Яхта или пауэрбанк?
Потенциал интеграции электрических и гибридных яхт в наземную энергетическую инфраструктуру довольно высок и выходит за рамки использования их батарей как временного хранилища
Деловая программа каждой более или менее крупной яхтенной выставки так или иначе затрагивает тему развития марин в призме декарбонизации прогулочного флота. Пока этот процесс идет довольно медленно. Основные причины — нехватка ресурсов и отсутствие согласованного представления о том, в каком направлении модернизировать яхтенные порты. Возникает замкнутый круг: люди откладывают покупку электрических лодок из-за отсутствия инфраструктуры, марины не вкладываются в нее из-за малого спроса. Видимо, этот воз не сдвинется с места до тех пор, пока уже невозможно будет игнорировать успехи в создании сложной экосистемы для наземного электротранспорта. А там прогресс налицо.
Одна из важнейших задач в электроэнергетике — поддерживать баланс выработки и потребления электричества за счет повышения гибкости системы и снижения времени ее реакции на резкие изменения. Еще недавно последние в основном определял спрос, под который можно подстроиться, однако с появлением возобновляемых источников энергии возник вопрос, куда девать ее излишки, ведь, в отличие от мощности ТЭЦ или АЭС, мощность солнца и ветра не убавишь. Согласно прогнозу DNV, в Великобритании к середине века годичная вариация остаточного спроса (разница между общим спросом и электроэнергией, полученной от ветра и солнца) удвоится. Это повлияет на оптовые цены, которые будут опускаться ниже нуля в периоды переизбытка энергии или, напротив, подскакивать в моменты ее дефицита. Поэтому в энергетике грядет рыночная битва за гибкость систем, в которой сойдутся поставщики энергохранилищ и разработчики альтернативных решений. Лишнее электричество можно пускать, например, на производство водорода, чтобы впоследствии задействовать его в трудноэлектрифицируемых отраслях или в качестве топлива. Но еще более перспективно выглядит использование аккумуляторной емкости электрического транспорта как огромного распределенного (децентрализованного) буфера.
В США, Великобритании и передовых странах Евросоюза уже некоторое время прорабатывают концепции энергетических связок «транспортное средство — сеть» (Vehicle-to-Grid, V2G), «транспортное средство — здание» (Vehicle-to-Home, V2H) и «транспортное средство — все» (Vehicle-to-Everything, V2X), проводя пилотные исследования по внедрению этих технологий в жизнь. Их потенциал простирается гораздо дальше, чем простое использование аккумуляторов неэксплуатируемых электромобилей для временного хранения излишков электричества. Если все пойдет так, как планируют исследователи, то в обозримом будущем мир ждет революция в обращении с энергией на транспорте. Автомобили смогут возвращать ее в сеть, когда резко повышается спрос, и забирать обратно, когда он низкий. Стоящие у причалов яхты в этом плане ничем принципиально не отличаются и могут включаться в эту систему, становясь, к примеру, резервным источником питания для комплекса апартаментов в марине, где живут их владельцы. Если на борту установлены солнечные