Практика без насилия
Прогибы в йоге критического выравнивания
Ребёнок начинает исследовать мир через тело. Он ещё не может думать или говорить, но он видит, слышит и чувствует мир глазами, ушами и кожей. Сенсорная информация активизурует чувства. Такое исследование мира помогает понять: «Могу ли я доверять окружающим обстоятельствам?» Мы, люди, — групповой вид, мы не можем выжить без помощи других людей. Нам необходимо чувство доверия, чтобы выстраивать взаимодействие друг с другом на основе ощущения безопасности.
Природа даёт ответ на вопрос, что значит соединение с миром в ощущении безопасности. В самом начале нашей жизни оно связано с восполнением наших потребностей. Такие потребности, как любовь, уважение и принятие, — это чувства, и они одинаковы для всех. Все мы переживаем их очень схожим образом, даже если наш культурный контекст отличается. Счастье, например, может достигаться по-разному. Представители западной цивилизации, живущие в культуре, где центром является «Я», наиболее вероятно будут думать: «Я могу сделать тебя счастливым». В то время как люди, живущие в культуре, основанной на концепции «Мы», чаще следуют идее «если ты счастлив, то я тоже чувствую счастье». Это не важно, сам опыт переживания счастья будет одинаковым для всех.
Шаг 1. Потребности — это чувства, а чувства мы переживаем в теле.
Чувствам нужно пространство для развития. Физическое пространство тела помогает нам выражать и переживать чувства через дыхание. Всем нам знакомо чувство единения с окружающим миром, когда гуляя в горах или на берегу океана, мы делаем глубокий вдох полной грудью.
Рефлекторные реакции на стресс — борьба, убегание или замирание — можно осознать, отследив свои дыхательные привычки
Но, предположим, грудная клетка зажата и напряжена. Тогда, скорее всего, дыханию придётся пойти по другому маршруту. Оно будет направляться к задней поверхности грудной клетки, что заставит плечи подняться вверх, а мышцы шеи — зажаться. Тело является носителем наших чувств, но, к сожалению, оно также может терять свою чувствительность и способность передавать их из-за накопленного за годы жизни напряжения.
Если наши потребности восполняются, тело развивается свободно и без напряжения. К сожалению, это редкость. Например, родители неосознанно могут передавать своим детям собственный прошлый негативный опыт, также дети всегда хотят большего, чем обычно могут получить. Так наши потребности подавляются. В этом случае запускаются нездоровые стратегии выживания, такие как борьба, убегание и замирание, которые меняют наши отношения с собственным телом.
Структура нашего тела, осанка и наша эмоциональная жизнь развиваются одновременно
Шаг 2. Наш внутренний мир раскрывается, когда тело не сковано стрессом
Развитие потребностей возможно в определённой структуре нашего тела, которую можно назвать «нейтралью», например, когда мы стоим, сидим или ходим, то есть остаёмся активными, но не прилагаем дополнительных усилий. Тогда скелет несёт вес тела, а система силы, которая при этом активизируется, является рефлекторной или силой постуральных мышц. Эти мышцы никогда не дают ощущения усталости и не ограничивают дыхание.
Именно в теле, которое ощущает такую лёгкость, мы можем почувствовать восполнение своих потребностей, при этом дыхание от низа живота доходит до груди и позволяет ощутить всё тело как единое целое. Дыхание животом является ключом к такому переживанию себя, и оно открывает дверь в наш внутренний мир.