Это было похоже на поклонение «Битлз» — такая же армия фанаток

Коллекция. Караван историйКультура

Леонид Борткевич: «Это было похоже на поклонение «Битлз» — армия фанаток ездила за «Песнярами» по всему Союзу»

Беседовала Анастасия Костюкович

Совсем недавно на Первом канале с огромным успехом прошел сериал о легендарных «Песнярах» «За полчаса до весны». А в середине апреля 2021 года, точно как в знаменитой песне — «за полчаса до весны», — ушел из жизни один из участников золотого состава легендарного белорусского ВИА «Песняры» Леонид Борткевич. Когда-то 21-летним парнем, он был лично отобран Владимиром Мулявиным в коллектив. И на протяжении десяти лет — с 1970 по 1980 год — был главным солистом прославленного ансамбля. При жизни Борткевич дал интервью «Коллекции Каравана историй», в котором рассказал о безумной популярности группы "Песняры».

Став супругом четырехкратной олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Ольги Корбут, Леонид Борткевич на пике славы сначала покинул ансамбль «Песняры», а вскоре и страну, вместе с женой уехав в США. А в 1999 году — опять же по личному предложению Мулявина, теперь уже оставив жену и сына в Америке, Борткевич вернулся в Беларусь. Так началась его вторая глава в знаменитом ансамбле...

Тогда, в начале 2000-х годов, вернувшись из Штатов и снова начав жить в родном Минске, Борткевич вел довольно тихий образ жизни. Мы не раз встречались с легендарным «песняром» для интервью. Помню, как была удивлена, что при личной встрече «белорусский Казанова советской эстрады», любивший броские сценические костюмы и внимание к своей персоне, оказался совсем не похож на героя газетных заголовков: с грустными глазами и тихим голосом, скромно одетый, очень вежливый...

Мы встречались в квартире, которую в то время Борткевич снимал в элитном районе Минска на проспекте Машерова. Зеленый центр города, за окном — Комсомольское озеро и парк Победы. В квартире скромно: стандартная мягкая мебель и шкаф-стенка, за стеклами которого расставлены памятные фото — с Мулявиным, Горбачевым, Аллой Пугачевой. Старое пианино, два больших аквариума с рыбками. Как пояснял сам Борткевич, аквариумистика была его давней и большой страстью: созерцание подводной жизни настраивало на воспоминания. Он признался тогда, что готовит к изданию мемуары, в которых собирался описать всю свою бурную жизнь, больше напоминающую сценарий остросюжетного фильма. Вышедшая в 2003 году книга «Песняры» и Ольга» и вправду наделала много шума и ожидаемо стала бестселлером.

Леонид Тышко, Чеслав Поплавский, Леонид Борткевич, Владимир Николаев в сквере возле Белорусской государственной филармонии. Минск, 1973 год

— Леонид, вы помните свою самую первую встречу с «Песнярами»?

— Первый раз я увидел «Песняров» по телевизору, который мы с мамой купили накануне. Шла трансляция концерта лауреатов IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Был 1970-й год. Помню, «Песняры» исполнили тогда песни «Хатынь», «Темная ночь» и «Ой, рана на Iвана». Я был потрясен! И просто каким-то внутренним чутьем почувствовал: когда-нибудь буду петь в этом ансамбле. Не знаю почему, но я был уверен в этом...

Еще в восьмом классе передо мной встал выбор: хотел стать либо художником, либо музыкантом. Мама тогда работала на Минском тракторном заводе, мы с ней жили очень бедно. И я решил, что мне надо идти в архитектурный техникум, там платили стипендию.

После окончания техникума я устроился работать в проектный отдел института «Белгипросельстрой», там впервые в жизни взял в руки микрофон. У нас был свой вокально-инструментальный ансамбль «Золотые яблоки»: на название вдохновил рассказ «Золотые яблоки Солнца» Рэя Брэдбери — мы все очень любили фантастику, зачитывались ею. Интересно, что много лет спустя, в 1997 году, в Атланте я встретил Брэдбери, он был уже совсем стареньким. Я не мог поверить своим глазам: не думал, что он еще жив...

Однажды «Золотые яблоки» играли на «Беларусьфильме», и нас услышал Владимир Мулявин... Прошло какое-то время, и в моем отделе «Белгипросельстроя» раздался телефонный звонок. Поднимаю трубку и слышу голос, который сразу показался мне очень знакомым:

— Вам звонит Владимир Мулявин. Мы ищем солиста в ансамбль «Песняры». Не могли бы вы прийти на прослушивание?

