Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

ВедомостиКультура

Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Наталья Витвицкая
пт. 4.07.2025

Алексей Орлов / Ведомости

Мурат Абулкатинов стал главным режиссером Красноярского ТЮЗа в мае 2024 г., и за прошедший год сибирский театр упрочил свои лидерские позиции. Съездил с гастролями в Театр им. Евгения Вахтангова в Москву, выпустил два хита – «Басни Крылова» и «Детство», режиссерами которых стали трендовые постановщики Сойжин Жамбалова и Филипп Гуревич соответственно.

Скромному и деликатному Абулкатинову не занимать амбиций и силы воли – в ГИТИС он поступал пять раз. Начав карьеру в регионах, проявил свой собственный, ни на кого не похожий режиссерский почерк, доказав тем самым право на индивидуальность. Спектакли Абулкатинова поэтичны и неспешны, всегда обаятельны и точны. На счету у режиссера – постановки-хиты в столице: «Гамлет» в Театре на Таганке, «10 посещений моей возлюбленной» в Театре наций, «Тахир и Зухра» в театре «Шалом», «Июльский дождь» в А39.

В интервью «Ведомостям» Абулкатинов рассказал, как поборол страх ставить «Гамлета» на Таганке первым после Любимова, что ему нравится в шекспировской драматургии и что за «антиэго-история» произошла в возглавляемом им Красноярском театре.

«Сделать то, что кажется нереальным»

– Как вы получили предложение поставить легендарного «Гамлета» в Театре на Таганке? Какие эмоции испытали?

– Все началось с лаборатории юбилейного сезона, в которой мне было предложено выбрать любое знаковое название из репертуара старой Таганки. До этого меня уже звали участвовать в лаборатории по советской драматургии, я должен был ставить «Курьера» Карена Шахназарова, но не получилось, наложились сроки. Когда возникло второе предложение, я понял: откажусь – больше не позовут. На вопрос про знаковое название, выпалил: «Ну Гамлет, конечно!» И всерьез, и в шутку. К лабораториям я давно отношусь не как к возможности где-то зацепиться, а как к шансу что-то невозможное попробовать. Сделать то, что кажется нереальным.

«Гамлет» на Таганке – что может быть еще нереальнее? Кстати, уже в момент переговоров с театром я видел в своей голове мизансцену – Гамлет и Офелия сидят за гробом и оттуда смотрят на всю эту грызню. Сцена потом вошла не только в эскиз для лаборатории, но и в спектакль. Она очень важна, поскольку аккумулирует ключевое для меня ощущение – Гамлет и Офелия в стороне от интриг и убийств. В общем, мы договорились, прошло недели три, и вдруг я ощутил страх. На что я согласился? Что я вообще такое предложил? Звоню в театр руководителю творческих проектов Елене Груевой, пытаюсь сказать, что не успею. И слышу: «Нет, я запрещаю вам отказываться». Так что эскиз я сделал. (Улыбается.) А предложение – делать полноценный спектакль – получил в день показа. Здесь я отказался сразу. Думал: ну получилась неплохая работа в рамках лаборатории, ей не стоит иметь продолжение. Чуть позже применил свой любимый метод – когда я в чем-то сомневаюсь, пытаюсь представить: вот я отказался, проснулся на следующее утро и что почувствовал? В случае с «Гамлетом» мне было очевидно: это исторический момент, я точно пожалею, если откажусь. Тем более что сюжет уже был в моей голове после работы над эскизом, опять же у меня был и сам Гамлет – я видел в этой роли Сережу Кирпиченка (актер Театра на Таганке. – «Ведомости»), с которым мы давно знакомы. Все как-то сошлось, как будто бы жизнь подвела сама. И я перестал сопротивляться.

Теперь про эмоции. Первое, что я почувствовал, – воодушевление, подъем. Кроме того, узнал, что Кама Гинкас (выдающийся советский и российский театральный режиссер, много лет проработавший главным режиссером в МТЮЗе. – «Ведомости») когда-то, будучи главным режиссером Красноярского ТЮЗа, тоже выпустил там «Гамлета», через год после любимовского. Мне подумалось, что история прекрасно закольцевалась, такая вот петля времен произошла. И теперь уже я, будучи главным режиссером Красноярского ТЮЗа, ставлю «Гамлета». Это меня и подпитывало, и подогревало. Психологические мучения начались вместе с репетициями.

– Вы боялись критики или ответственности?

– Всего. Я понимал, какой интерес у профессионального сообщества возникнет к этой работе. Плюс сложность пьесы. Влияние места. Неизбежность сравнений с любимовским шедевром. Кого бы я ни встречал тогда, от всех слышал очень полярные мнения: «Зачем ты это делаешь?» или «Круто – смело!» И скепсис, и восторг одинаково вызывали тревогу. И сначала на репетициях было это ощущение несвободы. Все время думал: «Вот эта сцена – она достойна быть сценой из «Гамлета» на Таганке?» Так продолжалось довольно долго. Я вскакивал ночью с чувством, что все не то и не так, что недостаточно, не тот масштаб. А потом как-то вдруг все изменилось.

