Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка

«Между риском и совриском» — это новый проект «Сноба», в котором мы разбираем, почему искусство становится объектом многомиллионных сделок. В первом выпуске искусствовед Алина Сопова и актриса Диана Милютина рассказывают о картинах художника-самоучки Жана-Мишеля Баскии. Его «Без названия» (1982) стала одним из самых громких событий в истории арт-рынка.
Жан-Мишель Баския — икона уличного искусства, человек, который всего за несколько лет взлетел на вершину арт-мира. Он дружил с Энди Уорхолом, встречался с Мадонной и выставлялся на самых престижных выставках. Как мальчик из Бруклина стал художником, чьи картины стоят сотни миллионов долларов?
Баския начинал как граффити-художник в Нью-Йорке. Он работал под псевдонимом SAMO (от Same Old Shit — «Все то же дерьмо»). Это был совместный проект Баскии и его друга Аль Диаса. В конце 1970-х они писали загадочные афоризмы на стенах Манхэттена, их работы начали обсуждать в богемных кругах. К 1980 году Баския превратился в живописца: он создавал холсты, на которых соединял уличную энергетику, элементы примитивизма и аллюзии на афроамериканскую историю.
Одно из самых мощных высказываний Баскии о власти и расовой идентичности — картина «Ла Хара» (1981). Белая скелетообразная фигура в полицейской фуражке выделяется на агрессивном красном фоне. Работа символична: слово LA HARA многократно прописано в левой части холста. На сленге нью-йоркских пуэрториканцев оно означает «полицейский». Этот термин связан с ирландской фамилией О’Хара, распространенной (как считалось) среди нью-йоркских копов в 1940–1950-х годах. Внизу картины серые решетки — для большего сходства с тюремной камерой.
В том же 1981 году Баския попал на страницы Artforum — это американский журнал, посвященный современному искусству. С этого момента его работы начали воспринимать всерьез и в академической среде. Уже в 1982 году художник участвовал в выставке Documenta 7 в Касселе, одном из главных событий мирового искусства, которое проводится раз в пять лет.