Кто даст мне сто долларов?
Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

«Аукционный дом — это компания, чей бизнес заключается в продаже вещей на аукционе»,— пишет Кембриджский словарь. Но это определение сильно устарело. В современном мире аукционные дома занимаются далеко не только этим: они и маркетплейсы, и выставочные площадки, и клубы по интересам. И на самом деле есть немало причин в такой клуб вступить.
Осваивают новые ниши аукционные дома вынужденно — в попытке поднять продажи. У Sotheby’s в 2024 году, согласно отчету самой компании, общий объем продаж по миру упал на 23%, до $6 млрд по сравнению с $7,8 млрд в 2023-м. Самое интересное в этой статистике то, что аукционные продажи Sotheby’s снизились на 28% и составили $4,6 млрд, а частные продажи выросли на 17% — с $1,2 млрд в 2023 году до $1,4 млрд. У Christie’s, общие продажи которого снизились в 2024-м на 6% (с $6,1 млрд в 2023-м до $5,7 млрд), рост частных продаж еще выше: 41-процентный скачок, общая сумма $1,5 млрд.
За увеличение частных продаж отвечают разные департаменты. Это и маркетплейсы, которыми в классическом виде уже обзавелись Sotheby’s и Christie’s, а Phillips придумал оригинальный формат «дропов» (dropshop). «Выбрасывают» товары на сайт аукционного дома, строго отобранные куратором и всегда в сотрудничестве с художником или брендом. Это и выставки-продажи. Это и активно осваиваемый Sotheby’s формат под названием Sotheby’s Mansion или Gallery.

Именно их генеральный директор аукционного дома Чарльз Стюарт назвал объектами, «которые дают реальные перспективы на будущий год». Такие арт-пространства с товарами от картин старых мастеров до наручных часов, от костей динозавра до сумки уже заработали в Гонконге и Париже. А в конце 2025-го должны открыть обновленный Sotheby’s New York — в здании Марселя Брюйера, шедевре модернистской архитектуры, с дизайном Herzog & de Meuron. Обещают пространство с выставками, салоном, галереями и обширной программой для широкой общественности на нижних этажах здания.
Mansion и галереи можно справедливо считать частным случаем большой тенденции на поиск новых форматов ритейла. А то, что Sotheby’s прежде всего ищет именно ритейл-пространства для моментальных частных продаж, а все остальное — это красивая их упаковка, понятно хотя бы из того факта, где тот же Sotheby’s Mansion был открыт в Гонконге — в Landmark, главном люксовом шопинг-молле города.
Аукционы через новые форматы стремятся как найти новых покупателей, так и вообще стать ближе и понятнее клиенту. Потому что нередко потенциальные покупатели побаиваются аукционов — и стресса, и необходимости принятия быстрого решения во время торгов. И переплаты за товар.