Власть женщин: что такое матриархат и существовал ли он на самом деле
«Было такое время, когда женщины мужчинами командовали. Очень правильное было время!», — говорит героиня фильма «Девчата». В 1962 году, когда вышел этот фильм, теория матриархата существовала уже сто лет, ее успели опровергнуть историки и снова взять на вооружение психоаналитики. А споры о том, было ли в истории человечества «такое время», не утихают до сих пор. Разбираемся, что говорят о матриархате исследования.
Матриархат как пережиток прошлого
«С хромыми секс лучше», — по легенде, примерно так ответила царица амазонок Антианира правителю скифов, который предлагал ей и ее соплеменницам выбирать интимных партнеров из числа его воинов. Легенда описывала амазонок как жестокое племя, в котором мужчин с детстве калечили и держали в качестве прислуги. Упоминания об амазонках можно встретить во множестве античных источников, от Гомера до Страбона. В начале XVIII в. о них вспомнил миссионер-иезуит Жозеф-Франсуа Лафито, когда, проповедуя среди канадских ирокезов, обратил внимание на «превосходство» тамошних женщин над мужчинами. Эту особенность он обнаружил также у других индейцев и описал в книге «Нравы диких племен Америки в сравнении с нравами первобытной эпохи», где для обозначения власти женщин использовал термин «гинекократия». В 1775 году другой автор, Джеймс Адэр с нескрываемой неприязнью писал в книге «История американских индейцев» о чероки, живущих «под властью юбок».
Спустя почти сто лет швейцарский профессор римского права Иоганн-Якоб Бахофен, сопоставив данные из античных источников и более поздних антропологических трудов, создал теорию об этапах социального развития. Согласно Бахофену, выглядело оно так:
- этап гетеризма, когда в обществе царят промискуитет и насилие, нет ни института брака, ни частной собственности;
- переходный период, когда женщины яростно защищаются от посягательств мужчин;
- деметрическая гинекократия, в которой царит культ материнства, полигиния (многомужество) и матрилинейность (ведение происхождения и наследование по материнской линии);
- с утверждением моногамии, которая позволяет устанавливать отцовство и тем самым повышает статус мужчин, наступает патриархат, — по мнению Бахофена, вершина социального развития.
Современник Бахофена антрополог Льюис Генри Морган, изучая традиции обозначения родства у индейцев, разработал похожую теорию происхождения моногамной семьи от промискуитета. А затем развил ее в теорию культурной эволюции, которую в 1877 году изложил в книге «Древнее общество, или Исследования путей развития человечества от дикости через варварство к цивилизации». Экономическую базу под эту теорию подвел в 1884 году Фридрих Энгельс: в работе «Происхождении семьи, частной собственности и государства» он описал победу патриархальной частной собственности над матриархальной общинной. Так к концу XIX века сложилось представление о матриархате как о необходимом этапе развития общества. Одни, как Адэр, описывали его с пренебрежением, другие, как Бахофен, поэтизировали, но все ученые мужи сходились в одном: это нечто несовершенное, варварское, противоположное цивилизации, а иногда и откровенно жестокое, как в легенде об Антианире.
Проблема была в том, что все это — теоретические построения, основанные на древних мифах и теории пережитков. Как пишет в статье для Оксфордского словаря историк Саймон Пембрук, и термин «гинекократия», и легенды о диковинных племенах у античных авторов не столько описывали реальное общественное устройство древности, когда главенствовали женщины, сколько являлись проекцией различных страхов — утраты мужчиной своего статуса, встречи с неизвестным и чужеродным. Что касается теории пережитков, считавшей, что по «устаревшим» элементам культуры можно реконструировать прошлое, то сама идея постепенной эволюции различных обществ в соответствии с неким универсальным законом в XX в. была опровергнута результатами полевых антропологических исследований.
Матриархат как экзотический обычай
Амазонки были легендой (некоторые даже предполагают, что их прообразом стали безбородые монголоидные кочевники), но авторы, писавшие о матриархате, указывали и на реально существовавшие племена, в которых положение женщины отличалось от принятого в патриархальных обществах.
Например, в статье «Матриархальная семейная система» (1896) антрополога Эдуарда Бернетта Тайлора, где впервые было использовано само слово «матриархат», упоминается племя минангкабау. Его представители и сейчас живут в горных районах острова Суматра. Имущество они наследуют по женской линии, дети берут фамилию матери (матрилинейность), а после свадьбы муж переезжает в дом жены (матрилокальность). Похожие традиции существуют в племени кхаси, которое проживает в индийском штате Мегхалая и на территории Бангладеш. Женщины здесь становятся главами семей, а мужчины борются за равноправие и жалуются на дискриминацию даже на уровне языка: «Слово «дерево» в нашем языке мужского рода, а «древесина» — женского: как только что-то становится полезным, грамматический род слова меняется».