Мы не знаем, что нас прославит, — роль Гамлета, Треплева или... бедного Йорика

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Александр Мохов: «Табаков научил меня, что все рождается в любви»

«Никогда не забуду сцену, как родственница кормит меня завтраком и в этот момент раздается звонок телефона. Тетя сняла трубку: «Да! Кто? Табаков?» И с побелевшим лицом протянула трубку мне. Олег Павлович велел: «Поезжай в институт, тебя там ждут. Придешь, просто прочитаешь что-нибудь. Тебе выставят оценку, это чистая формальность».

Беседовала Марина Порк

Фото: К. Каллиников/РИА Новости

Александр Анатольевич, в каких спектаклях вы сегодня играете, что снимаете?

— Пока не снимаю, но собираюсь. Что касается театра, играю сегодня в очень важных для себя проектах. Недавно вернулся в спектакль «Невольницы» по Островскому в Театре сатиры. Почему «вернулся», объясню. Потому что в свое время режиссер Сергей Газаров перенес премьеру спектакля на месяц, а я в тот момент уже снимал кино. Мог вернуться в постановку позже, но лег на операцию...

— Господи!

— Не страшную, все хорошо. Я поменял правый тазобедренный сустав. Потом пришлось пройти довольно большой реабилитационный период, и мы с Сергеем решили: спектакль идет уже год, глупо в него вводиться. Но так, к сожалению, случилось, что Константин Карасик, исполнитель роли Мирона Ипатыча, лакея Стырова, упал на сцене и получил серьезную травму. Пришлось срочно ввестись в спектакль, теперь оба играем эту роль в разных составах, чему я очень рад. Не потому, конечно, что мой коллега упал, упаси боже, он замечательный артист, играл бы и играл эту роль. Просто мне очень нравился материал, когда мы еще репетировали. Есть такое суеверие в театре: если роль твоя, непременно будешь ее играть. Мой личный опыт это подтверждает: даже такими витиеватыми путями спустя год с лишним я все равно вернулся в «Невольниц» и с удовольствием играю в спектакле.

— Видела вас в «Свадьбе Кречинского» в Театре на Трубной. Чем вас привлекла эта работа, как репетировали Муромского с режиссером Дмитрием Астраханом?

— Напомню, мы с ним перед этим выпустили спектакль «Безумные влюбленные» по Лопе де Вега, где, собственно, и состоялось наше знакомство, единение, творческое и человеческое взаимопонимание. Позже, когда Дмитрий Хананович стал ставить «Свадьбу Кречинского», позвал меня.

Александр Мохов и Дмитрий Астрахан на съемках фильма «Аллигатор», 2024 год. Фото: из архива А. Мохова

Работа шла непросто, потому что драматургический материал сложный. Авторы, как ни странно, иногда сопротивляются режиссерским изыскам, а их в постановке немало. Достаточно сказать, что сцена располагается по центру зрительного зала, и развести на таком пространстве мизансцены, чтобы спектакль смотрелся с любой точки, совсем непросто. Но мне результат очень нравится. Мне близок жизненный принцип самурая: неважна цель, важен путь. Всегда нравился процесс создания постановки. А проходить этот путь с Астраханом интересно, в работе с ним непременно присутствует момент созидания. Он очень творческий человек, кроме того, в театре, которым руководит, царит семейная атмосфера, не раз в этом убеждался. Когда после премьеры выдавались моменты произнести тост, я говорил, что Театр на Трубной очень напоминает по атмосфере ту мою молодую «Табакерку».

Я долго снимал сам, за последние пару лет вообще выпустил на телеэкран шесть четырехсериек. И ужасно соскучился просто по актерской работе и на съемочной площадке, и в театре. Конечно, свой опыт и знания, которые, надеюсь, у меня есть, все равно привношу в свои роли, но, повторюсь, мне нравится процесс. А с Астраханом не раз вспоминал цитату из Редьярда Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я». Мне нравится не панибратская, а родственная атмосфера, которую он создал в театре, хотя Дмитрий Хананович режиссер довольно строгий. Нравится команда, которую он собрал. В «Табакерке», когда Олег Павлович Табаков ругался, он произносил одну фразу, и нам становилось стыдно: «Ребят, ну мне за вас неловко». Он никогда не ругался матом, не кричал, он просто говорил «неловко» — и становилось стыдно. Астрахан тоже как-то так ругается, что напоминает Табакова: он, когда злится, делает это мягко. Мне это импонирует. Неважно, какую работу человек делает в театре, какой это цех — звук, свет, костюм, грим, актер, режиссер, Дмитрий Хананович ко всем относится одинаково уважительно.

