Цифровая паутина «Черного квадрата»
110 лет назад, в 1915 году, искусство перестало быть прежним – появился «Черный квадрат» Малевича. Произведения художника-философа до сих пор вызывают противоречивые мнения, а идеи основоположника супрематизма, изложенные в многочисленных манифестах, становятся отправной точкой для изысканий современных художников.

«Черный квадрат», ставший «портретом» беспредметности и бесконечности не появился из пустоты – его «рождению» предшествовали многочисленные эскизы и различные версии. «Черный квадрат» существует как минимум в четырех версиях, одна из которых находится в коллекции музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Отправной точкой исследований творческого тандема, воплотившихся в совместный проект художников Сергея Бугаева-Африки и Rinatto L’bank, представленный на выставке Symbiosis. Vol 1 в московской VS Gallery, стал лист из брошюры-манифеста Казимира Малевича «О новых системах в искусстве», атрибутированный директором «Эрмитажа» Михаилом Пиотровским.

«Исторически именно на этой странице впервые появляется «Квадрат», и я считаю «Квадрат» такого размера, если соизмерять его с другими произведениями, тем самым пикселем, с которого начинается вся эволюция и в мире искусства, и в рамках нашего проекта», – рассказывает Сергей Бугаев-Африка, в чьей коллекции находится этот ценный экспонат. – Не менее важен для понимания подобной эволюции и фрагмент стихотворения «Уста земли и художник» Казимира, ставший эпиграфом нашей выставки. В нем он, как Нострадамус своего времени, описывает землю, опутанную паутиной из чисел. Если посмотреть с современной точки зрения, в этих строчках можно увидеть метафору на Интернет, социальные сети, искусственный интеллект – словом, на все, что входит в понятие «цифровой мир». Незримая цифровая паутина пронизывает весь воздух между людьми, соединяя их между собой в единый организм, который продолжает уже собственную эволюцию».