Жить интересно
К 180-летию Русского географического общества его президент Сергей Кужугетович Шойгу рассказал о планах на будущее и о том, как можно найти решение, оглянувшись в прошлое

Главной миссией РГО стали слова, прописанные в его первом уставе: «Познание государства Российского». Сергей Кужугетович, вы на посту президента РГО уже больше 15 лет, на ваш взгляд, не потеряла ли эта миссия, определенная 180 лет назад, своей актуальности?
Она стала шире. Помимо того, что есть еще много неисследованных мест, которые нужно изучить, есть еще и вот какой большой пласт: каждое поколение так или иначе оставляет после себя довольно заметный след и в географии, и в строительстве, и вообще в истории. Перечислять можно долго и копать глубоко, начиная хоть с библейского потопа. Например, на планете была только одна вершина, сохранившаяся над водой, а Эверест, и Памир, и Пик Коммунизма появились позже? Свой след в истории оставили многие, например, исследователи и первопроходцы Северного морского пути или участники «Алсиба», сумевшие построить в условиях вечной мерзлоты, посреди тундры и тайги, 26 аэродромов, причем со сложной инфраструктурой – заправками, ремонтными и жилыми базами, и перегнавшие во время войны около 8000 самолетов с Аляски в Красноярск. Это сейчас, с технологиями GPS и GLONASS, мобильной связью и всеми привычными для нас с вами приборами ориентации на местности, которые определяют положение с точностью до секунд, кажется обыденным делом с Аляски перелететь через Берингов пролив, пройти Чукоткой, Якутией, севером Иркутской области, Красноярским краем и приземлиться в аэропорту Красноярск-Северный. Но как десятки лет назад, когда с навигаций были большие проблемы, люди делали все это?
И много таких загадок истории, которые вам интересно разгадать?
Я могу перечислять их очень долго. Например, как японцы смогли построить на маленьком курильском острове Матуа три взлетно-посадочные полосы, как они обслуживались в этом климате, ведь там зимой обильные снегопады? Ответ, кажется, уже есть: подогрев этих полос осуществлялся за счет термальных источников острова. Как все это было сделано? И было ли? Надо исследовать.
Или еще одна важная история: как строили Северную дорогу в 1930–х: 800 километров по тундре фактически проложено! Мы собрали экспедицию, посмотрели, как в тех непростых условиях завозились паровозы, прокладывались рельсы…

И таких загадок в тех краях много, и все это важная часть нашей экономики. Глобализация, потребление, центр мировой экономики – все сейчас отдвигается дальше, на восток, в Азию. Нужно сегодня искать новые решения, новые пути. Например, из центральной Сибири железную дорогу вести через западную Монголию, Китай, там и выход к Индии и Пакистану. Основой для этого может послужить проект железной дороги «Курагино – Кызыл» в Республике Тыва, который разрабатывался еще в 2010–х годах. Такая работа может стать международной программой.
Еще одно интересное место в Туве – Долина Царей, где свой след оставили скифы.
Вопросов несчетное множество, и нам крайне любопытно узнать ответы на них.
Но наша задача все-таки не хвататься за все кастрюли сразу, а взять ту, в которой мы сможем сварить пищу, которую сможем съесть. Важно не просто посмотреть, а доизучить и передать следующим поколениям.
А как вы находите такие истории для исследований?
Идея с «Алсибом» возникла у меня еще во времена работы в МЧС. Я летал на Чукотку, где ледяной сель снес большое поселение геологов, и тогда впервые приземлился на одном из таких 26 аэродромов военных времен и увидел небольшой обелиск погибшим летчикам. Потери были небольшие, меньше 1%, но они были – погибли молодые ребята-летчики. Мало кто знает эту историю, поэтому РГО организовало несколько экспедиций в те края. Много имен вернули истории, нашли родственников, много важных фактов прояснили и много интересных деталей про людей узнали, как они находили способы выходить из сложных положений. Например, как думаете, зачем нашим летчикам была нужна помада? Таких навигационных приборов, как сейчас, не было, в американских самолетах все, естественно, было написано не по-русски, измерения не в километрах и метрах, а в футах и милях. Вот и ставили летчики отметку-риску помадой на приборной панели, чтобы ориентироваться и не царапать панель. Прилетели – метки стерли.
А Пор-Бажын – это мечта с детства была. Хотелось узнать, откуда в одном из самых труднодоступных районов, посреди тайги, мало того – посреди озера, на острове, появилась крепость, кто, когда и каким образом построил ее здесь. Может быть, она могла быть ставкой на пути возвращения Чингисхана из Самарканда? Но экспедиции РГО опровергли эту версию, оказалось, что возводить здесь что-то начали еще за несколько сотен лет до Чингисхана – летом 777 года, а назначение строения не фортификационное, а культовое – это был манихейский монастырь.