Для меня неприемлемо, когда режиссер начинает хамить, неважно, в адрес какого цеха. Мой мастер Олег Павлович Табаков научил меня, что все рождается в любви. И Дмитрий Хананович создает в своем театре атмосферу любви.

Александр Мохов, Павел Трубинер и Александр Дьяченко на съемках фильма «Аллигатор», 2024 год. Фото: из архива А. Мохова

— Как юноша из семьи строителей с Дальнего Востока стал студентом Олега Табакова?

— В школе я учился посредственно, поэтому, окончив восемь классов, в девятый не пошел. Изучая справочник для поступающих в средние специальные учебные заведения, наткнулся на Иркутское театральное училище и решил поступить туда, хотя даже в школьном драмкружке не занимался. На вступительных экзаменах меня попросили:

— Почитайте что-нибудь из Есенина.

— А кто это?!

Дальше — больше.

— Каких современных художников знаете?

Пришли на память Кукрыниксы, где-то я слышал это имя. Меня спрашивают:

— Хороший художник?

— Хороший!

— Один?

— А что, их трое, что ли, должно быть?!

Тем не менее преподаватели что-то во мне разглядели и приняли. Правда, взяли на кукольное отделение. Начался учебный год, и я серьезно налег на учебу. Видно, мои успехи были неплохими, так как после экзаменов потрясающий педагог Борис Самойлович Райкин поставил перед руководством училища вопрос о моем переводе на отделение актеров драмтеатра. Педсовет сказал решительное «нет»: на кукольном отделении и так не хватает ребят. Но я хотел играть на сцене.

Съездил в Новосибирск, показался в театральное училище там. Меня прослушали и сказали: «Берем на курс актеров драмтеатра». Но не судьба мне было окончить одно учебное заведение с Володей Машковым и Леной Шевченко. Когда объявил в Иркутске, что перевожусь в Новосибирск, мне ответили: «Переведешься, но здесь, с кукольников на актеров драмтеатра».

Выпускался с ролью Отелло. Сам смастерил на сцене альков, всю ночь проспал в папильотках, чтобы на голове появилось нечто, отдаленно напоминающее шевелюру венецианского мавра. По собственной задумке, на сцену, где меня уже ждала Дездемона, я проходил через весь зал. Экзаменаторы об этом не знали и заложили ручки дверей из фойе шваброй, чтоб никто не мешал. Я от отчаяния заорал, налег на дверь, и... швабра разлетелась на куски. В зал ввалился разъяренным, буквально бросился на партнершу и стал ее душить. Экзаменаторы хохотали, но я вошел в раж и доиграл до конца.

Обычно на выпускные экзамены в училища съезжаются «купцы» — представители театров, ищущие таланты. Так я попал в поле зрения главного режиссера Южно-Сахалинского драмтеатра имени Чехова, который пригласил меня в труппу. И я ответил согласием. Там меня сразу ввели в несколько спектаклей. Как же я выкладывался даже в небольших ролях! Но как только дали главную — пришла повестка в армию. Отслужил, но в Южно-Сахалинск уже не вернулся.

А с Москвой получилось так. Вполне отдавая себе отчет в том, что в столице я никому не нужен, думал устроиться в драмтеатр в районе Золотого кольца. Но, поскольку паспорт оставался в Южно-Сахалинске, на самолете полететь не смог, сел на поезд до Москвы. На несколько дней попросился на постой к дальней родственнице. Заехал в ГИТИС разведать обстановку, и там встретил своих однокурсниц по иркутскому училищу, собиравшихся поступить на заочное отделение.

— Давай и ты с нами, — предложили девчонки.

— А давайте!

