Куда приводят мечты
«Формула грез»: книга о том, как инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) изменил наши представления о самих себе
Катя Колпинец, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ, написала книгу о том, как соцсети вообще и инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в частности создали новый мейнстрим: для миллионов людей представления о собственной внешности, работе, жилье, еде и путешествиях неотделимы теперь от того, как все это выглядит в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Это социально-цифровое пространство накладывает отпечаток и на эмоции: требует демонстрировать одни, заставляет скрывать другие. Какой тип человека оно создает — и что будет с этим типом в новые времена?
Колпинец — исследовательница цифровой повседневности, той среды, что стала за последние годы естественной и незаметной, как воздух: собственно, ее книга пытается сделать незаметное заметным, показать, какой у этого воздуха химический состав (вынужденные метаморфозы этой среды в России — где социальная сеть Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) была заблокирована Роскомнадзором, а владеющая ею компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена — случились уже после окончания работы над книгой и отражены в ней в форме таймлайна-постскриптума). То, что инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) изменил культуру селебрити, то, как он подрывает у пользователей самооценку и размывает самоидентификацию, то, какой вокруг него вырос конгломерат бизнесов — от записи на «ноготочки» до подпольной пластической хирургии, от инфоцыганства до туристической инфраструктуры в популярных инстаграм-локациях,— в общем, не новость: но даже (и тем более) если имена Эмили Ратаковски или Елены Блиновской для вас пустой звук, книга послужит хорошим введением в предмет. Что здесь более интересно — это аналитика чувств, те места, где автор препарирует неосязаемые материи, показывая, как инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и его конкуренты меняют карту эмоций, которые мы переживаем, и те формы, в которых мы эти эмоции проявляем.
Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) начинался как приложение для моментальных фото: увидел-снял-выложил, по похожему принципу строится недавно появившаяся соцсеть BeReal. Лайки, сториз, многочисленные фильтры и прочие приспособления для редактирования картинок — все это наросло позже и превратило инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в коллективную машину желаний, инструмент для визуализации среднеарифметической мечты.
В 2000-е было принято ругать глянец — дескать, он навязывает усредненные стандарты потребления; с появлением инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) исчезла инстанция, устанавливающая эти стандарты,— теперь их вырабатывает и усредняет коллективный разум, «мудрость толпы». Существует «инстаграмное лицо» (и понятный набор косметических процедур, позволяющих к нему приблизиться), подходящий для инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) интерьер (белые стены, винтажная мебель, комнатные растения), повторяющийся мотив туристических фотографий — promontory witness, «одинокий путешественник в живописном пейзаже» (можно также определить набор параметров, делающих пейзаж достаточно живописным). Значимое отличие от глянца — в том, что все это должно выглядеть естественным, несимулированным: вместо продуманной композиции с заранее выстроенным светом — спонтанный порыв, как бы случайно пойманное мгновение.