Я не поверил. Возникла пауза. Ну, думаю, это шуточки моего приятеля Толи Волка, руководителя «Золотых яблок», работавшего этажом ниже. И говорю:

— Да не пошел бы ты!.. — и кладу трубку.

Подхожу к своему рабочему столу и думаю: а что, если это и вправду был Мулявин? Я спустился к Толику Волку и аккуратно спросил:

— Ты мне сейчас звонил?

— Нет, — ответил тот, едва оторвавшись от кульмана.

Я вернулся в свой отдел: «Что же я наделал!» Но час спустя мне снова позвонили. На этот раз это был Даник, мой хороший друг, работавший в постановочной группе «Песняров»: «Владимир Георгиевич Мулявин все-таки хотел бы пригласить тебя на прослушивание. Завтра утром он будет ждать у себя дома».

В то время Мулявин жил в Минске над кинотеатром «Центральный», в коммуналке на последнем этаже. Дверь мне открыла его тогдашняя жена Лидия Кармальская. Сам Мулявин еще спал. «Вставай, к тебе мальчик какой-то пришел, наверное, на прослушивание», — стала будить Мулявина Лидия. Он протер глаза, встал, накинул рубашку и говорит:

— Ну, бери гитару — пой.

— Здесь? — переспрашиваю я, потому что на гитаре играть-то умел, но не перед Мулявиным же, который сам был классным гитаристом! И я предложил пойти в консерваторию, она как раз недалеко от дома. Там Мулявин сел за рояль, и я, распевшись, исполнил «Ах ты, степь широкая» из репертуара Лемешева, которого тогда очень любил. И голос у меня был хороший — тогдашний заведующий вокальной кафедрой меня даже приглашал в консерваторию.

Послушав меня, Мулявин наиграл песню «Белая Русь ты моя» и, написав на газетке несколько строк текста, велел попробовать спеть ее так, чтобы в пении слиться с ним, с Мулявиным: поскольку речь шла об отборе в ансамбль, надо было уметь петь в унисон. Я один раз послушал, как он поет, и повторил манеру в точности. И тогда Володя сказал мне:

— Я проверил человек сорок вокалистов. Ты мне очень понравился. Приходи завтра в филармонию.

— Но как я приду, если работаю?

— Забудь о работе. Я беру тебя в «Песняры».

Но на следующее утро, еще до конца не веря в происходящее, я, как обычно, отправился на работу в институт. Вчерашние события уже начинали мне казаться нереальными, но днем к нам заявились Владимир Мулявин и Валерий Яшкин, один из основателей «Песняров». И сразу направились к директору. Я понял, что пришли по мою душу. Как молодой специалист я должен был отработать в институте по распределению три года, но «Песняры» были настолько популярны, что этого «Белгипросельстроя» я никогда больше не видел.

Поехали мы в филармонию знакомиться с ребятами-«песнярами»: Мисевичем, Тышко, Демешко, Бадьяровым. Мулявин говорит: «Вчера я под впечатлением от твоего голоса написал песню. Давай порепетируем!» Это была «Александрына», с которой меня через пару дней буквально вытолкали на сцену московского Колонного зала Дома союзов.

У филармонии, слева направо: Валерий Яшкин, Леонид Борткевич, Александр Демешко, Владимир Мулявин, спиной — Игорь Лученок, середина 70-х годов

— Это было ваше первое выступление в составе «Песняров»?

— Да, это был творческий вечер белорусского поэта Петруся Бровки, на чьи стихи была написана Мулявиным «Александрына». Помню, надели на меня костюм старшего брата Мулявина Валерия (он был такой же худой) и выпихнули на сцену. Но как только я запел — все, никакого трепета! Я спел прекрасно, ребята даже стали качать меня на руках после выступления. К слову, на том концерте присутствовал Владимир Король — председатель «Белгосстроя», который потом сказал мне: «Может, ты бы и стал хорошим архитектором, но тогда в Беларуси не было бы такого замечательного певца!» Так состоялся мой дебют в «Песнярах». Шел 1970 год.

— Как говорится, на следующее утро вы проснулись знаменитым?

— На следующее утро я проснулся и понял, что об архитектурном институте теперь можно забыть: начались гастроли, все завертелось...