Александр Мохов, армия, 1983 год. Фото: из архива А. Мохова

И тут выясняется, что экзамены давно закончились. Но Света Малыгина так просто не сдалась: «Слышала, Табаков кого-то добирает». И именно на этих словах в коридоре ГИТИСа появилась Марина Зудина. Девчонки уже были в курсе, что она любимая ученица Табакова. Я подойти к ней постеснялся, а Светка подошла. Марина подтвердила: да, добирают, но нужны только мальчики. Светка не растерялась:

— Так пусть он покажется, вдруг это то, что вам нужно?

— Хорошо, приходите завтра вечером в подвал.

Так в актерской среде называли Театр-студию под руководством Табакова на улице Чаплыгина. Когда добрался туда, Олег Павлович сказал:

— Сейчас я должен бежать на спектакль, тебя прослушают мои коллеги, если понравишься, они дадут знать, дождешься меня, если нет — не обессудь.

Экзамен принимали Авангард Леонтьев, Сергей Газаров, Андрюша Смоляков и замечательный педагог Владимир Александрович Храмов. Я с упоением читал им и Есенина, и обожаемое мною «Облако в штанах» Маяковского, и Пастернака, и Киплинга. Испуга не было, один кураж. Коллеги Табакова сказали: «Нам ты нравишься, но свое веское слово должен сказать сам Олег Павлович».

Табаков появился поздно вечером: «Ну, давай, сынок!» Я начал с Есенина. Но он остановил и попросил прочитать одно и то же стихотворение пять раз по-разному. Я произношу: «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, Синь очей утративший во мгле», а Олег Павлович говорит: «Отлично! Сейчас ты вроде как со мной поговорил, а теперь поругайся». Я ему как выдал! Он: «Хорошо! А теперь подколи меня... А теперь — как будто ты на площади, где тысяча человек. Ну что, ты мне нравишься, сынок!»

Но был один неясный момент: студенты Табакова — Дуся Германова, Леша Серебряков, Марина Зудина — уже перешли на третий курс, где как раз и не хватало парня.

— Что мне с тобой делать? — недоумевает Олег Павлович.

— Не знаю! Все только от вас зависит!

— Ну ты и наглый!

А я покорно стою перед ним, смешной такой, в голубом кримпленовом костюме и туфлях на каблуке — в том, что было модно еще до армии, и с огромным чубом. Табаков говорит:

— Давай поступим так. Я в ГИТИСе обо всем договорюсь и тебе перезвоню.

Никогда не забуду сцену, как родственница кормит меня завтраком, и в этот момент раздается звонок телефона. Тетя сняла трубку: «Да! Кто? Табаков?» И с побелевшим лицом протянула трубку мне. Олег Павлович велел: «Поезжай в институт, тебя там ждут, придешь, просто прочитаешь что-нибудь. Тебе выставят оценку, это чистая формальность».

В тот год курс набирал Владимир Андреев. Я прочитал свою программу, но Андреев меня особо не слушал, он искал исключительно красивых ребят гренадерского роста. Видимо, мои внешние данные не отвечали его представлениям о прекрасном, я вышел, взглянул на экзаменационный лист, а там стоит жирная двойка. А поскольку мы договорились, что Олег Павлович позвонит в учебную часть и попросит позвать меня, устроился неподалеку на подоконнике ждать. Зовут.

— Ну как?

— Прочитал, но мне два поставили!

— Что?! Сиди там!

Александр Мохов и Сергей Безруков на съемках сериала «Участок», 2003 год. Фото: из архива А. Мохова

Через полчаса бежит женщина из учебной части: «Александр, произошла ошибка, у вас пять!» В итоге зачислили на второй курс, а реально я учился на третьем. И должен был досдать множество предметов. А Табаков предупредил: «Беру тебя на полгода. Если увижу, что ты не развиваешься, попрощаемся». И я налег на учебу.

Зимой сдавали судьбоносный экзамен по мастерству, Табаков поставил «Жаворонка», Дуся Германова играла Жанну д’Арк, я — Лаира, возлюбленного, предавшего ее. На прогоне мне казалось, роль получается. На самом деле Табаков настолько здорово показывает, что поневоле начинаешь его копировать. А ему это страшно не нравилось. Олег Павлович раздражается: «Не то, Сань! Не то!» И я понимаю: это крах! А завтра экзамен. Плевать, сыграю так, как чувствую! И играю. Табаков доволен: «Молодец! Все, Сань, идем дальше вместе».

