Главное — не переборщить
Правильно сваренный борщ может решить любую проблему, а несвежий — вызвать революцию.
14 июня 1905 года на борту российского броненосца «Потемкин» распространилась новость, что борщ для матросов приготовили из протухшего мяса. Команда практически в полном составе от такого супа отказалась. Матросы демонстративно ели сухари, запивая водой. Назревал бунт. Последовавшие затем события вошли в историю России как случай первого воинского мятежа в ходе революции 1905 года. Каким же должен быть правильный борщ? Современница революционных событий и автор известной кулинарной книги Пелагея Александрова-Игнатьева описывала это блюдо так: прежде всего борщ «должен быть наварист, жирен, содержать хорошую порцию супового мяса»; кроме того, по ее рекомендации, «нужно пассеровать свеклу на брезе или на масле, а не отваривать в воде».
Слово «борщ», согласно словарю Фасмера, происходит от слова «борщевник»: «Значение „похлебка из красной свеклы“ явилось в результате переноса названия похлебки, которую раньше варили из борщевника». «Домострой» в XVI веке упоминает: «До осени борщ (растение) режучи, сушить, ино всегда пригодится и в год, и в даль». Речь тут идет о борщевике — растении из семейства зонтичных. Российский исследователь Григорий Николаевич Потанин в очерке «Полгода в Алтае» в декабрьском номере журнала «Русское слово» за 1859 год описывал такой необычный борщ: «Стебли ревеня распариваются в печи и съедаются с медом, или идут в начинку пирогов, или варятся и дают ревенный борщ».
Свекольный борщ издавна готовили в Польше, Литве, Белоруссии, Молдавии, на Украине — землях, до конца XVIII века входивших в состав Речи Посполитой. Различные рецепты борща еще в 1682 году приводил в своей кулинарной книге Compendium ferculorum Станислав Чернецкий, придворный повар польского князя и краковского воеводы Александра Любомирского. В конце XVIII века старопольский борщ с ушками (варениками с грибами) подавали в Варшаве к столу короля Станислава Августа на приемах, куда приглашали известных ученых и художников.