У меня появились «свои» песни — «Александрына», «Белоруссия», «Березовый сок», «Вераніка», «Алеся»... Знаменитая «Касіў Ясь канюшыну» появилась в репертуаре «Песняров», можно сказать, благодаря мне. У нашего скрипача Чеслава Поплавского (брата Ядвиги Поплавской, солистки ансамбля «Верасы») отец работал музыкальным руководителем белорусского Государственного академического народного хора. Дома у Поплавских было целое собрание белорусских народных песен, среди которых я нашел эту — и предложил Мулявину. Она вышла на нашем первом виниловом диске «Песняры» в 1971 году, через год мы сыграли ее живьем на концерте «Песня года». А в 1973-м, став всенародным хитом, она уже звучала в новой серии мультфильма «Ну, погоди!».

— К «Песнярам» пришла всесоюзная популярность. Вам как солисту ансамбля и исполнителю главных его хитов поклонницы, вероятно, признавались в любви чуть ли не каждый день?

— Это было похоже на поклонение «Битлз» — такая же армия фанаток, которые ездили за нами по всему Союзу.

— Свою первую жену вы высмотрели среди поклонниц?

— Ольга, краснодарская красавица, не достав билета, попросилась смотреть наш концерт из-за сцены. Когда я увидел эту девочку, то сразу влюбился: она была той самой «королевой», о которой я всегда мечтал. Но гастроли «Песняров» скоро закончились, я вернулся в Минск. А под Новый год пригласил Ольгу к себе в гости, и через пару дней мы ночью, не говоря ни слова моей маме, поехали в Острошицкий Городок, подняли с постели председателя колхоза, и он нас расписал... Мой сын от этого брака, Алексей, живет в Нью-Йорке.

— Слышала, у вас есть и внебрачный сын...

— Да. Это ребенок от моей московской поклонницы Ирины. Она все время ездила за группой, просила меня: «Я хочу от тебя ребенка». И получила то, что хотела. Сейчас Ирина довольно известная театральная актриса в Москве.

Леонид Борткевич у микрофона, выступление на сцене Белгосфилармонии. Минск, 1973 год

— Вашей второй женой стала знаменитая гимнастка, четырехкратная олимпийская чемпионка Ольга Корбут. Какой была ваша первая встреча?

— У нашей первой встречи была предыстория... Как-то в 1972 году, перед Олимпиадой в Мюнхене, я случайно услышал по радио концерт по заявкам олимпийской сборной. В нем гимнастка Ольга Корбут призналась, что ей очень нравятся «Песняры», а ее любимая песня — «Алеся». Поскольку это была моя песня, подумал, что, наверное, и я, ее исполнитель, тоже нравлюсь Ольге. Мне же в то время нравилась другая гимнастка — Любовь Бурда, будущая жена Николая Андрианова.

Через какое-то время мы с Корбут должны были вместе работать на правительственном концерте во Дворце спорта. Тогда-то на репетициях я впервые ее увидел: она разминалась на сцене, демонстративно прошел мимо, думая, что она меня узнает, обратит внимание. Но она только мельком глянула. Я еще подумал тогда: «Маленькая, а гордая какая!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я рада, что ты вошла в мою жизнь легко и радостно. Так и будь в ней!» — сказала мне Ирина Мирошниченко «Я рада, что ты вошла в мою жизнь легко и радостно. Так и будь в ней!» — сказала мне Ирина Мирошниченко

Анжелика Пахомова рассказала о дружбе с Ириной Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
«Толстые» запястья и «оттопыренные» уши: из-за чего больше всего комплексовала Мэрилин Монро «Толстые» запястья и «оттопыренные» уши: из-за чего больше всего комплексовала Мэрилин Монро

Почему Мэрилин Монро всю жизнь боролась с неуверенностью в себе

VOICE
«Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем» «Абдулов не мог и не хотел быть просто актером. Он должен был быть соавтором всегда и во всем»

Саша выделялся среди нас. Он был самым общительным и самым недисциплинированным

Караван историй
Как одевались советские дети: 5 обязательных атрибутов Как одевались советские дети: 5 обязательных атрибутов

Давайте вспомним, какими были главные предметы гардероба ребенка в СССР

Psychologies
«После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко «После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко

В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все

Коллекция. Караван историй
«Начало всех пороков и венец всех добродетелей» «Начало всех пороков и венец всех добродетелей»

