«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

Записала Ирина Зайчик

Фото: «Советский экран»/Fotodom

Актриса Мария Стерникова полюбилась зрителю после выхода на экраны фильма «Нежность» — негласного манифеста советского кино времен оттепели, где фокус внимания наконец-то сместился с трудовых подвигов на тонкую акварель чувств и отношений. Было в ее фильмографии и еще немало замечательных работ. В интервью нашему журналу Мария Александровна в свое время рассказывала о том, как сложилась ее жизнь, и конечно же, о своем втором муже — прекрасном актере Валерии Носике.

Мне кажется, театр в моей жизни присутствовал всегда. Наверное, потому что мама была лучшим гримером МХАТа. Самые знаменитые актрисы театра, Алла Тарасова и Ангелина Степанова, доверяли свое лицо только ее волшебным рукам. Без маминого «колдовства» они отказывались выходить на сцену: благодаря хитрым подтяжкам немолодые актрисы превращались в юных дев.

И вполне естественно, что, когда меня в раннем детстве спрашивали: «А кем хочет стать Маша?», я важно отвечала: «Макрисой», соединяя в одном слове Машу и актрису. Я хорошо показывала кошечку, как она по утрам умывается. И после школы решила поступать в театральный вуз.

Миша Кононов, мой сосед, уже был «профессионалом», поскольку учился в «Щепке». Он и посоветовал мне пробоваться во все училища подряд: «Щуку», «Щепку» и МХАТ. Я стеснялась ходить одна, вот он и вызвался меня сопровождать.

Помню, как после второго тура во МХАТе ко мне подошел Василий Осипович Топорков и сказал:

— Девочка, ты такая умница! Но ты хоть вначале школу окончи и тогда приходи.

Я побагровела и стала махать от возмущения руками:

—Что вы! Мне оч-е-ень много лет. Поверьте!

Мария Стерникова, 60-е годы. Фото: из архива М. Стерниковой, Н. Герасимов/РИА Новости

Но мне пришлось долго доказывать, что я не маленькая. В компании однокурсников с подачи Севы Абдулова меня прозвали Евсейкой (на вступительных экзаменах я читала сказку про Евсейку), а потом и вовсе обидно — Малыш, Чижик. А однокурсники — все, как на подбор, будущие знаменитости: Володя Меньшов, Вера Алентова, Андрюша Мягков, Валя Малявина, Ира Мирошниченко.

Лучше всех на курсе одевалась, конечно, Ира Мирошниченко. А Валя Малявина была настолько хороша, что девчонки ей говорили: «Валька, ну нельзя быть такой красавицей!» Хрупкая, маленькая, с самой тоненькой талией на курсе, голос нежный, с пикантной хрипотцой, а на лице — огромные черные глаза-рыбки. Помню, я все восхищалась: «Валь, они у тебя, как хвостик рыбки, к виску удлиняются...» Ну а что уж говорить о Вере Алентовой — она еще на первом курсе сразила сердце Володи Меньшова.

С Верой мы подружились сразу, как только увидели друг друга на вступительных турах. Никогда не забуду, как стоим с ней на сцене, а нам торжественно объявляют, что мы приняты в Школу-студию. Тут же на радостях мы бросились обниматься и целоваться. С тех пор стали не разлей вода! Мы были как одно целое. Верочка жила в общежитии и часто приходила к нам домой. Маме она очень понравилась: «Какая серьезная девушка!» И поэтому, когда из Вериной комнаты уезжали девочки, мама отпускала меня к ней ночевать. Это было счастье! Можно было говорить всю ночь...

Удивительно мы с ней совпали: и в том, что у нас были отчимы, и в том, что росли послушными мамиными дочками. Не пропускали занятия, с восторгом учились, тем более что педагоги в Школе-студии МХАТ были блестящими, репетиции с утра до вечера.

И при этом мы с ней были абсолютно романтическими барышнями — всерьез играли в героинь романа «Хождение по мукам» Катю и Дашу. Две взрослые девочки так самозабвенно окунулись в этот придуманный писателем мир, что поверили — мы действительно сестры, только... из другого времени. Так друг к другу и обращались: «Катюша, Данюша», даже записочки подписывали: я — Дашей, она — Катей.

Конечно, мы с Верой, как близкие подруги, рассказывали друг другу все секреты. Кто-то нам нравился, кому-то нравились мы. Но серьезных романов у нас еще не было, скорее платонические влюбленности. И как только у меня появилась настоящая любовь, я отдалилась от подруги — ведь все мое время теперь было отдано Ему...

