Бомбардировки, голод, штурм: как Калининград встречал конец войны

В этом году 80-летие победы в Великой Отечественной войне будут широко отмечать и в Калининградской области — на земле, которая стала частью Советского Союза по итогам Второй мировой. Прусская земля, на которой сотнями лет жили немцы, под конец боевых действий была покрыта руинами, население голодало, а ополченцы сдавались в плен. Но после прихода советских войск мирная жизнь стала возвращаться в Кенигсберг, который быстро переименовали в Калининград. Обо всем этом рассказал старший научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Дмитрий Асташкин.
Как принималось решение о том, что кенигсбергская земля отойдет Советскому Союзу?
Тут ступенчатая история. Калининградская область, она же Восточная Пруссия, когда-то уже была частью России. Ее присоединила императрица Елизавета в ходе Семилетней войны, жителей Кенигсберга приводили к присяге на верность России, в том числе Иммануила Канта. Да, философ был подданным Российской империи. Но после смерти Елизаветы Петровны к власти пришел Петр III и обнулил все завоевания матери — сказал, что она была неправа, и вернул все обратно.
Что до Второй мировой, то союзники и СССР договорились о разделе территорий влияния. Согласно договоренностям на Тегеранской и Потсдамской конференциях, Восточная Пруссия с Кенигсбергом отходила Советскому Союзу. Часть Пруссии СССР должен был передать Польше, потому что в 1939 году она потеряла Западную Беларусь и Западную Украину. А себе оставил восточную часть, назвав ее позже Калининградской областью.
Сам штурм Кенигсберга провели в апреле 1945 года. Красная Армия двигалась на запад — через Польшу и Венгрию к Берлину. Мощная немецкая группировка в Пруссии являлась угрозой, разгромить ее и взять Кенигсберг СССР хотел еще в октябре 1944 года, в ходе Гумбиннен-Гольдапской операции. Операция тогда привела лишь к ограниченному захвату территории, было принято решение стабилизировать фронт и решить проблему позже, когда появится больше сил. Так немецкую группировку в Пруссии загнали в своеобразный «мешок», а дожимали уже после. Северное направление было второстепенным по сравнению с задачей овладеть немецкой столицей. Несмотря на символическое значение Кенигбсерга и его связь с прусским милитаризмом.
Хочу сказать, что именно из-за Пруссии началась Вторая мировая война — в городе Гданьске, который отдали Польше по итогам Первой мировой. Он рядом с Кенигсбергом. После передачи у Германии возникла травма: мол, как так получилось, что наш древний город Гданьск оказался у каких-то поляков из «низшей расы». И его «возвращение» было организовано, чтобы соединить его с Восточной Пруссией. Немцев очень раздражало, что Восточная Пруссия была анклавом — к ней не было прямого доступа по суше. Операция со взятием Гданьска, с которой началась Вторая мировая, была попыткой вернуть себе земли с привычным германским коридором в Восточную Пруссию.
Как советские войска входили в город? Сложные ли были бои?
Сам штурм длился всего четыре дня. Скорость связана с тем, что заранее были подготовлены все планы и макеты, на которых Красная Армия отрабатывала взаимодействие частей. Помогли и очень мощные артиллерийское и авиационное боевое сопровождение. В авиаобеспечении штурма участвовала знаменитая советско-французская группа «Нормандия — Неман». Многие забывают, но были французские летчики, которые воевали на стороне Советского Союза (Франсуа де Жоффр вспоминал: «Мы сопровождаем наступление на Кенигсберг и Пиллау. Русские поднимают в воздух всю свою авиацию»). Среди штурмовавших Кенигсберг был и мой прадедушка — минометчик Иван Андреевич Масляков. Он был гвардии рядовой 72-го гвардейского стрелкового полка в составе 24-й гвардейской стрелковой дивизии. За штурм Кенигсберга в мае 1945 года он получил орден Славы III степени.