Возможно, время ангажированности прошло?

Школа MastersКультура

В защиту объективности критики: Колонка Алексея Гусева

Заглавная иллюстрация: Ян Вермеер. Женщина, держащая весы (фрагмент; 1662-1663). Национальная галерея искусства, Вашингтон © National Gallery of Art

Вести полемику с коллегами в публичном поле доводится нечасто. Принято считать, что для этого есть редакционные курилки, фестивальные вечеринки, чаепития на кафедре, — частная переписка, наконец. Бывают еще, конечно, обсуждения в соцсетях, ох как бывают, но там обычно завязывается перепалка, а не полемика, от которой только и радости, что лишний расход капотена. В основном же на рецензию отвечаешь другой рецензией, на статью — другой статьей. Вплетая свой голос в какофонию, именуемую рецепцией, и становясь очередным номером в обширной библиографии неведомого усердного аспиранта. Пусть он выявляет полемику, раз такой усердный.

Но то — о рецензиях и статьях. На манифесты, сколь ни редки они по нынешним вязким временам, отвечать принято в открытую и прилюдно. Это жанр не кулуарный — площадной, здесь правит императив, и окромя другого императива, приема против него не сыщешь. Что ж, быть по сему.

В конце апреля на культовом сайте «kimkibabaduk» Мария Кувшинова опубликовала текст под названием «Настало время ангажированной критики (потому что другой не бывает)».

Если разбить авторскую аргументацию заглавного месседжа на пункты, то, если коротко, они таковы (с учетом, увы, неизбежного при пересказе упрощения и огрубления):

1. Аполитичность критики, почитаемая современным российским профессиональным сообществом как добродетель, является наследием 90-х, когда она, в рамках тогдашней постмодернистской стратегии, оказалась естественной реакцией на беспросветную идеологизированность советской публицистики. Ныне же эпоха сменилась, и дух у нее иной, а потому добродетель выродилась в порок.

2. Претензия на объективность, во имя которой критики отказываются от ангажированности, ставит своей целью «транслировать свою позицию как дефолтную», т. е. считает свободу от идеологии ключом к универсальности высказывания. Однако в современном мире, в принципе отказавшемся от понятия «дефолтной позиции», эта претензия несостоятельна.

3. Отказ от ангажированности все равно невозможен: «человек всегда чем-то ангажирован». Значит, надо перестать делать вид, что от нее якобы свободен, осознать ее «как политическую платформу» и таким образом «идентифицировать себя […] как актора в сложно устроенном мире, состоящем из миллионов других акторов». Это будет честно. Позиция же «неангажированной критики» есть лицемерие («комедия объективности»), поддерживающее существование системы привилегий.

Все три пункта вызывают, скажем так, сомнения.

Менее всего — первый. Да, действительно, отказ от идеологической критики возник на постсоветской территории в 90-е годы как реакция на советский официоз. Значит ли это, что причины этого отказа оказались исчерпаны вместе с эпохой, ибо были неразрывно с ней связаны? Та эпоха востребовала такой тип критики, а не породила его. Горячность (и порой гротескность), с которой авторы, «дорвавшиеся» до свободы от догм и доктрин, этой свободой воспользовались, — разумеется, веяние времени, а потому есть, в тех своих формах, явление специфичное и преходящее. Но само по себе представление о том, что критика не может, не имеет права транслировать идеологические убеждения автора, — много, много старше, и бытовало в самые разные времена с самым разным «духом». Это, конечно, еще не гарантия его истинности. Просто историческая «привязка» к 90-м тут ни при чем. Когда смогли, тогда и осуществили. Если, просто для примера, свобода критики от идеологической ангажированности есть лишь профессиональная норма, от которой отечественные авторы долгое время были насильно отлучены, — то с чего бы от нее отказываться по прошествии времени и смене времен? Если, скажем, человек весной был простужен, а потом выздоровел и все лето провел в омерзительно здоровом состоянии, — так ли уж ему необходимо осенью опять изо всех сил напрашиваться на насморк, ибо, чай, не лето и дожди обязывают? Может, все же необязательно настолько всем своим существом подстраиваться под погодные условия? И считать здоровье лишь одним из равноправных состояний в сложно устроенной жизни?..

Это все, конечно, еще не возражения. Это, как и было сказано, лишь сомнение: в том, что данный исторический аргумент является аргументом. А вот в остальных двух пунктах сомневаться не приходится.

Тут возражения неизбежны. Хотя и очень разные.

Второй пункт кажется ошибочным не по цели, а по изложению. Объективность, во имя которой критик отказывается от ангажированности, — не претензия на универсальность и дефолтность. Наоборот. Такой претензией обладает лозунг, идея, концепция, — то есть нечто антропогенное и умышленное. Когда та же Мария Кувшинова несколько месяцев назад рассказала о своей беседе с некоей европейской коллегой, которая удивилась тому, что российская кинокритика не затрагивает проблематику феминизма («

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8 тайных фантазий девушек, о которых они почти никогда не рассказывают 8 тайных фантазий девушек, о которых они почти никогда не рассказывают

Да — есть вещи, которые девушки... обычно не предлагают

Playboy
Высокая температура повредила ДНК сперматоцитов Высокая температура повредила ДНК сперматоцитов

В нагретых сперматоцитах активно мобилизовались транспозоны Tc1/mariner

N+1
Новая Афродита Новая Афродита

Топ-модель Кэндис Сванепул о том, как питаться, заниматься спортом, принять себя

Vogue
Играем в шпионов: как полностью удалить уже удаленные файлы Играем в шпионов: как полностью удалить уже удаленные файлы

Как удалять файлы так, чтобы не оставить шансов на их восстановление

CHIP
«Анастасию добили штыками»: рассекречены подробности расстрела царской семьи «Анастасию добили штыками»: рассекречены подробности расстрела царской семьи

Новые детали убийства семьи последнего императора России Николая II

Cosmopolitan
В Москву! В Москву!

