Сценарист Анна Козлова об «Аутсорсе», жести и своём 1996-м

ВедомостиРепортаж

Анна Козлова: Жизнь всегда проигрывает, она все недокручивает

Николай Корнацкий, Мария Истомина
пт. 14.03.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Многосерийный триллер «Аутсорс» продюсерской компании «Среда» только в феврале стартовал в онлайн-кинотеатре Okko, а уже стал самой резонансной премьерой года. Иван Янковский («Слово пацана», «Фишер») играет сотрудника тюрьмы особого назначения Костю, которому в середине 1990-х приходит в голову необычная «бизнес-идея» – он предлагает родственникам жертв за деньги привести в исполнение смертный приговор. Ранее, в сентябре 2024 г., сериал выиграл главный приз фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в Сочи.

«Аутсорс» с самого начала интриговал сочетанием имен в титрах. Сценарист Анна Козлова, наверное, ассоциируется в первую очередь с историями из жизни среднего класса – «Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо», «Кеша должен умереть». Режиссер Душан Глигоров сделал себе имя на остросоциальных триллерах – «Хрустальный», «Химера», «Трасса». Их первый совместный проект оказался на порядок жестче всего, что они делали по отдельности. Кроме того, впервые в карьере Козлова выступила не только как автор сценария, но и как шоураннер.

В интервью «Ведомостям» сценарист рассуждает, чем «Аутсорс» напоминает греческую трагедию, рассказывает, какой уровень «жести» в своих проектах считает допустимым, и вспоминает «свой 1996-й».

«В каком-то смысле палачи не отличались от осужденных»

– Генпродюсер «Среды» Иван Самохвалов предложил вам этот замысел, все правильно? Чем вас он заинтересовал?

– Заинтересовала, собственно, эта строчка – что смертную казнь можно продавать за деньги. Мне показалось, что даже если это выдуманная история – такое могло произойти в реальности. Потому что это что-то очень человеческое и многое объясняет про нас, про нашу природу. И в этом хотелось покопаться.

– Помните, что писали в заявке? В чем, собственно, хотели «покопаться»?

– Мне были интересны обе стороны – и палачи, и родственники жертв. Например, у меня нет вопросов к родственникам, которые в сериале решают воспользоваться предложением. Когда мы сталкиваемся с такими вещами, как убийство собственного ребенка, близкого родственника, вся наша наносная «социальность» – роли, которые мы играем в обществе, понимание, как правильно себя вести и как неправильно, – все это исчезает.

Еще момент, который мне показался интересным, – сама рутина. Кирзачи, ключи на связке, как приговоренных выводят в специальную комнату и т. д. С одной стороны, в нас всех живет убеждение: преступник должен быть наказан. Но совсем другое дело – видеть, как это происходит и как люди, которые поставлены государством выполнять эту работу, хотят они того или нет, сами постепенно превращаются в маньяков. Ведь никто не может остаться прежним, убив столько людей.

– Истории бы, наверное, не было, если бы не персонаж Кости – которого играет Иван Янковский. Он настолько цельный, со строгими принципами, что кажется сильно больше и выше той среды, в которой оказался. Вы придумали ему биографию – что он делал до титров первой серии?

– Какие-то детали мы сформулировали – они были нужны Душану, ему это требовалось для лучшего понимания персонажа. Мы решили, что Костя был в Чечне, поэтому он знает, как убивать. И очевидно, он в какой-то форме испытывает ПТСР.

– В сериале говорится, что до того, как перевестись на Камчатку, он работал в Кимрах. А почему Кимры?

– Нравится название. И там есть тюрьма. Я знаю, потому что моя няня была оттуда и она рассказывала о городе – что он снаркоманился в 1990-е и там происходили жуткие вещи.

– Как вы для себя сформулировали, в чем конфликт Кости? Почему он как личность на голову выше всех прочих персонажей?

– Это человек, обладающий сильной волей, быстрым умом, умением понимать окружающих и видеть их суть. Важное отличие Кости от остальных героев не только в том, что у него есть принципы. У многих есть принципы, но не все способны взять в руки обрез. А Костя готов на все, что угодно. Родись он в другое время или другой стране, то мог бы сделать что-то очень хорошее для людей. Но Костя оказался в той ситуации, в какой оказался, и делает то, что делает.

Мне кажется, это история о том, что идея, условно назовем ее высшей, божественной, может проявиться в нас в той мере, в какой мы способны ее воспринять. Люди сталкиваются с идеей, которая больше, чем они сами, – и в меру своего скотства, в меру своих желаний ее воплощают, превращая свою жизнь в ад.

– Можно сказать, что Костя – это типаж 1990-х? Многих людей тех лет, например олигархов, описывали сходными фразами: «человек-компьютер» с пониженной эмпатией. Может быть, вы списывали его с какого-то конкретного человека, которого встретили в своей жизни?

– Любой человек, обладающий наблюдательностью и интересом к людям, встречает по жизни учителей – как светлых, так и темных. И ты просто запоминаешь какие-то яркие моменты, характеристики, а потом используешь их в творчестве. Костя – это собирательный образ, но я бы не сказала, что это типаж 1990-х.

