Это не ветка
Лев на картине Сано ди Пьетро несчастен не потому, что вместо жалованья ему предложили ветку. Просто мало кто приходит к ветеринару в хорошем настроении
Святой Иероним Стридонский был невероятно популярен в Средневековье. Прежде всего потому, что этот ученый подвижник, живший в IV–V веках, перевел на главный язык христианского Запада, латынь, главную его книгу – Библию. Неудивительно, что Иероним стал чуть ли не самым изображаемым святым. Назвать художника эпохи Возрождения, который бы не писал этого деятеля, – нелегкая задача. На картинах Иеронима можно опознать по разнообразным атрибутам: черепу – символу бренности мира, о чем всегда помнит благочестивый аскет, и камню в руке – знаку покаяния и борьбы со страстями; груде книг и письменным принадлежностям; кардинальской шляпе – и, наконец, льву в качестве домашнего питомца. Сюжет об исцелении и приручении Иеронимом льва впервые появился в житии этого святого, относящемся к IX веку, и широко разошелся по средневековой Европе в тогдашних «бестселлерах» – «Историческом зерцале» Винцента из Бове и «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, написанных в середине XIII столетия.
Сано ди Пьетро, видный представитель сиенской школы живописи итальянского Возрождения, создал одну из самых узнаваемых версий этого сюжета, в наши дни разошедшуюся на мемы благодаря комичному выражению морды животного. Для средневековой живописи не редкость, когда разные эпизоды истории с повторяющимися персонажами изображаются на одном и том же пространстве. Три части сюжета о льве и святом последовательно показаны по ходу взгляда человека, привыкшего читать слева направо.
Длинная картина – часть пределлы, основания многостворчатого церковного алтаря, который Сано ди Пьетро выполнил в 1444 году по заказу религиозного ордена иезуатов блаженного Иеронима. Этот орден (не путать с иезуитами) был основан в XIV веке сиенским купцом Джованни Коломбини. Имя самого почитаемого ими за аскетизм святого носили монастырь и церковь Сан-Джироламо, для которых предназначался алтарь. Шедевр Сано ди Пьетро, известный как «Полиптих иезуатов», – его самое раннее точно датированное произведение, хотя к тому времени он давно уже был востребованным художником и уважаемым в Сиене человеком.