Респектабельный интерьер в стиле софт-минимализм

SALON-Interior
Периоды детского развития: от 7 до 12 лет Периоды детского развития: от 7 до 12 лет

С какими задачами развития сталкиваются дети в возрасте от 7 до 12 лет?

Psychologies
TIFU, IRL, AF и другие актуальные сейчас английские сокращения TIFU, IRL, AF и другие актуальные сейчас английские сокращения

В англоязычном сегменте Интернета начали доминировать аббревиатуры и акронимы

Maxim
Какие бывают бани и как они устроены Какие бывают бани и как они устроены

Русская баня, финская сауна, хамам и другие виды парных

Популярная механика
Свои парни Свои парни

Ставка на прорабов сделала «Петровича» крупнейшим продавцом стройматериалов

Forbes
Правила жизни Кензо Такады Правила жизни Кензо Такады

Правила жизни японского дизайнера Кензо Такады

Esquire
Слушай, вдохновляй, мири: 50 оттенков эмоционального обслуживания Слушай, вдохновляй, мири: 50 оттенков эмоционального обслуживания

Что такое эмоциональное обслуживание, почему его требуют чаще от женщин

Cosmopolitan
Как справиться с циститом и прогнать холод из тела: секреты даосских практик Как справиться с циститом и прогнать холод из тела: секреты даосских практик

Как наше тело копит холод, чем это грозит и что с этим делать

Psychologies
Минус 50 кг: как я похудела на дефиците калорий и домашних тренировках Минус 50 кг: как я похудела на дефиците калорий и домашних тренировках

Девушка нашла простой и легкий способ сбросить вес

Cosmopolitan
Образ Италии в русском искусстве Образ Италии в русском искусстве

Средиземноморские пейзажи, пышность Ренессанса и строгие античные традиции

Культура.РФ
Периоды детского развития: от 3 до 7 лет Периоды детского развития: от 3 до 7 лет

Какие проблемы ждут родителей детей в возрасте от 3 до 7 лет

Psychologies
Глава из книги Оушен Вуонг «Лишь краткий миг земной мы все прекрасны» Глава из книги Оушен Вуонг «Лишь краткий миг земной мы все прекрасны»

Первая глава книги «Лишь краткий миг земной мы все прекрасны»

СНОБ
Фунги сапиенс: статья о том, почему грибы куда умнее и хитрее, чем мы думали Фунги сапиенс: статья о том, почему грибы куда умнее и хитрее, чем мы думали

Грибы — не то, чем они кажутся

Maxim
Я шагаю: творческий путь Никиты Михалкова — в десяти фильмах Я шагаю: творческий путь Никиты Михалкова — в десяти фильмах

Михалков-режиссер через призму десяти фильмов

Esquire
Как отменить платную подписку на айфоне или айпаде Как отменить платную подписку на айфоне или айпаде

Случайно оплатили подписку, а теперь не знаете, как её отменить?

CHIP
Палеонтологи заглянули в клоаку пситтакозавра Палеонтологи заглянули в клоаку пситтакозавра

Команда палеонтологов изучила останки динозавра с мягкими тканями

N+1
Как богатые снова плачут. «Отыграть назад» — сериал с Николь Кидман и Хью Грантом от автора «Большой маленькой лжи» Как богатые снова плачут. «Отыграть назад» — сериал с Николь Кидман и Хью Грантом от автора «Большой маленькой лжи»

О достоинствах и недостатках нового сериала HBO «Отыграть назад»

Forbes
Дети преподавателей о своей жизни Дети преподавателей о своей жизни

Дети рассказывают, какими качествами должен обладать хороший педагог

СНОБ
Матильда Шнурова: «Мы обязательно разобьем этот стереотип» Матильда Шнурова: «Мы обязательно разобьем этот стереотип»

Главное лицо питерской гастрономии Матильда Шнурова открыла сразу три ресторана

Grazia
История возникновения 7 счастливых примет и талисманов История возникновения 7 счастливых примет и талисманов

Если чёрный кот перебежал дорогу, кинь семь подков через левое плечо

Maxim
Саундтреки к фильмам Тарантино: от худшего к лучшему Саундтреки к фильмам Тарантино: от худшего к лучшему

Отличительная черта фильмов Тарантино — саундтреки

Maxim
Мифы о богах Мифы о богах

Рената Литвинова разговаривает с Дэмной Гвасалией о грехах, страстях и моде

Vogue
20 правил хороших отношений 20 правил хороших отношений

Достаточно ли крепкие у вас отношения? Подходите вы друг другу или нет?

Psychologies
Русские гонки Русские гонки

Первый Кубок России по авиагонкам прошел 19 сентября в Орешково

Популярная механика
Как прописать эффектный конфликт и создать напряжение в сюжете: писательские советы от Чака Паланика Как прописать эффектный конфликт и создать напряжение в сюжете: писательские советы от Чака Паланика

Фрагмент главы, посвященной созданию напряжения в сюжете

Esquire
Открыть в приложении