Можно ли его назвать «человеком-компьютером»? Мне кажется, это просто человек, обладающий ярко выраженными лидерскими качествами. Лидер, который мобилизует окружающих на выполнение задачи, естественно, не может находиться в повышенной эмоциональности. Наоборот, он должен ее понижать, потому что истеричное поведение воспринимается как слабость – и людьми, и животными. Иногда люди постигают это через книги и тренинги, а есть экземпляры, которые это чувствуют с рождения.

– Как вы проводили ресерч?

– Много читала, искала интервью. В 1990-е тема смертной казни активно освещалась. Вообще манера прессы была специфической. В одном репортаже журналист спрашивал у палача: «А расскажите, пожалуйста, какие самые интересные случаи происходили с вами на работе?» И тот спокойно, как анекдот, рассказывал: «Знаете, клянусь вам, был у меня один чувак, который помер, пока мы его вели».

– Из того, что узнали по теме, что вас зацепило больше всего?

– То, что из исполнителей мало кто заканчивал хорошо. У кого-то начинались психические расстройства, были вспышки насилия прямо на работе. Единственная поддержка от государства, что им полагалась, – 200 грамм после каждого расстрела. Ну еще премии какие-то годовые. Еще интересная деталь – люди подписывали бумагу о неразглашении и не имели права даже своим родным говорить, чем занимаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сахарный детокс: я отказалась от сладкого на месяц — вот что из этого вышло Сахарный детокс: я отказалась от сладкого на месяц — вот что из этого вышло

Рассказываем результаты отказа от сахара на месяц.

Cosmopolitan
Хроническая усталость у женщин: 10 самых частых вопросов и ответы врача Хроническая усталость у женщин: 10 самых частых вопросов и ответы врача

Постоянно ощущаете себя «не в ресурсе»?

Psychologies
Футбольно-магнитная аномалия Футбольно-магнитная аномалия

Как Сергей Галицкий сделал «Краснодар» лучшим российским клубом

Деньги
Удачное преображение Удачное преображение

В этой даче гармонично переплелись винтаж, панорамное остекление и русский стиль

Идеи Вашего Дома
Хрустящая курочка Хрустящая курочка

Как выбирать наггетсы, и так ли уж они вредны

Лиза
От факелов до светодиодов: история эволюции светильников От факелов до светодиодов: история эволюции светильников

История эволюции светильников от древних времен до нашей эпохи

ТехИнсайдер
Сильные стороны Сильные стороны

Знакомство с моторной яхтой Cranchi Sessantadue 62 верфи Cranchi Yachts

Y Magazine
Ольга Звагольская Ольга Звагольская

Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ru
Строительные нормы против потребительского терроризма Строительные нормы против потребительского терроризма

Минстрой установил новые требования к отделке квартир

Монокль
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
Вверх по пустыне Вверх по пустыне

Километровый небоскреб в Саудовской Аравии все же построят

Weekend
Рублевый поток Рублевый поток

Как изменилось сотрудничество России и ЕС в газовой сфере

Ведомости
Пар над водой Пар над водой

Хаусбот, заметно отличающийся от всех остальных

Y Magazine
Давай ты скажешь Давай ты скажешь

Из чего рождается стендап и что даёт тем, кто им занимается?

Новый очаг
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека

Ученые исследуют, что способствует счастью молодых людей

Inc.
Мрамор и снег Мрамор и снег

Отвергнутый Вакх, рогатый Моисей – история работ Микеланджело Буонарроти

Вокруг света
Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний

Ученые сообщили об успехе испытаний ремибрутиниба при хронической крапивнице

N+1
Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна? Абсолютный рекорд: в России существует железная дорога с шириной колеи 9 метров. Но зачем она нужна?

Почему железные дороги в странах мира отличаются по ширине и какая самая широкая

ТехИнсайдер
5 простых техник, с помощью которых вы научитесь слышать друг друга в отношениях 5 простых техник, с помощью которых вы научитесь слышать друг друга в отношениях

Какие простые приемы могут почти сразу улучшить ваши отношения?

Psychologies
Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза» Джиган и Оксана Самойлова: «За 15 лет мы ругались два раза»

Разговор с Джиганом и Оксаной Самойловой, очень легкий, открытый, искренний

ЖАРА Magazine
Саша плюс Таша Саша плюс Таша

Брак Первого Поэта и Первой Красавицы начали обсуждать задолго до венчания

Дилетант
Великая подделка Габсбургов Великая подделка Габсбургов

На надгробии Фридриха III Габсбурга выбита аббревиатура AEIOU

Дилетант
Полярный бизнес-круг Полярный бизнес-круг

Российские компании против таяния мерзлоты: как бизнес адаптируется к угрозам

Ведомости
Лардо Лардо

Лардо: сало может быть настоящим деликатесом

Bones
5 вещей, которые ты стираешь слишком часто 5 вещей, которые ты стираешь слишком часто

Бюстгальтеры, полотенца и другие вещи, которые не нужно так часто стирать

VOICE
Юлины дети Юлины дети

В 44 года она оставила стабильную работу, а в 53 — открыла инклюзивное кафе

Afternoon Seasons of life
Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев» Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении