Выдающиеся здания зарубежной архитектуры. Часть II
Esquire продолжает публиковать подборки образцов современной зарубежной архитектуры, с которыми полезно ознакомиться каждому образованному человеку. В первой части мы рассказывали о музеях. А новый список архитектора, партнера бюро Kleinewelt Architekten Николая Переслегина посвящен театрам и филармониям, недавно построенным в разных странах мира.
Филармония Elbphilarmonie. Гамбург
Архитекторы: Herzog & de Meuron
На острове Грасбрук, омываемом руслом Эльбы, построен огромный концертный зал, ставший новым символом Гамбурга. Эта «музыка, застывшая в камне» (а точнее, в стекле), – отрада для меломанов всего мира, Elbphilharmonie не знает себе равных по акустическим качествам. Основанием постройке послужил бывший склад – его грубоватый кирпичный фасад контрастирует с хрупким стеклянным объемом верхней части. Венчает филармонию крыша, напоминающая волны разбушевавшейся реки. Старую и новую часть разделяет открытая терраса, доступная всем желающим увидеть Гамбург с высоты 37 м. Она опоясывает фойе Большого и Концертного залов, лобби отеля и кафе.
Внизу, в кирпичном здании, разместился паркинг, Малый концертный зал, центр музыкального образования, а также спа и конференц-залы отеля. В составе комплекса – роскошные апартаменты стоимостью до €10 млн. Главный зал на 2150 мест архитекторы Herzog & de Meuron практически изолировали от остальной части здания: его поддерживают на высоте 50 м 362 огромных пружин. Добиться идеальной акустики позволила также оболочка «белая кожа» из гипсоволокнистых панелей. Сцена расположена в центре зала, а зрительские места расходятся от нее амфитеатром. Второй зал, на 550 зрителей, устроен по классической схеме.

Парижская филармония
Архитектор: Жан Нувель
Парижская филармония задумывалась как главный культурный объект при Николя Саркози и частица плана Большого Парижа. Этот многострадальный проект едва не стал причиной банкротства его архитектора, Жана Нувеля, возлагавшего на филармонию большие профессиональные надежды. Строительство шло с финансовыми затруднениями, судами, подрядчик самовольно изменял проект в угоду скорости работ. Тем не менее зданию удалось стать знаковым для города объектом современной архитектуры и завоевать мировой статус среди концертных залов для академической музыки.
Нувель задумывал Филармонию в Ла-Виллетт как здание-холм, ставшее естественной частью парка. На монументальное сооружение, фасады которого тут и там украшены стайками алюминиевых птиц, можно подняться и с 37-метровой высоты полюбоваться круговой панорамой города. Большой зал филармонии, рассчитанный на 2400 слушателей — это грандиозное пространство, вобравшее в себя новейшие достижения в области акустики и способное принять крупнейшие симфонические оркестры мира. Благодаря ассиметричной форме зала и расположенной в центре оркестровой яме, расстояние от оркестра до любого зрительского месте не превышает 32 м (абсолютный мировой рекорд).