Художник в эпоху технического самоуничтожения
Анна Толстова о Юрии Пименове
В Третьяковской галерее на Крымском Валу открыта выставка Юрия Пименова (1903–1977): в экспозиции — около 170 картин и рисунков из 22 музеев и частных коллекций России, Беларуси и Латвии. Как ни странно, это первая персональная выставка видного советского художника, чьи картины давно стали визитными карточками Третьяковки, в этой галерее.
Позднесоветскому зрителю — не только и не столько посетителю самой Третьяковки, сколько обладателю альбомов и наборов открыток с репродукциями самых известных картин галереи — были хорошо знакомы по крайней мере три работы Юрия Пименова. Во-первых, большой, монументальный, готовый развернуться во фреску холст «Даешь тяжелую индустрию!» (1927) с группой стройных мускулистых сталеваров, застывших в балетном аттитюде перед вырывающимся из недр мартена пламенем на фоне красивого конструктивистского коллажа из станков, печей, поршней, вагонеток и вантовых конструкций завода «Серп и молот». Картину по результатам творческой командировки на завод Пименов писал для выставки к первому юбилею Октябрьской революции, на которой он вместе с Александром Дейнекой, другом и коллегой по ОСТу, Обществу станковистов, завоевали славу ведущих специалистов по производственной теме в советской живописи. Во-вторых, «Новая Москва» (1937), холст размером поменьше, похожий на кадр из цветного кинофильма: живописец-оператор устроился на заднем сиденье кабриолета, чтобы снять со спины нарядную даму за рулем, едущую по широкой московской улице, Охотному Ряду, где на старорежимные малоэтажные особняки наступает громадье сталинских высоток. Картина, написанная к всесоюзной выставке «Индустрия социализма», на уровне сюжета показывает успехи социалистического строительства — и в буквальном смысле, воспевая столичное строительство и архитектуру, и в фигуральном, воспевая социальное переустройство и женскую эмансипацию, ведь образ автомобилистки отсылает к такому крупному пропагандистскому мероприятию, как первый женский автопробег «Москва — Малые Каракумы — Москва» 1936 года, посвященный популяризации новой Конституции СССР. Но на стилистическом уровне мы, напротив, видим не успехи, а полное ренегатство по сравнению с «Тяжелой индустрией»: критик 1920-х годов, наверное, отметил бы, что пролетарская нововещественная графичность и плакатность (а композиция «Даешь тяжелую индустрию!» позднее действительно была переработана в плакат «Все на смотр!») уступила место буржуазной салонно-импрессионистической живописности,— если бы, конечно, критику 1920-х годов дали право голоса в 1937-м. И это стилистическое ренегатство находится в изумительной гармонии с тихой социальной контрреволюцией, сменой элит и общим обуржуазиванием сталинской бюрократии. И наконец, третьим третьяковским хитом Пименова была «Свадьба на завтрашней улице» (1962), картина скромного малоголландского формата, вполне подходящего для комнаты в хрущевке: молодожены, легко и уверенно идущие по дощатому настилу над строительной грязью навстречу своему семейному счастью в отдельной квартире со всеми удобствами, шлют комсомольский привет и всему будущему оттепельному — шагающих по Москве июльских дождей — кинематографу, и хрущевским реформам в области жилищного строительства. Сюжет, достойный кисти мастеров сурового стиля, трактован во все той же слащаво-импрессионистической манере образца 1937 года, но Пименов не то чтобы убрал руку с пульса времени, а просто был уже староват, чтобы, задрав штаны, бежать за комсомолом.