С будущим мужем Лешей Стычкиным я познакомилась еще на первом курсе. Однажды с подружкой забегаем в Театральную библиотеку, а там сидит симпатичный молодой человек. «Это Маша с моего курса», — знакомит нас Наташа. Леша сразу же предложил нам куда-нибудь пойти вечером. В какой-то веселой компании мы слушали хорошую музыку. Потом Леша вызвался меня проводить. По дороге поинтересовался:

— А где ты живешь?

— В Последнем переулке.

Читаю удивление на его лице.

— Переулок так называется.

— Так, значит, ты Маша из Последнего переулка!

Ну не виновата же я, что переулок между Трубной и Сретенкой, где стоял мой дом, действительно назывался Последним.

С тех пор мы с Лешей почти не расставались, да это было и невозможно географически. Леша жил с родителями в Камергерском переулке, можно сказать, во дворе нашей студии. Бывало, стою в учебной части, вдруг вижу в окно, как Леша с отцом во дворе садятся в «Волгу».

Леша Стычкин, можно сказать, был моей первой и, пожалуй, самой сильной любовью. Помню, как мне бывало грустно, когда он уезжал на три дня. Я не знала, куда деваться от страшной тоски.

Леша стал меня таскать в свои компании. «Мажоры» из иняза, конечно, сильно отличались от студентов театрального вуза. Все из хороших семей, у них были модные шмотки, да и курили они не «БТ», а «Мальборо». Леша старше меня всего на два года, но тем не менее был взрослее во всех отношениях — очень талантливый, подающий большие надежды переводчик. Он всегда и везде был главным! Если что-то нужно достать — это Леша, если в компанию придет Леша — значит, будет очень весело. Друзья так и звали его — Пуп, Пуп земли. Удивительного магнетизма человек!

Встречались мы два года. Как только Леша узнал, что у него появился серьезный соперник, который сделал мне предложение, он резко активизировал ухаживания и решительно заявил: идем в ЗАГС! Его родители даже не пытались нас отговаривать, потому что Леша не терпел возражений: «Мы женимся — и точка!» Больше всего сопротивлялась моя мама, она недовольно твердила: «Господи, тебе ведь только девятнадцать. Тебе учиться надо!»

Гуляли свадьбу в ресторане ВТО. В большом зале собрались наши друзья. Было очень весело. В перерывах между танцами мы бегали на улицу покурить. Мое свадебное платье сзади было прожжено чьей-то сигаретой. Помню, как у входа столкнулась с Олегом Ефремовым. Он спросил: «А что вы здесь делаете? Это у тебя свадьба? Надо зайти поздравить», — и плавно переместился в наш банкетный зал.

Вскоре следом за нами поженились Вера Алентова и Володя Меньшов.

О том, что Вера давно нравится Володе, знали все на курсе. А он это и не скрывал: робко дарил ей полевые цветы, а когда совсем не было денег — букет из листьев. Володя, как и Вера, жил в общежитии на Трифоновке. Чтобы хоть как-то подзаработать, он снимался в массовках.

Кстати, нам, студентам, категорически запрещалось сниматься в кино. Как-то в магазине к нам с мамой подошла ассистентка с «Мосфильма» и пригласила меня в фильм «Семь нянек». Режиссер Ролан Быков утвердил мою пробу, но мама категорически была против: я ведь только поступила в Школу-студию. Помню, в наш Последний переулок приезжали парламентеры от Ролана: мол, отпустите девочку в кино, даже если ее из студии выгонят, у нее всегда будет работа. Слава богу, мама не поддалась на уговоры, и я спокойно доучилась до четвертого курса. А Ролан Быков каждый раз при встрече показывал на меня пальцем и громко кричал: «Пре-да-тель-ни-ца!»

Самое смешное, что я не только вышла замуж раньше всех, но и первая из группы снялась в кино. Мне просто повезло. Ассистенты с «Мосфильма» увидели меня в дипломном спектакле — водевиле «Воздушные замки» — и утвердили на роль молоденькой учительницы в фильм «Мимо окон идут поезда». Леша при всем его авторитаризме не мог мне запретить сниматься. Ну как от главной роли (первой в твоей жизни!) откажешься? Да и потом, он же мной гордился. Правда, шутки при этом у него были своеобразные. Например, кто-то звонит:

— А где Машка?

— Машка снимается.

— Ой, а кого она играет?

— Мартышку без грима!

У него вообще был очень веселый нрав. Он относился к жизни легко и меня к этому приучал.

Леша вскоре и сам стал работать в кино — в Комитете по кинематографии переводчиком-синхронистом. В огромном кинозале для партийных бонз и их жен устраивались закрытые просмотры западных картин, и Леша блестяще переводил с экрана. Иногда и меня брал с собой на какой-нибудь западный шедевр.

