«Нежные бабы»: от лирики к эпосу акционизма

WeekendКультура

Шпильки как котурны

«Нежные бабы»: от лирики к эпосу акционизма

Текст: Анна Толстова

«Personal Christmas», 2020. Фото: Арт-группа «Нежные бабы»

Калининградская группа «Нежные бабы» (основана в 2008 году) занимается поэтическим видеоперформансом, в котором, на первый взгляд, говорит о сугубо женских материях: свадебных ритуалах, материнстве, одиноком ожидании любви. Но при этом, доверившись мифу о связи женщины с родной землей, приходит к большим историческим повествованиям о памяти и травмах места.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Девушка с длинными распущенными волосами в длинном красивом платье и туфельках стремительно, сбиваясь с торопливого шага на бег, идет по вагонам поезда. Из одного в другой, весь состав из конца в конец, коридоры вагонов «повышенной комфортности», обычных купейных, плацкартных, где маются матери с детьми, дрыхнут солдаты и бесятся — hello! привет! чего ходите? а вы русские? — школьники. Тугие двери, тамбуры, межвагонные переходы, где кто-то курит тайком. Идет, бежит, идет, огибая людей в проходах, у туалетов и титанов с кипятком, уворачиваясь от свернутых в гигантские рулоны матрасов, иногда оглядываясь на следующую по пятам камеру. Дойдя до конца, до последней, намертво запертой двери, поворачивает обратно, и все повторяется: коридоры, двери, тамбуры, переходы, школьники, солдаты. В памяти всплывает слово «бустрофедон» — видео «Транссибирский ковчег» (2018) и правда похоже на текст, дошедший до конца строки и повернувший вспять. Причем, судя по ритму — коридор как стопа, переход как цезура,— текст поэтический: бессмысленная поэзия бессмысленного действия обретает смысл в ритмических сбоях. В основе всего — рифма между поездом, летящим из одного конца империи в другой, и пассажиркой, пробежавшей по составу с головы до хвоста. Впрочем, у этой поэзии имелся институционально- и даже социально-критический подтекст. Видеоперформанс был сделан в ходе железнодорожного вояжа, которым начался проект «Немосква», когда ГЦСИ, поглощенный РОСИЗО, пытался доказывать, что способен на нечто грандиозно-креативное в масштабе всей страны: интернациональную команду кураторов и художников провезли по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока с ознакомительно-гастрольным туром, в результате чего перед неизвестными героями локальных сцен должны были открыться космические карьерные перспективы. «Транссибирский ковчег» можно прочесть как иронический автопортрет художника в дежурной роли арт-мигранта, кочующего из резиденции на фестиваль в полной боевой готовности — с вечерним туалетом на случай вернисажа или ужина с меценатами: звезда проносится по вагонам разных классов, воочию сталкиваясь с социальным расслоением, и возвращается в зону комфорта, где так безлюдно и стены приятного цвета слоновой кости. Во время перформансов «Нежные бабы», как правило, сохраняют нейтрально-серьезное выражение лица — поклонницы «Монти Пайтона», смех они оставляют за кадром.

«Искусство плетения кос», 2018. Фото: Арт-группа «Нежные бабы»
«Молоко для Веры», 2015. Фото: Арт-группа «Нежные бабы»
«Грязь», 2010. Фото: Арт-группа «Нежные бабы»

