Демонтаж аттракционов
Ксения Рождественская о «Женщинах, создающих кино» — документальной энциклопедии кино как чуда
В рамках фестиваля «Новая женственность», который проходит в кинотеатре «Художественный», состоится единственный показ монтажного фильма Марка Казинса «Женщины, создающие кино» (из 14-часового проекта будет показана только первая трехчасовая часть). Казинс не противопоставляет женщин-режиссеров мужчинам — он просто рассказывает историю кино через фильмы, снятые женщинами
«Большинство фильмов сняты мужчинами»,— холодно произносит за кадром Тильда Суинтон, и с этого начинается грандиозное видеоисследование Марка Казинса «Женщины, создающие кино». Вряд ли зрителю знакома хотя бы треть фильмов, вошедших в эту 14-часовую энциклопедию кино. 40 глав, подробный разбор всех составляющих большого кино: сюжет, атмосфера, герои, убедительность истории, диалоги — и все это исключительно на основе фильмов, снятых женщинами.
Тильда Суинтон не только озвучила первый блок «Женщин», состоящий из восьми глав, но и стала исполнительным продюсером фильма. Она мельком появляется на экране за рулем автомобиля: Марк Казинс превращает свое исследование в «еще одно роуд-муви сквозь кинематограф», заставляя рассказчика и зрителя ехать по бесконечной дороге, нестись сквозь страны и фильмы. Эта история основана на безостановочном движении и постоянных открытиях — то есть на том, за что мы и любим роуд-муви. Когда Тильда Суинтон просто пересказывает то, что происходит на экране,— еще даже не делая выводов,— история кино превращается в рок-балладу, поэму, приглашение к путешествию.
Марк Казинс — синефил, или скорее киноманьяк, кинокритик, режиссер, культуртрегер, почетный профессор Университета Глазго, но в первую очередь — визуал, визуальный философ. С Тильдой Суинтон они устраивали кинофестивали в Великобритании, где принципиально не было никаких призов, никаких торжественных церемоний, только «дистиллированная синефилия», как говорил сам Казинс. Самая