Как Аристотель, Малевич, Кафка и другие оправдывали лень

Weekend
Проявить внимание Проявить внимание

Снимки, сделанные в СССР и России с конца 1940-х до наших дней

Esquire
Путь повара Путь повара

Как шеф-повар Андрей Жданов строил свою карьеру

Bones
Елизавета Моряк: Елизавета Моряк:

Умирать в кадре — это элемент творчества

Коллекция. Караван историй
Скрытые причины усталости Скрытые причины усталости

Вечно чувствуешь себя усталой? Это может быть симптомом болезни

Лиза
7 живописных малых городов России 7 живописных малых городов России

Если вы ищете провинциальный колорит, стоит включить эти города в свои маршруты

Караван историй
Время как концепция Время как концепция

У нас были закуплены сезонные продукты и много времени, чтобы что-то сделать...

Bones
Особенности национальной пластики Особенности национальной пластики

Что чаще всего просят у пластического хирурга девушки из разных стран?

Лиза
Вежливость, терпение и позитив: чего не хватает россиянам, которые ищут работу в США Вежливость, терпение и позитив: чего не хватает россиянам, которые ищут работу в США

Зачем нужны «разговоры ни о чем» на собеседованиях в США

Forbes
5 книг в жанре автофикшн 5 книг в жанре автофикшн

Автофикшн: самые интересные сюжеты всегда подкидывает жизнь

СНОБ
Осетрина для дедушки. Что можно считать психологической травмой Осетрина для дедушки. Что можно считать психологической травмой

Чем психологическая травма отличается от обучающих подростка программ и событий

СНОБ
Главное — баланс Главное — баланс

Составление винной карты — творческий процесс

Bones
Осень на пляже Осень на пляже

Где российские туристы отдыхают в бархатный сезон

Деньги
Как сделать ремонт и не сойти с ума: 6 полезных правил Как сделать ремонт и не сойти с ума: 6 полезных правил

Как же сделать ремонт так, чтобы все прошло быстро и без нервов

VOICE
Новая Toyota Land Cruiser возвращается к своим внедорожным корням Новая Toyota Land Cruiser возвращается к своим внедорожным корням

Новая Toyota Land Cruiser — ретро-дизайн и мощный двигатель

4x4 Club
А где кубики? А где кубики?

9 мифов о прессе, из-за которых он вряд ли станет идеальным

Лиза
10 отличных фильмов с очень мрачным финалом 10 отличных фильмов с очень мрачным финалом

Никаких сопливых хэппи-эндов! Только страдания и хардкор!

Maxim
20 причин, по которым другие вас ни в грош не ставят 20 причин, по которым другие вас ни в грош не ставят

Почему окружающие вас не ценят?

Psychologies
10% рабочей силы: сложно ли получить кредит самозанятому 10% рабочей силы: сложно ли получить кредит самозанятому

Банкам придется активнее работать с самозанятыми и давать им кредиты

Forbes
Спиленные деревья стали дешевой заменой вымершим коралловым рифам Спиленные деревья стали дешевой заменой вымершим коралловым рифам

Ученые придумали куда более простой выход из ситуации с вымиранием рифов

ТехИнсайдер
Смесь бетона и углерода превращается в суперконденсатор: невероятно быстрая зарядка и огромная емкость накопления энергии Смесь бетона и углерода превращается в суперконденсатор: невероятно быстрая зарядка и огромная емкость накопления энергии

Полученный бетон самособирается в суперконденсатор, накапливающий заряд

ТехИнсайдер
Мои проекты в Сочи Мои проекты в Сочи

Оставить WRF и уехать в казино в Сочи? Это было совершенно исключено

Bones
Мозг собак сильнее отреагировал на человеческое сюсюкание Мозг собак сильнее отреагировал на человеческое сюсюкание

Ученые выявили сходство между тем, как мозг младенцев и собак обрабатывает речь

N+1
6 страшно интересных фактов про «Кошмар перед Рождеством» 6 страшно интересных фактов про «Кошмар перед Рождеством»

Мультфильм, с которым поседевшие дети входят во взрослую жизнь

Maxim
Как сравнение с другими разрушает нас Как сравнение с другими разрушает нас

Ваш жизненный путь не похож на путь других, потому что этого не может быть

Psychologies
Открыть в приложении