Мне повезло, я застал Табакова на пике его величия в педагогике. Достаточно вспомнить список его звездных учеников — от Евгения Миронова до Володи Машкова, от Сергея Безрукова до Алексея Серебрякова. Мы называли его папой, при встрече обнимали и целовали. И это было не панибратством, а проявлением любви и уважения. Олег Павлович нас опекал, помогал всем, чем мог. Есть поговорка: не делай добра, не получишь зла. Табаков всегда делал добро, а тех, кто поступал по отношению к нему неправильно, по-отцовски журил — и все! Никогда никому не мстил.

В нашем подвале на Чаплыгина мы все мастерили своими руками, сами ломали, строили, штукатурили стены. Леша Серебряков оказался таким же рукастым, как и я (у меня — отцовская школа): поручни лестницы, ведущей в подвал, были нашим творением. Уработавшись, я, Дуся Германова, Сережа Беляев, Сережа Шкаликов, Леша Серебряков ночью ехали купаться голышом на Измайловские пруды. Беляев жил неподалеку, так что ночевали у него. Постоянно что-то придумывали. Это был огромный кусок студенческого счастья!

С Табаковым мы впервые выехали за рубеж, играли студенческие спектакли в Будапеште. Поскольку раньше за границей никто не был, стали уговаривать: «Олег Павлович, давайте посмотрим кино, которое у нас не показывают». Табаков попросил людей, принимавших театр, показать нам на видео «Калигулу»: «Пусть испытают шок, пусть поймут, что это не порнушка, а картина о катастрофе великой империи». И мы, затаив дыхание, три часа просидели перед экраном.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками? Должны ли бабушки и дедушки сидеть с внуками?

Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков сегодня

Psychologies
Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году» Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году»

Я страшно страдала, что никудышная мать, всем порчу жизнь, часто плакала

Караван историй
Давай ты скажешь Давай ты скажешь

Из чего рождается стендап и что даёт тем, кто им занимается?

Новый очаг
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе? Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе?

Какие лидерские качества стоит развивать, чтобы завоевать доверие в группе

Psychologies
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Лиги настоящих джентльменов Лиги настоящих джентльменов

Зачем Азамату Мусагалиеву, Айдару Гараеву и Виктору Щеткову медиаспорт?

Men Today
Возможности перевода Возможности перевода

Российские банки налаживают возможности по переводу денежных средств за границу

Ведомости
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Книги Книги

Лучшие современные иностранные романы: выбор Яны Вагнер

Правила жизни
Красота и время Красота и время

Женская красота — та самая условность, которая влияет на всю нашу жизнь

Новый очаг
Синдром саванта: что это, симптомы и причины возникновения Синдром саванта: что это, симптомы и причины возникновения

Сочетание отставания в развитии и гениальности — редкое, но популярное явление

Psychologies
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Мечта Тони Старка Мечта Тони Старка

Wey 07 — кроссовер для гения, миллиардера, плейбоя и филантропа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дом радио в поисках новой волны Дом радио в поисках новой волны

В Санкт-Петербурге полным ходом идет реставрация Дома Радио

СНОБ
«Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…» «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу…»

Возрождение шмелиных семей происходит весной

Наука и жизнь
В погоне за трендами В погоне за трендами

Нужно ли их брать на вооружение информацию о модных трендах?

Добрые советы
Клетки сами лечат пациента Клетки сами лечат пациента

В России начинается волна развития биомедицинских клеточных технологий

Монокль
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться Сергей Анохин: Телеком стал невидимым сервисом, без которого мы не можем пообщаться

Гендиректор ПАО «Вымпелком» Сергей Анохин — о будущем компании и её развитии

Ведомости
Сквозь мутное стекло Сквозь мутное стекло

Вышла драма из ирландской жизни с Киллианом Мёрфи

Weekend
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Место силы Место силы

Финский залив, сосны… Деревянный дом со сплошным остеклением стены

Идеи Вашего Дома
Выхожу из стресса Выхожу из стресса

Как повысить стрессоустойчивость: 8 работающих лайфхаков

Лиза
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Игра со временем Игра со временем

Концептуальный интерьер с духом времени в квартире с ремонтом от застройщика

Новый очаг
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
Открыть в приложении