Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

ВедомостиРепортаж

Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Николай Корнацкий, Мария Истомина
пт. 14.03.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Многосерийный триллер «Аутсорс» продюсерской компании «Среда» только в феврале стартовал в онлайн-кинотеатре Okko, а уже стал самой резонансной премьерой года. Иван Янковский («Слово пацана», «Фишер») играет сотрудника тюрьмы особого назначения Костю, которому в середине 1990-х приходит в голову необычная «бизнес-идея» – он предлагает родственникам жертв за деньги привести в исполнение смертный приговор. Ранее, в сентябре 2024 г., сериал выиграл главный приз фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи.

«Аутсорс» с самого начала интриговал сочетанием имен в титрах. Сценарист Анна Козлова, наверное, ассоциируется в первую очередь с историями из жизни среднего класса – «Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо», «Кеша должен умереть». Режиссер Душан Глигоров сделал себе имя на остросоциальных триллерах – «Хрустальный», «Химера», «Трасса». Их первый совместный проект оказался на порядок жестче всего, что они делали по отдельности. Кроме того, впервые в карьере Козлова выступила не только как автор сценария, но и как шоураннер.

В интервью «Ведомостям» сценарист рассуждает, чем «Аутсорс» напоминает греческую трагедию, рассказывает, какой уровень «жести» в своих проектах считает допустимым, и вспоминает «свой 1996-й».

«В каком-то смысле палачи не отличались от осужденных»

– Генпродюсер «Среды» Иван Самохвалов предложил вам этот замысел, все правильно? Чем вас он заинтересовал?

– Заинтересовала, собственно, эта строчка – что смертную казнь можно продавать за деньги. Мне показалось, что даже если это выдуманная история – такое могло произойти в реальности. Потому что это что-то очень человеческое и многое объясняет про нас, про нашу природу. И в этом хотелось покопаться.

– Помните, что писали в заявке? В чем, собственно, хотели «покопаться»?

– Мне были интересны обе стороны – и палачи, и родственники жертв. Например, у меня нет вопросов к родственникам, которые в сериале решают воспользоваться предложением. Когда мы сталкиваемся с такими вещами, как убийство собственного ребенка, близкого родственника, вся наша наносная «социальность» – роли, которые мы играем в обществе, понимание, как правильно себя вести и как неправильно, – все это исчезает.

Еще момент, который мне показался интересным, – сама рутина. Кирзачи, ключи на связке, как приговоренных выводят в специальную комнату и т. д. С одной стороны, в нас всех живет убеждение: преступник должен быть наказан. Но совсем другое дело – видеть, как это происходит и как люди, которые поставлены государством выполнять эту работу, хотят они того или нет, сами постепенно превращаются в маньяков. Ведь никто не может остаться прежним, убив столько людей.

– Истории бы, наверное, не было, если бы не персонаж Кости – которого играет Иван Янковский. Он настолько цельный, со строгими принципами, что кажется сильно больше и выше той среды, в которой оказался. Вы придумали ему биографию – что он делал до титров первой серии?

– Какие-то детали мы сформулировали – они были нужны Душану, ему это требовалось для лучшего понимания персонажа. Мы решили, что Костя был в Чечне, поэтому он знает, как убивать. И очевидно, он в какой-то форме испытывает ПТСР.

– В сериале говорится, что до того, как перевестись на Камчатку, он работал в Кимрах. А почему Кимры?

– Нравится название. И там есть тюрьма. Я знаю, потому что моя няня была оттуда и она рассказывала о городе – что он снаркоманился в 1990-е и там происходили жуткие вещи.

– Как вы для себя сформулировали, в чем конфликт Кости? Почему он как личность на голову выше всех прочих персонажей?

– Это человек, обладающий сильной волей, быстрым умом, умением понимать окружающих и видеть их суть. Важное отличие Кости от остальных героев не только в том, что у него есть принципы. У многих есть принципы, но не все способны взять в руки обрез. А Костя готов на все, что угодно. Родись он в другое время или другой стране, то мог бы сделать что-то очень хорошее для людей. Но Костя оказался в той ситуации, в какой оказался, и делает то, что делает.

Мне кажется, это история о том, что идея, условно назовем ее высшей, божественной, может проявиться в нас в той мере, в какой мы способны ее воспринять. Люди сталкиваются с идеей, которая больше, чем они сами, – и в меру своего скотства, в меру своих желаний ее воплощают, превращая свою жизнь в ад.

– Можно сказать, что Костя – это типаж 1990-х? Многих людей тех лет, например олигархов, описывали сходными фразами: «человек-компьютер» с пониженной эмпатией. Может быть, вы списывали его с какого-то конкретного человека, которого встретили в своей жизни?

– Любой человек, обладающий наблюдательностью и интересом к людям, встречает по жизни учителей – как светлых, так и темных. И ты просто запоминаешь какие-то яркие моменты, характеристики, а потом используешь их в творчестве. Костя – это собирательный образ, но я бы не сказала, что это типаж 1990-х.

Можно ли его назвать «человеком-компьютером»? Мне кажется, это просто человек, обладающий ярко выраженными лидерскими качествами. Лидер, который мобилизует окружающих на выполнение задачи, естественно, не может находиться в повышенной эмоциональности. Наоборот, он должен ее понижать, потому что истеричное поведение воспринимается как слабость – и людьми, и животными. Иногда люди постигают это через книги и тренинги, а есть экземпляры, которые это чувствуют с рождения.

– Как вы проводили ресерч?

– Много читала, искала интервью. В 1990-е тема смертной казни активно освещалась. Вообще манера прессы была специфической. В одном репортаже журналист спрашивал у палача: «А расскажите, пожалуйста, какие самые интересные случаи происходили с вами на работе?» И тот спокойно, как анекдот, рассказывал: «Знаете, клянусь вам, был у меня один чувак, который помер, пока мы его вели».

– Из того, что узнали по теме, что вас зацепило больше всего?

– То, что из исполнителей мало кто заканчивал хорошо. У кого-то начинались психические расстройства, были вспышки насилия прямо на работе. Единственная поддержка от государства, что им полагалась, – 200 грамм после каждого расстрела. Ну еще премии какие-то годовые. Еще интересная деталь – люди подписывали бумагу о неразглашении и не имели права даже своим родным говорить, чем занимаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Секс втроем: как мужчины и женщины относятся к популярной фантазии — ответ психоаналитика Секс втроем: как мужчины и женщины относятся к популярной фантазии — ответ психоаналитика

Правда ли только мужчины мечтают попробовать удовлетворить сразу двух партнеров?

Psychologies
Клиенты МФО богатеют Клиенты МФО богатеют

Доход должников МФО в возрасте за три года вырос почти в 1,5 раза

Ведомости
Скука-любовь Скука-любовь

Как зажечь былой огонь и вернуть сексу яркость и остроту?

Добрые советы
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Годовые кольца: 1610 Годовые кольца: 1610

Открытие Гудзонова залива и революция в астрономии: что случилось в 1610 году

Вокруг света
Тело в цифрах Тело в цифрах

Некоторые показатели, которые важно отслеживать регулярно

Добрые советы
Свой подъезд к клиенту Свой подъезд к клиенту

Сколько стоят такси особого назначения

Деньги
Эти странные аксионы Эти странные аксионы

Аксион — главный кандидат в частицы темной материи

Знание – сила
Кейс Кейнса Кейс Кейнса

Как теория британского экономиста покоряла мир

Деньги
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
Тепло Африки Тепло Африки

Панорамные виды, террасы и единение с природой — сам ландшафт стал соавтором

SALON-Interior
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
В барокко с головой В барокко с головой

Поиски главного героя в прошлом и настоящем

Weekend
Ольга Звагольская Ольга Звагольская

Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ru
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно

Какой может быть психологическая травма и что с этим делать?

РБК
А можно спросить? А можно спросить?

9 способов отвечать на бестактные вопросы

Лиза
Тропики в ванной Тропики в ванной

Мечтали когда-нибудь о ванной комнате, утопающей в зелени?

Новый очаг
Рынок логистики вступил в полосу невезения Рынок логистики вступил в полосу невезения

Российская логистическая отрасль встревожена спадом активности клиентов

Монокль
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
Всаднику вернули историчность Всаднику вернули историчность

Как студенты отреставрировали малую модель знаменитого Медного всадника

Санкт-Петербургский университет
Сезон трат Сезон трат

Минфин отчитался об исполнении бюджета за январь – февраль 2025 г

Ведомости
Микрозаймы обрастают банками Микрозаймы обрастают банками

Из-за чего растут выдачи микрозаймов микрофинансовыми организациями

Ведомости
Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха

Виолончелист Александр Рамм — об идеальном инструменте и музыкальной семье

СНОБ
Ученые превратили тараканов в киборгов, наделив их способностями для спасательных операций Ученые превратили тараканов в киборгов, наделив их способностями для спасательных операций

Тараканы-киборги — идеальные помощники для спасательных операций

Inc.
Ксюша Прихотько Ксюша Прихотько

Фэшн-нимфа и филолог Ксюша Прихотько шутит про интеллигентность и раздает стиль

Собака.ru
Актер и педагог Актер и педагог

Владимир Канухин о гигиене в профессии и ответственности перед аудиторией

OK!
По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги

Какие места в Петербурге определили творчество Сергея Дягилева

СНОБ
Бьюти-советы Бьюти-советы

Как правильно пользоваться косметикой с ретинолом и другие советы красоты

Здоровье
Открыть в приложении