как всё-таки её победить

Новый очаг
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Ах, какие ножки! Ах, какие ножки!

7 способов избежать варикоза

Лиза
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний

Ученые сообщили об успехе испытаний ремибрутиниба при хронической крапивнице

N+1
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как появились ориентированные на подростков журналы, публикующие фантастику

Наука и жизнь
Мы с тобой ровесники Мы с тобой ровесники

Как в американском фильме, все началось с фуд-трака

Seasons of life
Лучший производитель великих дел Лучший производитель великих дел

Бурхард Кристоф Миних был настоящим русским патриотом и храбрым воякой

Дилетант
Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек Госпожа Джулия Тофана: как средневековая «королева ядов» погубила 600 человек

Госпожа Тофана — общее название для отравительниц XVII века

ТехИнсайдер
Лисица поймала рыбу-пилу Лисица поймала рыбу-пилу

Завезенные в Австралию обыкновенные лисицы могут охотиться на рыб-пил

N+1
«Суперджет» стал еще роднее «Суперджет» стал еще роднее

Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

Монокль
Беззубый театр Беззубый театр

Наступило время театра беспроблемного и потому бесчеловечного

Знание – сила
Открыть в приложении