– Вы поняли, что не нужно оглядываться? Как это произошло?

– Нет, оглядываться можно, но помнить о том, кто ты. Не надо пытаться быть больше, чем ты есть. Оставаться на том уровне размышлений, который тебе сейчас доступен. Стараться честно, искренне говорить о том, что волнует. Я обсудил все это с артистами, и нам всем сразу стало легко. Все приняли мою идею – это только наша история, наша собственная, искренняя и честная.

– А идея, каким должен быть Гамлет – отказывающимся мстить, она сразу возникла?

– Я не знаю, как возникают идеи. Каждый раз об этом думаю. С «Гамлетом» та мизансцена, о которой я уже рассказывал, она возникла сама, буквально из ниоткуда. Но от нее я начал крутить остальное. Стал размышлять, а что если Гамлет, выбирая «быть», на самом деле выбирает «не быть». Мне понравилась эта игра понятий и неразрешимость вопроса. В лаборатории я проверил эту идею и понял, что она рабочая. Но пьеса сопротивляется. В эскизе я иногда буквально спасался бегством – в некоторых сценах совсем не знал, что делать. Так стало очевидно, что для спектакля нужна новая пьеса.

– Как вы объясняли драматургу задачу?

– Мы с Никой Ратмановой переделывали текст не один раз. Когда я получил первый драфт сцен и не увидел того, чего хотел (к примеру, не понимал, почему уезжает Лаэрт или куда делся Горацио), стал советоваться с артистами, командой. Кто-то говорил «а мне вот здесь не хватает слов», или я видел, что кому-то нужна сцена, в которой герои могут проявить нежность друг к другу. Линия артистов-могильщиков вообще родилась на самих репетициях. Месяца четыре велась эта работа.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
На римском памятнике впервые нашли артефакт из ископаемого трилобита На римском памятнике впервые нашли артефакт из ископаемого трилобита

Как архаичные люди могли использовать окаменелости трилобитов?

N+1
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Рафаиль Хакимов: «При психосоматических расстройствах часто наблюдается так называемый “блуждающий симптом”: сегодня болит голова, завтра – спина, послезавтра – желудок» Рафаиль Хакимов: «При психосоматических расстройствах часто наблюдается так называемый “блуждающий симптом”: сегодня болит голова, завтра – спина, послезавтра – желудок»

Самое актуальное о психосоматике

Здоровье
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
Инфляция подгоняет ставку Инфляция подгоняет ставку

На что влияет замедление темпов инфляции

Ведомости
Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах

Герои, на которых хочется быть похожим: вспоминаем главные роли Харрисона Форда

Правила жизни
8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью 8 вещей, которые нельзя хранить под кроватью

Есть вещи, которые лучше держать подальше от подкроватья

VOICE
Изумрудный истребитель Изумрудный истребитель

Какой рыбак не знает зимородка, этого красавца в изумрудно-синем камзоле?

Наука и жизнь
Накопительную часть пенсии «молчунов» могут перевести в ПДС автоматически Накопительную часть пенсии «молчунов» могут перевести в ПДС автоматически

О существенных изменениях для инвесторов и клиентов банков и финансовых компаний

Деньги
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
«История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро» «История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро»

О магии, которая должна была изменить судьбу человека, — ворожбе

N+1
Стальной характер Стальной характер

Тандем камня, металла и искусства в невероятных апартаментах

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Когда врачи и пациенты на одной стороне Когда врачи и пациенты на одной стороне

Алгоритм для контроля качества оказываемой помощи

Санкт-Петербургский университет
«Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами «Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами

Как сварщицы борются со стереотипами и за что любят свою работу

Forbes
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос

Мы привыкли считать, что делаем осознанный выбор, но так ли это на самом деле?

Inc.
РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых

Как ученые подтвердили нейрогенез у взрослых

N+1
Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание» Ольга Варцева: «Далеко не каждая книга выдерживает перечитывание»

«Прежде чем идти к психологу, почитайте чью-нибудь автобиографию»

Ведомости
В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной

Новый способ пролить свет на загадку темной материи

Inc.
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца Как Сатурну удается сохранять такие ровные кольца

Сатурн: откуда у него кольца и почему они всегда на своем месте

Maxim
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
«Помогает настроить оптику на созерцание»: герои культуры — о том, как полюбить академическую музыку «Помогает настроить оптику на созерцание»: герои культуры — о том, как полюбить академическую музыку

Советы слушателям-новичкам, как слушать академическую музыку

Правила жизни
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса» Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса»

Актриса Елизавета Шакира — о дружбе вне экрана и спонтанной карьере

Ведомости
Грудное молоко помешало бактерии вызвать воспаление в кишечнике новорожденного Грудное молоко помешало бактерии вызвать воспаление в кишечнике новорожденного

Как материнское грудное молоко защает ребенка от дисбиоза и воспаления кишечника

N+1
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
Открыть в приложении