Бабами, хоть и нежными, две студентки филфака, любительницы слова и игры слов, назвались, когда им было по двадцать лет и ничего бабского в их облике не было — были только хрупкость, очарование, светлые локоны, тонкая кожа. Кожа в процессе жизни и травматичного акционистского творчества — когда обнаженную руку-канделябр заливает раскаленный воск («Подсвечник», 2014) или когда по лицу бесконечно долго хлещут веником из крапивы («Крапива», 2017) — должна была бы задубеть, но, как ни странно, сохраняла девичью тонкость, а в искусстве, начинавшемся с несколько плакатного феминизма, тонкости лишь прибавлялось. Они встретились на первом курсе факультета филологии и журналистики Калининградского университета: для Александры Артамоновой, писавшей прозу, это был сознательный выбор, для Евгении Лаптевой, писавшей стихи, компромисс — закончив художественную школу, она собиралась поступать на факультет ИЗО, но его закрыли из-за недобора. Позднее обе учились в Школе культурной журналистики петербургского Института PRO ARTE, правда, уже не вместе, а порознь. Культурная журналистика — не столько школа PRO ARTE, одна из самых прогрессивных в своей области, сколько практика, встречи с художниками и кураторами, спектакли, чтения, выставки, фестивали, которые устраивал Калининградский филиал ГЦСИ или же петербуржцы круга Ивана Чечота, знатока искусства Восточной Пруссии,— и стала их академией художеств. Благо Калининград, самый западный регион России, ощущал себя частью большого мира без границ, объединенного общим Балтийским морем, по крайней мере — до 2014 года. Они начинали с экспериментальной поэзии на грани перформанса и инсталляции — Калининград на рубеже веков сделался одним из центров теории и практики поэтического авангарда, во многом благодаря куратору ГЦСИ Дмитрию Булатову, который, до того как стать ведущим российским экспертом по art & science, занимался визуальной и саунд-поэзией. Пытались привнести перформативность в журналистику — и в университетскую газету, и в городские издания, анонсировавшие с их легкой руки абсурдистские флешмобы. Но официальным годом рождения группы с филологически остроумным названием «Нежные бабы» считается 2008-й, когда были сделаны два «свадебных» перформанса — «Кольцевание» и «Я хочу замуж».

«Я хочу замуж», 2008. Фото: Арт-группа «Нежные бабы»

В обоих высмеивались современные свадебные ритуалы и все, что за ними стоит, от гендерных стереотипов до патриархально-модерной гибридности. Летом, в самый разгар брачного сезона, когда к открыточным калининградским достопримечательностям вроде могилы Канта или Дома Советов выстраиваются очереди на свадебную фотосессию, десант в составе двух «Нежных баб» и двух добровольных соучастниц, наряженный в белые платья с фатой, отправился на улицы города — приставать к случайным прохожим с матримониальными предложениями. Они не скоро расстанутся со свадебным платьем как перформативным костюмом: пройдут в этом обрядовом наряде сквозь «Огонь» (2012) и «Лед» (2012), встретят Балтийское море, похоронившее множество моряков и рыбаков, «Хлебом да солью» (2009), вываляются в «Грязи» (2010), «прощаясь с землей», как было принято в старину на Куршской косе. И выкинут его лишь пять лет спустя, в Гданьске: возле местного моста влюбленных, решетки которого завешаны замками счастливых парочек, поклявшихся в вечной любви, установят большую железную клетку — вначале «бабы» в белых кружевных платьях станут бросать в нее куски гранита, камень за камнем, две тонны, а после снимут кружева и бросят их сверху, приглашая всех разведенных женщин города последовать этому примеру и выбросить свое не принесшее удачи свадебное одеяние (перформанс и интерактивная инсталляция «Память о счастье», 2013).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я везде ищу сценарии» «Я везде ищу сценарии»

Александр Петров о том, как ему работалось над образом почтаря

Weekend
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Ольга Таратынова Ольга Таратынова

Как Ольга Таратынова возвращает памятники архитектуры из послевоенных руин

Собака.ru
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Слово издателя Слово издателя

Культурный и социальный капитал определяет направление капитала финансового

СНОБ
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов

Уделять время искусству может быть так же важно, как готовиться к экзаменам

ТехИнсайдер
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
«Владивосток может стать новым Гонконгом» «Владивосток может стать новым Гонконгом»

Экономический ландшафт Дальнего Востока меняется, он привлекает инвестиции

Деньги
Озерный край Озерный край

Пресс-тур по Псковской области: полторы тысячи километров

Отдых в России
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер

Правда о трагедии женщины, чей образ исказили газетные мифы

ТехИнсайдер
Москва слезам не верит Москва слезам не верит

Актриса Марина Александрова — о сериалах, театре и work-life балансе

Moodboard
ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП ИП или ООО — вот в чем вопрос: какую форму ведения деятельности выбрать МСП

ИП и ООО: чем отличаются и какая форма ведения бизнеса подойдет именно вам?

Inc.
Открыть в приложении