А тут Леше предложили контракт на два года в Иран. Накануне нашего отъезда за границу мне прислали сценарий про удивительную девочку, живущую целый год с собакой в тайге на геодезической станции. Эта роль мне страшно нравилась, но мы уже собрали документы для отъезда. К Леше в Комитет по кинематографии пришла вся съемочная группа во главе с режиссером. Они стали уговаривать его: «Оставь Машу здесь, она снимется и потом к тебе приедет!» Даже подсчитали на бумажке, что я на «Москвич» заработаю. Но он не согласился...

Как удивительно складывается жизнь! Если бы я не уехала с Лешей в Тегеран, то много снималась бы в кино. На меня, можно сказать, тогда буквально посыпались предложения. Я уже успела сняться в фильме «Нежность». Мама сохранила газеты, в которых кинокритики писали обо мне: «Эта удивительная девочка с удивительными глазами». Но я все равно ни о чем не жалею, значит, судьба такая...

Зато в Тегеране у нас с Лешей родилась Катя. Иностранцев в городе, который называли «маленьким Парижем», было больше, чем иранцев. Единственное «но»: я очень тосковала по кино...

Через два года мы вернулись в Москву. Помню, как только приехала из Тегерана, сразу же с двухлетней Катей пришла проведать подругу. Вера с Меньшовым жили уже не в общежитии, а в квартире с одной соседкой, девочкой с другого курса. У них родилась дочка.

Мы не могли наговориться с Верой. Я ей рассказывала, что стала работать в театральной студии, что у нас ставит спектакль Олег Табаков, приезжал Володин, автор пьесы «С любимыми не расставайтесь». А еще пожаловалась Вере, что Леша вдруг решил поступить на курсы ООН, чтобы поехать работать в Америку. Я только вернулась в Москву, мне очень хотелось работать в театре, а тут снова уезжать, да еще и на пять лет!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру» Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру»

Где этот островок надежды, радости, любви, где свет в конце того самого тоннеля?

Коллекция. Караван историй
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Внутри Эми Шумер Внутри Эми Шумер

Кто она тогда, если не Эми Шумер, которая никогда не сдается?

Караван историй
Платформенные ожидания Платформенные ожидания

Какие правила будут разработаны в рамках закона о платформенной экономике?

Ведомости
Закат империи Закат империи

Разгромив Мамая, Тохтамыш начал войну со своим бывшим союзником — Тамерланом

Дилетант
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Никакое государство не может быть «демократией» Никакое государство не может быть «демократией»

Демократия и власть — разве это не одно и то же?

Монокль
«Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда «Инк» и «Космос-4» нашли главные страхи бизнесменов при развитии личного бренда

Как внутренние страхи и нехватка времени мешают развивать личный бренд

Inc.
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Пиво сделало людей более привлекательными для комаров Пиво сделало людей более привлекательными для комаров

Пиво привлекает комаров, а душ и солнцезащитный крем отталкивают

N+1
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Наши предки не были плотоядными. Вот что они ели на самом деле Наши предки не были плотоядными. Вот что они ели на самом деле

Наши предки, охотники и собиратели, не были плотоядными пещерными людьми

ТехИнсайдер
Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ

Хроническую боль можно избежать, если "перепрограммировать" мозг

ТехИнсайдер
Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила

КНДР: невероятно замкнутая и одновременно чарующая страна

ФедералПресс
И снова в Канны И снова в Канны

Эту модель верфь выпустила в пару к уже строящейся As8 — более крупной яхте

Y Magazine
Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и

Кондиционер хуже работает, а двигатель подозрительно часто перегревается?

ТехИнсайдер
Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку Не спешите на свалку: как подарить вторую жизнь вашему старому ноутбуку

Как превратить вашего динозавра в шустрого помощника для работы и учебы?

ТехИнсайдер
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний» Дмитрий Средин: «Наша цель – обеспечить устойчивое развитие бизнеса компаний»

Как выживают крупные корпорации и какую роль играют в этом финансовые институты

Ведомости
Нейросеть для орнитологов Perch 2.0 помогла распознать морских животных Нейросеть для орнитологов Perch 2.0 помогла распознать морских животных

Google Deepmind выпустила обновленную версию нейросети для биоакустики Perch 2.0

N+1
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Упрощать без последствий Упрощать без последствий

Как доказать налоговой, что дробления не было: примеры реальных судебных дел

Монокль
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом

Драма за часы до взрыва звезды

ТехИнсайдер
Повышенная тревожность Повышенная тревожность

Почему дети начинают тревожиться, и чем тут могут помочь взрослые?

Здоровье
Открыть в приложении